Каргополье — места чудесные. В зависимости от времени года северная природа приобретает свои неповторимые оттенки, но обязательно яркие и сочные, совершенно неожиданные. И среди всего этого прекрасья стоят церкви, сделанные из самого природного материала — дерева. Построены они много веков назад, сделаны руками человека на совесть, а потому мы и сейчас имеем возможность любоваться ими, их первозданностью, их, может быть, неброской, но такой притягательной красотой.
Город Каргополь — некий островок, вокруг которого раскинулись «лесная Русь» с селами и деревнями, история которых, как и всего края, уходит в седую древность. И замечательно одно — в какую бы сторону ни отправились вы от Каргополя, везде вас ждет находка, открытие, пусть для себя, но обязательно открытие прекрасного памятника зодчества.
В нашем распоряжении был один день, автомобиль и желание увидеть как можно больше всего. Сразу замечу, что многие села каргополья имеют двойное, а то и тройное название, и здесь надо быть внимательным, чтобы не ошибиться и не пропустить нужный поворот.
Главным пунктом нашего осмотра стал поселок Ошевенск, находящийся в 45 километрах от Каргополя и состоящий из трех деревень — Погост, Ширяиха и Низ. Впрочем, по дороге к нему, дороге не асфальтированной, состоящей из песка с щебенкой, но вполне проездной даже на легковом автомобиле, нам встретились несколько интересных церквей.
Первая из них находится в селе Саунино (на дороге указатель Кипрово), всего в пяти километрах от Каргополя. Церковь Иоанна Златоуста 1665 года с колокольней стоит среди ровной местности, на некотором удалении от села, безусловно внося поэтичность в окрестный скромный пейзаж.
Смотришь на потемневшие бревна храма, на высоко взметнувшийся к небу шатер (высота от земли до креста 35 метров) и в душе как-то неизбежно возникает чувство грусти по былому и великому. Когда-то давно по Саунино летел колокольный звон, люди торопились к службе — кланялись перед иконостасом, вдыхали аромат ладана, и нередко устраивали праздничные угощения в трапезной. Церковь жила, дышала. Сейчас же она напоминает военный корабль, который бросил якорь и встал у причала.
Храм Златоуста представляет собой классический образец шатрового зодчества, так называемого восьмерика на четверике. Красота таких сооружений — в умело найденном соотношении пропорций нижнего четырехугольного сруба, поставленного на него восьмигранного сруба меньшей высоты и самого шатра. Все деревянные церкви в каргополье обычно закрыты, но попасть туда можно. В каждом селении есть человек ответственный за ключ от замка.
Едем дальше, за новыми впечатлениями. Ухабистая дорога в Ошевенск идет через леса и поля, главными возбудителями шума на которой являются лесовозы. Задумавшись, или слишком торопясь водители иногда переворачивают ценный груз. Выйдя из машины для фотографии, мы услышали голоса сторожей приехавших на «Оке» для охраны пиломатериалов. Они сидели в леске и мирно выпивали.
В селении Река (поселок Наволочный) нам встретилась Георгиевская церковь 1895 года, стоящая на берегу реки Чурьега. Любопытно, хотя это и не редкость на Севере, основа храма выполнена из кирпича, а кровля, главки и шатер колокольни из дерева.
Проезжая через одну из деревень, стоящая на остановке женщина вдруг начала отчаянно нам сигнализировать. Остановившись, и опустив окно лишь слегка, из-за довольно сильного дождя, мы приготовились выслушать обыкновенную просьбу для этих мест — подвезти. Но, женщина начала нам предлагать соленые свежие грузди. Чуть позже к ней присоединился мужичок небольшого роста, который хотел буквально просунуть всё своё тело через открытое окно внутрь нашего автомобиля. Казалось, что он первый раз видит машину, или что мы едем на летающей тарелке и у нас тут действительно есть на что посмотреть.
Настойчивые уговоры купить грибы, перемежались с просьбой приобрести у них пачку сигарет «Оптима» за 25 рублей. В итоге, угостив мужика тридцатью рублями на пиво, мы, было, собрались ехать, но женщина настояла на просмотре собственных солений, которые находились в большой банке из под майонеза. Когда она приподняла крышку, там показались серого вида грибочки. Рассказав, что на поверхности грузди, которые очень вкусно есть зимой с картошечкой, она залезла рукой в ведрышко и нащупала там волнушку, заявив, что, мол, удался ей разносол. Поблагодарив женщину не один раз за предложение о соленье, мы отправились дальше. Сложно сказать, как и чем люди живут в здешних местах. Ещё сложнее это представить, приехав сюда и прожив долгие годы в крупном городе.
Перед Ошевенском дорога становится прямой и ровной, позволяя разогнаться до 80 кмч. Когда до поселка останется около километра, впереди завиднеются стены монастыря. Александро-Ошевеский монастырь — единственный из сохранившихся в каргопольской округе. Основан он был в 1453 году иноком и крестьянским сыном Александром Ошевнем на месте дикого леса.
Что интересно, уже в то время в XV веке места эти были отнюдь не ничейными и принадлежали новгородской боярыне Настасье, у которой Александру пришлось заручиться грамотой на владение окрестными угодьями. Сейчас монастырь, который в плане представляет из себя почти ровный квадрат с башенками по углам, находится на стадии вяло текущей реставрации. Говорят, что сейчас в нем живут два монаха. Зайдя на его территорию приятно побродить по площади, заросшей травой, почувствовать себя исследователем незнакомого, забытого быта. Представить, что именно с этого места начиналось заселение округи.
Проехав через деревянный мост, мы оказываемся в Ошевенске, который вместе с его банями растянулся по правому берегу реки Чурьега.
Первое, на чем заостряется взгляд — это избы, такие не похожие на привычные строения средней полосы. Строили на Севере раньше широко, с удалым русским размахом. Земли много, лес под рукой, да и рабочих рук не занимать. В деревнях средней России сараи, конюшни, хлева и другие приусадебные постройки стоят обычно поодаль от жилья, на открытом хозяйственном дворе. На Севере по-другому: все очень цельно и компактно, все собрано под одной крышей, и можно подолгу, не выходя из дому, выполнять все хозяйственные работы. Всё это в угоду долгой и суровой северной зиме, когда холодные ветра могут дуть неделями и покрывать землю метровым слоем снега. Потому в доме прорубали и невысокие двери с большим порогом. Так сберегали тепло. Окна тоже делали маленькими, чтобы света хватало только для работы.
В глубине села нам встречается деревянная церковь Богоявления (1787 год постройки) с колокольней. Скорее всего, церковь повторяет формы более древней, стоявшей на том же месте. Здание лишено однообразия, оно по-разному смотрится с разных сторон. Прекрасно дополняет памятник сама природа — старые лиственницы и березы.
Другой интересный памятник встречается нам дальше — оригинальной формы часовня XIX века, силуэт которой красиво оживляет деревенскую околицу.
На протяжении всего времени пребывания в Ошевенске нас не покидало чувство, что мы проникли в какой-то чужой для нас мир. Словно зашли в дом без стука, и ходим, озираемся, или подглядываем в замочную скважину. Нет, для жителей Ошевенска мы не были чем-то из ряда вон, неожиданными и нежданными гостями из Москвы. На протяжении последних лет туристы едут сюда отовсюду — Питер, Мурманск, Эстония, Германия… Едут со своими глобальными проблемами мирового кризиса, потепления, ухудшения экологической обстановки в городах, проблемами, до которых местным жителям нет дела. У них есть свои проблемы, по нашим меркам маленькие, но мне думается, гораздо более важные и жизненные, чем наши глобальные — хватит ли сена корове на зиму, скоро ли разровняют грейдер, все после той же зимы… Северное село живет своей жизнью, живет так, как жило 200−300 лет назад. Ошевенск пожалуй лучшее место, чтобы забыться, почувствовать Русь и подумать о своем месте на этой земле.
Вернувшись из Ошевенска в Каргополь, мы попрощались с этим прекрасным городком, и устремились на запад по старому пудожскому тракту, в республику Карелия. В 15 километрах от города, в селе Печниково (Ватамановская), пока ещё стоит указатель — Кучепалда. Свернув на этот проселок, и забрав сразу немного левее, проехав 5−6 километров по разбитой лесовозами дороге среди густого леса, мы окажемся в чистом поле. Само поле особой ценности не несет, если бы не одиноко стоящая посреди него величественная Сретено-Михайловская церковь, построенная в 1665 году.
Чудо, что она сохранилась, ведь её окружает полностью умерший мир. Когда-то вокруг храма стояли домики села Красная Ляга (Шейна). Ляга — по-северному лужа, а также небольшое озерцо. Действительно, когда-то здесь было небольшое озерцо карстового происхождения, но озеро ушло, ушла и деревня. Сретено-Михайловская церковь, красиво обшитая тесом и украшенная резьбой, редкий памятник деревянного зодчества: восьмерик от земли. На дверях храма прибита поржавевшая табличка с едва различимыми буквами — охраняется государством.
Вернувшись на трассу ведущую в город Пудож и проехав ещё около 20 километров мы окажемся в Лядинах (Гавриловское). В этом селе находится замечательный ансамбль из двух церквей конца XVIII века и колокольни. В сентябре 2009 года оба храма находились на стадии реставрации.
Деревянные церкви каргополья уникальны. Это не музейные экспонаты, которые были собраны, склеены и помещены за стекло. Это не животные в зоопарке, которых загнали в клетку и выставили на всеобщее обозрение. Деревянные храмы это, то настоящее, чем полнится русский Север. Они стоят века, стоят на том же месте, где были построены, их окружает естественная среда — дома, деревья и поля. Они на свободе… И оказываясь рядом с этими памятниками, хочется поклонится им и сказать «спасибо» за то, что они ещё с нами.
Добраться до Каргополя на автомобиле из Москвы: едем по Ярославскому шоссе (трасса М-8), проезжаем Ярославль, из Вологды выбираем направление на Архангельск, едем по трассе до таблички с указанием Няндома (поворот с трассы налево). Проезжаем небольшой городок-станцию Няндома и совсем скоро перед нами Онега. После реки сворачиваем налево и прибываем в место назначения. В пути около 1000 км. Состояние покрытия на сентябрь 2009 года приемлемое на всем протяжении, за исключением отрезков трассы М-8 после Вологды (местами скорость приходится снижать до 20 км/ч).
Читать про город Каргополь