Путешествия

Что ждёт Египет после Мубарака

Смогут ли исламисты свернуть страну со светского пути развития

  
36

Не так-то уж много на земле стран, одновременно расположенных в двух частях света. Собственно, до распада СССР их было меньше, чем пальцев на руке: помимо нашей страны лишь Турция в Европе и Азии да Египет в Азии и Африке. По странному стечению обстоятельств, все — «наследники» древней Византии. И потому так ли уж удивительно, что даже при кажущемся внешнем несходстве здесь до конца одинаково не удаются как многовековые попытки местных «почвенников» затянуть общество в восточную архаику, так и старания «западников» модернизировать их по западным лекалам, а общество веками ищет «особый путь»?

В последнее десятилетие Египет перестал быть для наших граждан «терра инкогнита» — страна на Красном море превратилась в «народный курорт», потеснив традиционные Крым и Сочи. Тут побывали уже миллионы россиян. Но всё ли цепляет даже самый наблюдательный взгляд в промежутках между заплывами в коралловых рифах и занудным торгом при покупке сувениров? Между экскурсиями в Луксор и «к пирамидам» да карикатурным приставанием «ахмедов-мухаммедов» к ведущимся на лесть, аки козы на веревочке, «девушкам» лет сорока-шестидесяти?

Писать о Египте можно бесконечно — в конце концов, это, казалось бы, самая открытая, самая изученная страна Африки: о чём ни упомяни — споткнёшься о банальность. Но тем не менее…

Недавно один из блогеров, переселившийся год назад из России в Египет, описал в своём сетевом дневнике шокирующий случай:

«Свежайшая „экзотика“ из Хургады: мужик купил квартиру и поехал в Россию „освежить“ загранпаспорт… Приезжает этак через полгодика — ни кола и ни двора. Братья-арабы воспользовались доверенностью, оформленной для покупки недвижимости, и от его имени квартиру продали. Мужичок с горя-огорчения умер. Причём умер в придорожных кустиках возле окружного шоссе недалеко от аэропорта. Труп нашли, когда собачки стали лакомые кусочки от него по городу таскать… Надо проверить, но, учитывая местные нравы-повадки все очень и очень правдоподобно».

Африканский ужас, конечно: при всей своей строгости и «полицейщине» режим Мубарака, оказывается, не спасает так привлекаемых в страну заграничных господ-инвесторов от обыкновенного жулья. Процветающего, разумеется, лишь благодаря щедро подкармливаемым взятками «покровителям» наверху. Но не правда ли — проглядывает вскользь сквозь строки и нечто родное, знакомое. Куда более близкое к нашим берёзкам, и отнюдь не только в «лихие 90-е»…

«Покупайте квартиры и коттеджи в Хургаде!» — зазывно крутят рекламу по местным телеканалам почти в каждом крупном отеле — «Всего 39 тысяч долларов!» И ведь уже немало купили: одних только русских в далеком городе на Красном море постоянно проживает уже не то 10, не то все 20 тысяч, целые кварталы новостроек заселены иностранцами. Но такого вала и потока «инвестиций в недвижимость», как в Болгарию, Черногорию, Италию и Испанию всё же не наблюдается. «Что-то» останавливает людей, несмотря на дешевизну, и это «что-то» — нечто большее, чем арабские аферисты-риэлтеры.

Имя этому большему — грядущая в скором времени «точка бифуркации», которую с неизбежностью пройдёт крупнейшая страна арабского мира. Нынешнего президента Египта, Хосни Мубарака, многие называют не иначе как «кровавый диктатор» и палач, выстроивший собственную «вертикаль власти» и «суверенную демократию» после вызывающего убийства в 1981 году на военном параде в Каире предшественника Садата. Конечно, искренне и от всей души хочется пожелать крепкого здоровья и долгих лет жизни этому — без малейшей иронии — великому человеку, сумевшему объединить лучшие идеи как Садата, так и «не подходящего к ордену», «полуфашиста-полуэсэра» Гамаля Абдель Насера. Но не стоит забывать, что Мубараку уже пошел 83-й год, а секрет средства Макропулоса до сих пор так и не разгадан. Вопрос — каким будет Египет после ухода нынешнего пожилого «фараона» — звучит еще более драматично, чем какой станет Россия после Ельцина-Путина.

Вы задаете вопрос — неужели сложившийся в крупнейшей стране арабского мира умеренно-прозападный режим не так стабилен, что и здесь могут восторжествовать радикальные исламисты, как это уже было в соседнем Судане, талибском Афганистане? Неужели этот ключ ко всему Востоку попадёт в кровавые лапы «Аль-Каиды»? Неужели нынешние лидеры страны, приютившей в свое время беглого иранского шаха, могут разделить его судьбу? Либо — как минимум — уже полюбившийся россиянам «курортный рай» захлестнёт новый виток гражданской войны с исламистами, и потому «солнечная» недвижимость де-факто не будет стоить вообще ничего, и для отдыха на теплых морях придется выбирать иное место?

А почему бы и нет, раз на наших глазах стремительный виток демодернизации, отката в архаику и средневековую дикость, междоусобную войну мы наблюдали и продолжаем наблюдать уже третий десяток лет в получивших независимость бывших республиках Средней Азии, в той же Чечне, а в Северной Африке — в столь долгие годы пестовавшемся и окультуривавшемся «проклятыми французскими колонизаторами» Алжире? Если, мягко говоря, «определенные проблемы» начали возникать даже в казавшейся такой светской и проевропейской Турции? Если такие великолепные перья, как Орианна Фалаччи и Елена Чудинова пишут то «Ярость и гордость», то «Мечеть парижской богоматери», пророча ужас-кошмар даже Западной Европе?

Слово — замечательному ученому-востоковеду, автору книги «Египет и египтяне» Алексею Васильеву: «В Турции интеллектуалы были уверены, что их страна вот-вот станет членом ЕС. Они выросли на идеалах лаицизма и помнили, что даже предшественники Ататюрка — младотурки демонстрировали своё отношение к религиозным канонам, попивая коньяк и закусывая свиной ветчиной. И даже представить себе не могли, что накатится волна исламизма, которая захлестнет их общество, вдруг увидели, что нужно воздерживаться не только от свинины, но в пост рамадана — от еды, питья и курения, демонстрировать свою набожность, чтобы удержаться на работе, что их дочери вопреки собственному желанию надевают мусульманские платки и длинные платья. Что их демократия — самая развитая среди мусульманских стран — не искоренила традиций коррупции.

Каирские интеллектуалы — и прозападные либералы, и люди с розовой, марксистской окраской, и отчаянные леваки — уверяли, что Египет — «совершенно особая страна». Она, конечно, арабская, мусульманская, но одновременно и христианская, и средиземноморская, открытая миру. Египет с его особой личностью был ориентирован на прогресс, постепенное развитие демократии, на вхождение в мир развитых стран. Эту цель проповедовали все режимы, и проводя полусоциалистические эксперименты при Насере, и обращаясь к «инфитаху» — политике «открытых дверей» при Садате, и избрав средний курс на развитие рыночной экономики во времена Мубарака. Но в итоге они смирились и с демонстративным постом в рамадан, и с десятками часов религиозных проповедей в лучшее телевизионное время, и с запретом тем религии, секса, политики в кино и с женским обрезанием, и с девушками в однотонных платках на улицах".

Почему так произошло — отдельный и долгий разговор. Всё больше распространяется точка зрения, что мы наблюдаем отнюдь не конфликт секуляризованного христианства с исламом, а «сшибку» Города и Деревни: ведь именно в 70−90-е годы мусульманские страны прошли через свой этап урбанизации, во многом носившей «ложный» характер: в Анкару и Стамбул, Александрию и Каир, Алжир и Тегеран хлынул многомиллионный поток выходцев из деревни. А «деревню из девочки» вывести, как известно, даже и в России куда труднее, чем «девочку из деревни».

Потенциальная энергия социальной базы, питающей радикальных исламистов, велика. В Египте она прежде всего заключена в колоссальных социальных контрастах — огромном «городе-паразите» Каире и нищей провинции, в масштабной коррупции и произволе чиновников, в высочайшей безработице и невостребованности для миллионов людей — молодых, полных сил, нередко даже хорошо образованных, но не сумевших себя найти и реализовать полностью потенциал своей личности. (Не правда ли — вновь так много знакомого?) В результате в России потенциальная энергия такого рода перетекает в кинетическую так называемой «державной», «имперской» идеи — гремучего «коктейля Молотова» из превратно понятого православия, сталинизма, культа одурачивания и насилия — «водки и плетки». Ну а на Востоке — это столь же превратно понятый ислам, идеалы средневековой «духовности», как противовеса погрязшему во грехах неправедному Западу. И всё тот же пещерный культ силы, силы, силы…

Однако, всё же не стоит и впадать в тотальный пессимизм: ведь даже большинству мусульманских стран, куда более «традиционных», «закрытых» и «восточных» обществ, чем Египет пока удается выигрывать схватку с радикальными исламистами. Ряд исследователей считают, что Мубарак — тем и велик как президент, что уже сумел достичь перелома и выиграл решающий акт борьбы, достигшей апогея в 1997 году, после убийства 58 туристов у храма Хатшепсут в Луксоре. И потому неизбежный переход власти в Египте будет мягким и социальных потрясений не вызовет, а умеренно-светский, прозападный курс развития продолжится.

«За 7 лет войны между египетским правительством и исламистами было убито более 1300 человек, в основном мирных жителей, — продолжает Васильев, — По приговору военных трибуналов более 100 боевиков было повешено, тысячи приговорены к пожизненному заключению или долгим срокам тюрьмы, пыткам. Дома подозреваемых в терроризме в Верхнем Египте сносили бульдозерами.

Светски настроенные египетские интеллектуалы, сторонники демократии, защитники прав человека и упорядоченного судопроизводства, криво усмехаясь, наблюдая за нарушением властями судебных процедур и законности в стране, не устраивали по этому поводу шума. В конце концов, с режимом Мубарака они могли ужиться, но с триумфом исламистов — никогда".

Заметим — и в этих горьких строках опять же звучит нечто родное, до боли знакомое, когда и у нас некоторые товарищи обзывают правозащитников правозаshitниками: «А-а-а! Ходорковского своего защищаете! А томящихся по тюрьмам бритоголовых узников режима не защищаете! А что Осташвили либерасты умучали — вообще забыли!» Но увы — такова жизнь. В странах, одновременно расположенных в двух частях света, на стыке трудносовместимых цивилизаций, она, похоже, вообще не бывает простой и лёгкой даже в начале XXI века.

Фото и картина автора

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня