Я полагаю, что для туриста, интересующегося культурой, Италия наиболее интересная страна Европы. По развалинам Древнего Рима можно бродить неделями. Множество необычных музеев. Оперные традиции страны. И многое другое.
Имена римских императоров, их деяния, история Древнего Рима мне были хорошо известны ещё до поездки в эту страну. Образованные французы, которые хотят щегольнуть эрудированностью, могут иногда использовать выражения из латыни, которые формально не являются составной частью современного французского языка, но хорошо им известны. Западные политики и аналитики, в том числе американские, при оценке различных сценариев прошлого, настоящего и будущего России, пользуются аналогиями взаимоотношений древнеримских императоров и их соперников. А американский Капитолий копирует даже название такового в Древнем Риме.
Но у туристских агентств, отправляющих россиян за границу, другая логика: выбить из россиян максимум денег за минимум времени. Например, продать недельный тур ценой в тысячу евро в четыре города — Венецию, Милан, Флоренцию и Рим. «Вот вы и увидели за неделю всю Италию!». Увидели? Всю?..
В центре Рима много русских девиц, которые иногда представляются экскурсоводами, иногда — частными гидами по городу. Я страсть как люблю экскурсии. Перевидал на своём веку множество гидов, и русских, и французских, и турецких, и арабских, и индийских и даже независимого ныне Узбекистана. Знаю, как они должны выглядеть, о чём должны говорить, и в какой тональности.
Чем отличается настоящий гид от римской «Дуньки, пущенной в Европу»? Экскурсовод для французов (я был в Риме на экскурсии в Колизее на французском языке) нам рассказывала об особенностях итальянской школы реставрации римских памятников и её отличиях от иных археологических школ.
Римская «Дунька», то ли с дипломом некоего «историка» или «культуроведа», то ли без оного, расскажет про то, что если погладить бронзовый палец статуи, то это «принесёт вам счастье». Русским туристам она скармливает в немереных количествах тонкости взаимоотношений Гая Юлия Цезаря, Антония и Клеопатры. Историю Ватикана и римских пап, но не настоящую, грязную, кровавую и скандальную, а специально фальсифицированную и приукрашенную в интересах Святого престола. Непременно показывает много католических храмов, уличных музыкантов, ряженых центурионов и обязательно подробно рассказывает про итальянскую пиццу.
То, что русским туристам не показывают
Во-первых, всё, что связано с именем Гарибальди. Соответствующий музей в Риме, где можно увидеть среди прочего личную одежду Гарибальди и его сторонников, включая знаменитые «гарибальдийки». Монумент в его честь на холме. Мемориал с захоронениями его соратников.
Расскажу хотя бы о «гарибальдийке» — женской блузке с отложным воротничком, длинными рукавами на манжете, складками на груди вдоль застежки, поясом, ставшей впоследствии частью русской национальной одежды. Вначале ее начали носить демократически настроенные молодые женщины и девушки, первое упоминание о ней относится к 1863 г. Курсистки, студентки реализовали в своем внешнем облике представление о новом женском достоинстве, эстетизировали стиль женщины, живущей своим трудом. Гарибальдийка стала своеобразным символом целой эпохи в истории русского демократического движения.
Туристов вряд ли поведут на представление в итальянскую оперу. Они гарантированно не услышат про музей знаменитого итальянского скульптура Пьетро Каноника, который имеет к русской истории самое прямое отношение.
Итальянская опера — не для итальянцев
Я бывал в оперных театрах Брюсселя и Парижа. Их функционирование близко к тому, что было у нас во времена СССР. Государство субсидирует культуру, оперные и иные театры, а артисты обязаны почти непрерывно выступать, неся народу культуру. В любой день можно прийти вечером к входу в парижскую оперу и купить билет, от 10 евро. За несколько десятков евро можно приобрести хорошие места. Обычно к началу всегда остаются какие-то свободные места. Кроме вполне демократических для Франции и Бельгии цен, хочу отметить всякого рода льготы для студентов, пенсионеров, безработных
Я наивно предполагал, что в Италии всё аналогично, но ещё дешевле, с поправкой на кризис и нынешнее итальянское обнищание. Всё оказалось наоборот.
Рим. Оперный театр закрыт, ближайшее представление через много недель.
Неаполь. То же самое. К тому времени я уже давно буду дома, но все же спрашиваю: сколько стоят билеты?
— Остались по 120 евро. А в первых рядах — 400.
Кассирша повернула ко мне монитор компьютера и показала, что почти все билеты уже проданы.
Я ахнул. И это в Неаполе, где нищета бьёт в глаза на каждом углу!
В те редкие дни, когда в главном оперном театре ставят оперу, туда специально прилетают со всех Европы зажиточные иностранные ценители. И утром улетают — европейская интеграция в действии. А театр снова закрывают, имитируя подготовку новой постановки. Обыкновенный же турист, желающий хотя бы посмотреть изнутри на знаменитый неаполитанский театр Сан-Карло, покупает тур за шесть евро — платную часовую экскурсию с гидом по пустому зданию. Или может послушать оперные арии, исполняемые рыночными продавцами да нищенствующими артистами прямо на улицах.
Но свято место пусто не бывает. Конкурирующие между собой мелкие оперные группы в Риме играют каждый день в каких-то случайных второстепенных залах, ряженые зазывалы в оперных костюмах, возможно, они же и актёры, атакуют туристов. Обычный оперный репертуар — «Травиата», «Дон Жуан», «Богема», «Севильский цирюльник», от 25 до 45 евро. Для небогатого французского туриста, даже полубезработного, это доступно. Для простых итальянцев — не очень. Итальянская опера — не для итальянского народа. И не для русских туристов.
Русский народ глазами царской семьи
Знаменитый итальянский скульптор Пьетро Каноника в начале XX века выполнял заказы как царственных особ того времени, так и революционных антимонархических властей, например, лидера Турции Ататюрка. Ему хорошо платили, он гениально работал. В числе одного из его крупнейших заказчиков был и русский царь Николай II. Бронзовые работы Пьетро Каноника, отправленные в Россию, не пережили 1918 год, но в его музее в Риме можно увидеть гипсовые модели, на основании которых они были изготовлены.
Вот русская армия во главе с великим князем Николай Николаевичем, 1912 год, гордо идёт вперёд на конях. Кто читал мемуары генерала Брусилова, тот может сравнить описание русской армии и её изображение в трактовке Каноника. Армия встретила Первую мировую войну без сапог, без снарядов, без самолётов, без отравляющих газов и совершенно не понимающая, во имя чего она воюет.
А вот Россия и русский народ, как он видится с высоты царского трона. Крестьянин с лошадкой, осеняющий себя крестным знамением. Блаженное народное умиление при виде книжки, несущей знание. Учительница с забитыми детьми. Не надо над этим всем смеяться. Примем к сведению, что именно так видела царская семья, согласовывая эскизы Каноника перед выполнением его работы, свой собственный народ и моих предков в том числе. За что она и поплатилась.
Очень познавательный музей для понимания нашей истории. Рекомендую, если кого занесёт в те края.