Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Изнанка русского туризма в Италии

Куда не водят «гиды» в Риме и Неаполе

17447

Я полагаю, что для туриста, интересующегося культурой, Италия наиболее интересная страна Европы. По развалинам Древнего Рима можно бродить неделями. Множество необычных музеев. Оперные традиции страны. И многое другое.

Имена римских императоров, их деяния, история Древнего Рима мне были хорошо известны ещё до поездки в эту страну. Образованные французы, которые хотят щегольнуть эрудированностью, могут иногда использовать выражения из латыни, которые формально не являются составной частью современного французского языка, но хорошо им известны. Западные политики и аналитики, в том числе американские, при оценке различных сценариев прошлого, настоящего и будущего России, пользуются аналогиями взаимоотношений древнеримских императоров и их соперников. А американский Капитолий копирует даже название такового в Древнем Риме.

Но у туристских агентств, отправляющих россиян за границу, другая логика: выбить из россиян максимум денег за минимум времени. Например, продать недельный тур ценой в тысячу евро в четыре города — Венецию, Милан, Флоренцию и Рим. «Вот вы и увидели за неделю всю Италию!». Увидели? Всю?..

В центре Рима много русских девиц, которые иногда представляются экскурсоводами, иногда — частными гидами по городу. Я страсть как люблю экскурсии. Перевидал на своём веку множество гидов, и русских, и французских, и турецких, и арабских, и индийских и даже независимого ныне Узбекистана. Знаю, как они должны выглядеть, о чём должны говорить, и в какой тональности.

Чем отличается настоящий гид от римской «Дуньки, пущенной в Европу»? Экскурсовод для французов (я был в Риме на экскурсии в Колизее на французском языке) нам рассказывала об особенностях итальянской школы реставрации римских памятников и её отличиях от иных археологических школ.

Римская «Дунька», то ли с дипломом некоего «историка» или «культуроведа», то ли без оного, расскажет про то, что если погладить бронзовый палец статуи, то это «принесёт вам счастье». Русским туристам она скармливает в немереных количествах тонкости взаимоотношений Гая Юлия Цезаря, Антония и Клеопатры. Историю Ватикана и римских пап, но не настоящую, грязную, кровавую и скандальную, а специально фальсифицированную и приукрашенную в интересах Святого престола. Непременно показывает много католических храмов, уличных музыкантов, ряженых центурионов и обязательно подробно рассказывает про итальянскую пиццу.

То, что русским туристам не показывают

Во-первых, всё, что связано с именем Гарибальди. Соответствующий музей в Риме, где можно увидеть среди прочего личную одежду Гарибальди и его сторонников, включая знаменитые «гарибальдийки». Монумент в его честь на холме. Мемориал с захоронениями его соратников.

Расскажу хотя бы о «гарибальдийке» — женской блузке с отложным воротничком, длинными рукавами на манжете, складками на груди вдоль застежки, поясом, ставшей впоследствии частью русской национальной одежды. Вначале ее начали носить демократически настроенные молодые женщины и девушки, первое упоминание о ней относится к 1863 г. Курсистки, студентки реализовали в своем внешнем облике представление о новом женском достоинстве, эстетизировали стиль женщины, живущей своим трудом. Гарибальдийка стала своеобразным символом целой эпохи в истории русского демократического движения.

Туристов вряд ли поведут на представление в итальянскую оперу. Они гарантированно не услышат про музей знаменитого итальянского скульптура Пьетро Каноника, который имеет к русской истории самое прямое отношение.

Итальянская опера — не для итальянцев

Я бывал в оперных театрах Брюсселя и Парижа. Их функционирование близко к тому, что было у нас во времена СССР. Государство субсидирует культуру, оперные и иные театры, а артисты обязаны почти непрерывно выступать, неся народу культуру. В любой день можно прийти вечером к входу в парижскую оперу и купить билет, от 10 евро. За несколько десятков евро можно приобрести хорошие места. Обычно к началу всегда остаются какие-то свободные места. Кроме вполне демократических для Франции и Бельгии цен, хочу отметить всякого рода льготы для студентов, пенсионеров, безработных и т. д.

Я наивно предполагал, что в Италии всё аналогично, но ещё дешевле, с поправкой на кризис и нынешнее итальянское обнищание. Всё оказалось наоборот.

Рим. Оперный театр закрыт, ближайшее представление через много недель.

Неаполь. То же самое. К тому времени я уже давно буду дома, но все же спрашиваю: сколько стоят билеты?

— Остались по 120 евро. А в первых рядах — 400.

Кассирша повернула ко мне монитор компьютера и показала, что почти все билеты уже проданы.

Я ахнул. И это в Неаполе, где нищета бьёт в глаза на каждом углу!

В те редкие дни, когда в главном оперном театре ставят оперу, туда специально прилетают со всех Европы зажиточные иностранные ценители. И утром улетают — европейская интеграция в действии. А театр снова закрывают, имитируя подготовку новой постановки. Обыкновенный же турист, желающий хотя бы посмотреть изнутри на знаменитый неаполитанский театр Сан-Карло, покупает тур за шесть евро — платную часовую экскурсию с гидом по пустому зданию. Или может послушать оперные арии, исполняемые рыночными продавцами да нищенствующими артистами прямо на улицах.

Но свято место пусто не бывает. Конкурирующие между собой мелкие оперные группы в Риме играют каждый день в каких-то случайных второстепенных залах, ряженые зазывалы в оперных костюмах, возможно, они же и актёры, атакуют туристов. Обычный оперный репертуар — «Травиата», «Дон Жуан», «Богема», «Севильский цирюльник», от 25 до 45 евро. Для небогатого французского туриста, даже полубезработного, это доступно. Для простых итальянцев — не очень. Итальянская опера — не для итальянского народа. И не для русских туристов.

Русский народ глазами царской семьи

Знаменитый итальянский скульптор Пьетро Каноника в начале XX века выполнял заказы как царственных особ того времени, так и революционных антимонархических властей, например, лидера Турции Ататюрка. Ему хорошо платили, он гениально работал. В числе одного из его крупнейших заказчиков был и русский царь Николай II. Бронзовые работы Пьетро Каноника, отправленные в Россию, не пережили 1918 год, но в его музее в Риме можно увидеть гипсовые модели, на основании которых они были изготовлены.

Вот русская армия во главе с великим князем Николай Николаевичем, 1912 год, гордо идёт вперёд на конях. Кто читал мемуары генерала Брусилова, тот может сравнить описание русской армии и её изображение в трактовке Каноника. Армия встретила Первую мировую войну без сапог, без снарядов, без самолётов, без отравляющих газов и совершенно не понимающая, во имя чего она воюет.

А вот Россия и русский народ, как он видится с высоты царского трона. Крестьянин с лошадкой, осеняющий себя крестным знамением. Блаженное народное умиление при виде книжки, несущей знание. Учительница с забитыми детьми. Не надо над этим всем смеяться. Примем к сведению, что именно так видела царская семья, согласовывая эскизы Каноника перед выполнением его работы, свой собственный народ и моих предков в том числе. За что она и поплатилась.

Очень познавательный музей для понимания нашей истории. Рекомендую, если кого занесёт в те края.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня