В российской Северной столице, как часто называют Петербург, достопримечательности буквально на каждом шагу. Не зря его считают музеем под открытым небом. Основанный императором Петром Первым в 1703 году, город этот привлекает как своей архитектурой — творения лучших архитекторов России и Европы, так и традициями, символами.
Один из главных символов — Исаакиевский собор. Его высота — 101,88 метра, вмещает он до 12 тысяч человек. По красоте и значительности считается четвертым в мире храмом после римского собора Святого Петра, лондонского Святого Павла и флорентийского Санта-Мария-дель-Фьоре.
Напротив Исаакия, в центре одноименной площади в 1859 году был установлен памятник императору Николаю Первому. Автор пьедестала — архитектор собора Огюст Монферран. А конная статуя с всадником работы скульптора Клодта. Уникальность данной статуи в том, что держится она всего на двух опорах — задних ногах коня.
С этой площади виден старинный Александровский сад с популярным у гостей Петербурга памятником ученому и путешественнику Пржевальскому. Многие принимают его за… отца Сталина, так они похожи! Существует легенда, что Николай Пржевальский, путешествуя по Грузии, находился в гостях у некоего князя и не устоял против чар его служанки, которая и стала матерью Иосифа Виссарионовича. Но это, конечно, не более чем легенда. Ведь памятник был установлен в 1892 году, когда никто и подумать не мог, кем станет сын крестьянина из Гори…
Сад соседствует с классическими зданиями Адмиралтейства. Они построены по проекту русского зодчего Захарова на месте самой первой — петровских времен — верфи. Отсюда рукой подать до сердца Петербурга — Петропавловской крепости. В теплое время года удобней всего добираться до неё на водном трамвайчике.
Устроена крепость на Заячьем острове, с которого начинался город. Сюда любят приходить не только туристы, но и горожане, чтобы побродить по старинным бастионам, постоять у памятника Петру Первому, изваянного в 1990-х годах знаменитым скульптором Михаилом Шемякиным. Говорят, если загадать желание и прикоснуться к определенным частям памятника, то желание исполнится.
Но больше всего влечет сюда людей интерес к полуденному выстрелу. Данная традиция одна из самых давних в городе на Неве.
Начало ей положил сам основатель Северной столицы. Отметив канонадой с Петропавловской крепости победу в Северной войне, император Петр повелел пушкарям стрелять затем каждый день: по утрам — давая сигнал к началу работы, по вечерам — к её окончанию. А императрица Екатерина Вторая «творчески преобразовала» эту традицию, повелев в 1783 году стрелять «токмо пополудни».
Производится выстрел холостыми патронами из 122-милимметровой гаубицы Д-30, установленной на Нарышкином бастионе. К нему ведут несколько десятков крутых ступеней. Последняя ступенька расположена на высоте пятиэтажного дома. Гаубиц на бастионе две. Вторая — запасная. На случай, если основная пушка вдруг даст сбой. Пока такого, правда, ещё ни разу не было.
Обе гаубицы здесь с 1992-го года. Они заменили «фронтовые» М-10 с калибром 152 мм предвоенного ещё выпуска. Те прослужили в крепости свыше 30 лет, с 1958 года. Долгое время М-10 стояли не на Нарышкином, а на Государевом бастионе. Тот ближе к главному входу в крепость со стороны Каменноостровского проспекта. И — к Эрмитажу. Данное обстоятельство стало основной причиной смены прописки «полуденных пушек». Потому что как только раздавался выстрел с Петропавловки, в крупнейшем российском музее срабатывала сигнализация. Во всех залах, а их в Эрмитаже более трехсот, начинался звон и свист. Теперь стреляют в сторону Васильевского острова.
Стреляют ровно в полдень. Чтобы не ошибиться ни на секунду, недалеко от гаубиц поставили небольшую симпатичную будку. В ней — нет, не часы «с суперточным временем», а — радиоприемник, настроенный на нужную волну (частоту).
Долгие годы точность сигнала пушкари сверяли с Пулковской обсерваторией, где был установлен эталон времени. С Петропавловской крепостью обсерваторию соединял специальный кабель. По этому кабелю через аккумуляторную батарею сигнал попадал на электрический запал пушки и тут же раздавался выстрел. После октября 1917 года процедуру упростили: сигнал из Пулкова стал поступать по телефону.
К слову, в 1930/50-х годах славная традиция полуденного выстрела была нарушена — в первый и единственный раз за всю историю города. Прервали её вскоре после убийства главы города Сергея Кирова. Возобновили в 1957 году.
К началу ХХI столетия традиция полуденного выстрела была «дополнена» приглашением поучаствовать в церемонии на Нарышкином бастионе известных россиян и знаменитостей из других стран. С тех пор кто только не дергал тут «за веревочку» — политики с мировым именем, коронованные особы, известные ученые и артисты.
Одной из первых получила такое приглашение популярная артистка Нина Ургант. Она так разволновалась, готовясь известить петербуржцев о наступлении полудня, что напрочь забыла о наставлении пушкарей открывать рот во время выстрела. И чуть было не лишилась из-за своей забывчивости слуха. Как Нина Николаевна потом признавалась, в самый последний момент скорей от удивления, что удалось все-таки ей «пальнуть», она приоткрыла рот и спасла тем самым свои барабанные перепонки.
Лучше всех получилось у наследного принца Чарльза из Великобритании — четко и по-военному без сантиментов. Как совсем недавно и президенту РФ Владимиру Путину. Он поднялся к гаубице на Рождество 2019 года. Внимательно выслушал наставление «ответственных за пушку» и спокойно произвел залп.
А вот нынешний председатель Совета федерации РФ, бывшая губернатором Петербурга в 2004—2011 гг. Валентина Матвиенко, не раз бывая на Нарышкином бастионе с высокопоставленными гостями города, всегда перепоручала стрелять им. Сама так и не решилась, каждый раз обещая сделать это «в другой раз».
Долго не решался выстрелить популярный московский актер Александр Ширвинд. Он обратил внимание на чайку, кружившую «в зоне обстрела», и опасался, что может поранить её. Пришлось отгонять птицу криками, а ствол орудия повернуть чуть в сторону.
Но чайки, как и местные вороны, к этим выстрелам, похоже, давно привыкли. Корреспондент «СП», регулярно бывая на бастионе, внимательно наблюдает за воронами, пристроившимися на деревьях недалеко от гаубиц: сидят себе спокойно, периодически поглядывая на пушку и пушкарей (их обычно двое), мол, чего там тянете, стреляйте уж! А после выстрела неспешно, с ленцой перепрыгивают с ветки на ветку. Для них, судя по всему, это тоже сигнал — к полуденному отдыху.
Не так давно на территории Петропавловки возобновили ещё одну старинную традицию, правда, несколько изменив её. В ХIХ веке ежедневно с 11 до 12 часов в крепости играл духовой оркестр. Теперь оркестрантов заменил рояль, установленный во Флажной башне все того же Нарышкина бастиона (построена в 1731 году), и по праздникам приглашают сюда для выступления известных на весь мир музыкантов.