И что продемонстрирует иностранцам наш Чемпионат по футболу
Ростуризм рапортует: наши люди вновь массово едут за границу. В ушедшем году россияне совершили 38 млн. поездок. 38 миллионов — это очень хороший показатель, он примерно на 20% превосходит уровень 2016 года, и не так уж сильно отстаёт от докризисного 2014-го, когда россияне совершили 42 млн. зарубежных турпоездок. А вот с внутренним туризмом дела обстоят не так радужно.
Внутренний турпоток в 2017 году, по данным Ростуризма, вырос на 3% и превысил 56,5 млн. человек. А вот по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), внутренний турпоток в прошлом году сократился на 1% - 3%, а по организованным турам и вовсе наблюдается спад на 10%.
Как бы то ни было, плюс-минус 3% при отвратительном качестве отечественной статистики и развитом теневом секторе экономики — это в пределах погрешности. Но точно утверждать можно одно: внутренний туризм расти перестал. Причём, как отмечают в АТОР, в середине года был замечен значительный спад. Например, по Крыму — аж на 30% по сравнению с позапрошлым годом. Предпринимателям, занятым в турбизнесе, пришлось срочно снижать цены. Только это и спасло внутренний туризм от полного провала. А ведь был такой шанс воспользоваться протекционистскими мерами, и поднять отрасль в стране: туры в Турцию не продавали, авиасообщение с Египтом было прекращено…
Будем честны и признаем: нынешняя околонулевая динамика — не повод для гордости. Только представьте: рубль с 2014 года обесценился почти вдвое (соответственно, выросли и средние цены на заграничные поездки и расходы на курорте), а число заграничных поездок сократилось только на 10%. Люди готовы залезать в кредиты, доставать последние сбережения лишь бы не отдыхать в России, несмотря на все красоты нашей необъятной родины.
И что продемонстрирует иностранцам наш Чемпионат по футболу
Российские чиновники нашли своеобразный способ решения проблем туротрасли: 19 января в Госдуме приняли закон о присвоении «звёзд» объектам туристической индустрии. Под это понятие попадают не только отели, но и пляжи, и горнолыжные курорты. С 1 июля 2019 года «звёздочки» должны будут получать отели, в которых не менее 50 номеров, с 1 января 2020 — отели с 15 номерами, а с начала 2021 года — вообще все отели. Исключение сделано только для хостелов в жилых домах. Звучит, может, и неплохо: будет культурно и цивильно. Но в «звёздах» ли заключается основная проблема российского туризма? И почему вообще люди так не любят путешествовать по своей стране?
Отчасти завесу тайны над этим вопросом приподнимает статистика туристических поездок во время новогодних каникул. В среднем новогодний турпоток в этом году вырос на 9% по сравнению с прошлым, и на этот факт тут же указал глава Ростуризма Олег Сафонов. Но если копнуть поглубже, увидим, что за это время решили прокатиться по России примерно 7 млн. человек. То есть примерно один из двухсот россиян решился совершить турпоездку по Родине в период тотального безделья — не густо. И из этих 7 млн., 4,8 млн. человек поехали в Москву. На столицу пришлось более 68% внутреннего турпотока, а на всю остальную Россию только 32%.
Летом, конечно, на себя часть турпотока принимает Крым, но это всего около 5 млн. человек.
К слову, о юге России. Раскрученный и популярный по нашим меркам сочинский курорт с олимпийской Красной Поляной на новогодних каникулах посетили только 358 тыс. человек. Люди либо просто не имеют достаточной информации об отечественных курортах и достопримечательностях, либо они оказываются слишком дороги, либо там нет подходящих условий для комфортного времяпрепровождения. Чаще всего сочетаются все эти факторы. И самое главное — отсутствие развитой инфраструктуры.
При упоминании горных лыж и сноуборда (что может актуальнее зимой?) первым делом на ум приходит пресловутая Красная поляна. А что же остальные курорты: Приэльбрусье с высокими горами, относительно недалёкий от крупных городов центральной части России Урал, снежный Шерегеш в Кемеровской области, еще недавно принимавший более миллиона туристов за сезон, Алтай или Камчатка со своим знаменитым приморским снегом?
Развитие почти всех этих прекрасных мест остановилось. На Кавказе уже много лет действует АО «Курорты Северного Кавказа», которое должно заниматься развитием инфраструктуры и привлечением инвестиций. Вот только пока у этой организации хорошо получается только зарабатывать на размещении средств на банковских депозитах, платить иным сотрудникам по 280 тыс. рублей ежемесячно, покупать дорогие автомобили и вообще расходовать по 1,3 — 1,5 млрд. рублей на собственную жизнедеятельность. Ни развитой сети лыжных трасс, ни покрытия гор современными подъёмниками, по-прежнему, нет.
В Шерегеш в последние несколько лет приезжают порядка миллиона человек за год. Могло бы быть и больше, только инфраструктура не позволяет. Коммунальные службы не справляются с уборкой снега, который мешает проезду к курорту и парковке, от посёлка до горнолыжной зоны отсутствует регулярное автобусное сообщение, сам посёлок имеет далеко не самый презентабельный вид. На эти новогодние праздники Горную Шорию посетили 102 тыс. туристов против 140 тыс. в прошлом году.
Похожая ситуация складывается на большинстве отечественных горнолыжных курортов: они рассчитаны в основном на любителей внетрассового катания, готовых подниматься в гору на снегоходах, ратраках и вертолётах, мириться с бытовыми неудобствами ради свежего снега. Это не самая популярная категория туристов, мягко говоря. Так что, хоть каждую съёмную квартиру обвешай «звёздами», курорт привлекательнее для туристов не станет.
Что-то похожее происходит и с городами культурного наследия (не всё же время в горах проводить). При их развитии, если вообще такое имеется, практически не учитывается туристический потенциал.
Вот, например, недавно в Коломне прошёл форум малых городов и исторических поселений, на котором были озвучены следующие цифры: 90% старинных городов лишены статуса исторических поселений. Причём раньше многие города были в этом списке, в 1991 году он насчитывал 500 позиций. А в 2010 году список сократили до 41 города. А это значит, что их можно разрушать и застраивать, как угодно. Даже у Великого Новгорода нет такого статуса. Также отсутствует в большинстве исторических городов охранная документация. Зоны охраны объектов культурного наследия, предметы охраны, границы исторического поселения — всё это отсутствует. Почти. Только в одном из 22 исторических городов Подмосковья утверждён предмет охраны.
Всё это приводит к появлению в исторических центрах убогих торговых центров и непрезентабельных многоэтажек. Кому такое интересно? Почти никому. Поэтому и едут люди в приятный во всех отношениях, но уже набивший оскомину, Суздаль. Многое в этом вопросе зависит от Минкульта, который преследует собственные корыстные интересы, препятствуя защите исторических городов. Но куда смотрит Ростуризм, почему эта профильная организация бездействует?
Почему нашла коса на камень в высших органах законодательной власти
Так что проблема «звёздности» гостиниц — наименьшая из зол в туристической отрасли. И, кстати, поголовное присвоение «звёзд» с регулярной переаттестацией добавит проблем и издержек небольшим гостиницам и гостевым домам. Результат — сокращение предложения и рост цен. Этого ли хотят туристы? Поездка по России и так всё ещё остаётся экзотикой, часто совсем не дешевой из-за неразвитого рынка перевозок и нескромных аппетитов отельеров.
Впрочем, потенциал у российской туристической отрасли огромен. Ростуризму пора перестать заниматься лишь выковыриванием из контекста удачных статистических показателей, пригодных для предоставления президенту, и начать работать с организаторами ОЭЗ туристско-рекреационного типа, компаниями вроде «Курортов Северного Кавказа», параллельными структурами и министерствами. И тогда есть шанс в ближайшее время оттянуть на отечественные курорты около трети туристов, выезжающих за рубеж.
Необходимо активно работать в направлении повышения известности российских курортов, как в России, так и за её пределами, вместо того, чтобы просто сидеть в кабинете, и выбивать очередные бесцельные бюджеты. Многие ли слышали про Белокуриху или Манжерок? Да что там Алтай, для многих Плёс — terra incognita!
Ростуризм просто обязан в скорейшее время разработать не липовую, а действительно профессиональную эффективную стратегию развития внутреннего и въездного туризма, которая будет согласована с программами других ведомств, и не будет противоречить, например, планам по дорожному строительству. Курорт без дорог — это абсурд. И никаких запретов на выезд из страны! Только здоровая конкуренция, основанная на объективных преимуществах российских курортов. А иначе, когда выбора нет, можно и на собственную дачу табличку с пятью «звёздами» повесить, но имитировать хороший отдых вредно ровно также, как и имитировать рабочую деятельность.