18+
понедельник, 29 мая
Путешествия

Болгария оплакивает «Титаник», утонувший в луже

Трагедия на Охридском озере поставила под угрозу туристический бизнес страны

  
47

Нынешняя неделя стала временем глубокого траура для жителей небольшой болгарской деревеньки Антон. В один день они похоронили восьмерых своих родственников и соседей — жертв трагедии на Охридском озере.

В «черную субботу» 6 сентября Славке Ивановой исполнилось 63 года. «Экскурсия в Македонию была моим подарком для нее в день рождения, — не в состоянии сдерживать слезы, говорит ее муж Александр. — Поедем вместе, сказала она, есть еще свободное место. Ну почему я не поехал с ней…»

Всего на прогулочном судне «Илинден», которым управлял его капитан и владелец 23-летний Сотир Филев, находились кроме него и его помощника 55 болгарских туристов. Ничто не предвещало беды: нормальная солнечная погода, спокойная гладь озера. И вдруг судно резко повернуло в правую сторону, пассажиры по инерции переместились к противоположному борту. «Илинден» накренился, наполнился водой и затонул.

Экипаж, состоящий лишь из капитана и его помощника, вряд ли мог спасти оказавшихся в беде пассажиров. К счастью, следом шло другое судно «Галеб», взявшее на борт многих потерпевших от кораблекрушения. Многих, но не всех. 15 болгарских туристов спасти не удалось. Все они, по данным македонских и болгарских патологоанатомов, погибли в течение первых пяти минут, прошедших с момента опрокидывания «Илиндена».

Македонские и болгарские следователи с участием хорватских экспертов выясняют причины массовой гибели людей. Это такая же нелепость, как если бы, допустим, океанский супер-лайнер «Титаник», погиб не в Атлантике, а опрокинулся и утонул в обыкновенной луже. И тем не менее нечто подобное случилось. Версия охридской трагедии, по заявлению МВД Македонии: обрыв рулевой тяги, приведший к резкому повороту судна в сторону. Однако некоторые очевидцы сообщают о какой-то тряске внутри корабля перед его отплытием, что дает основание для другой версии — пробоина в корме. Судно в считанные секунды наполнилось водой и потонуло.

Министр внутренних дел Болгарии Цветан Цветанов на брифинге назвал две возможные причины кораблекрушения. Судно, длина которого 20 метров, а ширина 4 метра, было явно перегружено. Согласно документам, оно может перевозить 43 человека, а на его борту находились 57. Вторая причина: плохое техническое состояние «Илиндена». И хотя последний техосмотр судна произведен в мае нынешнего года, а его владелец получил разрешение на плавание, сомнения Цветанова вполне понятны.

«Илинден» — самое старое из семи судов Охридской флотилии. В шутку его до момента трагедии называли «корыто для музея». Построено в 1924 году в Германии. Было получено в качестве репарации после Первой мировой войны королевством сербов, хорватов и черногорцев и включено в состав военно-морского флота.

Потом судно работало на Охриде как буксир. А в последние десятилетия, когда началась разруха в экономике, оно очень часто меняло владельцев. Три года вообще ржавело у причала. Пока пять лет назад его не купил Сотир Филев, который теперь арестован и обвиняется в тяжких преступлениях против безопасности людей и имущества при катастрофах.

Охридская трагедия стала поводом для того, чтобы пристальнее и шире посмотреть на проблему туризма в республике. То, что случилось на Охриде, свидетельство абсолютной безответственности перевозчиков, заявила председатель Государственного агентства по туризму Болгарии Анелия Крушкова. «У нас зарегистрированы более 3000 туроператорских фирм, что уже не нормально, но мы вообще не знаем, сколько еще их действуют абсолютно незаконно», — сообщила она.

По данным председателя Болгарской туристической палаты Цветана Тончева, более 40% туристической индустрии составляет так называемая «серая экономика». Случайные люди организуют экскурсии и круизы, собственники отелей и апартаментов не платят налоги. По данным палаты, зарегистрированы более 800 турфирм, а еще столько же работают нелегально. Среди них и злосчастные «Фара тур», «Солак тур» и «Клюнчев», которые направили людей из Среднегория на Охридское озеро.

Ну а кто же отвечал за прием этих 55 болгарских туристов в Македонии. Председатель Болгарской ассоциации туроператоров Донка Соколова рассказывает в интервью болгарской газете «Труд», что они с помощью македонских коллег сделали все возможное для выяснения этого. И оказалось: встречали болгарскую группу посредники — некий Трайчо и его дочь. Обеспечили прибывших квартирами, местом на судне за 150 левов, но без билетов, а значит и без страховки. Оплаченные ими счета показывают, что Трайчо и Ко завышали цены на экскурсию и проживание, наживаясь на каждом туристе по 50 левов. В том числе и на тех пятнадцати, что утонули в озере. Этого мистического Трайчо пока никто нигде не может найти.

В Македонии охридская трагедия тоже вызвала немало вопросов о положении дел в туристической отрасли. Газеты пишут о том, что никто в Охриде не контролирует число пассажиров прогулочных судов, не выдает билетов, нет никакой отчетности. Перегруженные туристами корабли все лето бороздили озеро и никому нет дела до того, кто и что делает на борту. Главная забота организаторов этих экскурсий, собрать с гостей и положить в свой карман побольше денег. А то, что судно с таким светлым, напоминающем о солнечном лете названием — «Ильин день» — станет убийцей полутора десятка людей, их скорее всего никак не коснется.

София

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня