Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Путешествия
29 октября 2010 22:23

Индия, которая изменит вас

Подробная инструкция по освоению страны самостоятельно

606

Может показаться, что самостоятельную поездку в Индию способен совершить только бывалый путешественник. Однако, это вовсе не так — достаточно обладать базовыми знаниями английского языка и не бояться массы впечатлений. И тогда, можно сказать со стопроцентной уверенностью, вы организуете себе отпуск, который запомнится вам на всю жизнь.

Чтобы почувствовать и понять Индию в эту страну необходимо ехать самостоятельно. Возможно, сначала, вам придется отбиться от множественных советов родственников не делать этого, как это было, например, у меня. По словам мамы, в Индии меня поджидали жуткие неприятности — в столице страны Дели я был бы окружен толпой прокаженных и вернулся бы непременно с этой заразой, в одежду, которую я бы повесил сушиться после стирки, заползли бы страшные мухи и отложили личинки, которые потом бы поселились у меня под кожей, и, наконец, в ГОА меня бы искусали малярийные комары, а в океане тяпнула за живот ядовитая рыба.

К счастью, хоть я и не сделал ни одной прививки, прогнозы мамы не сбылись, и я вернулся цел и невредим. Разве что один раз потерял бдительность — в одном из кафе позволил себе съесть пару шариков местного мороженого, за что был незамедлительно наказан". Сразу скажу, что вопросу гигиены в Индии, особенно в городах, надо уделять пристальное внимание. Пить только бутилированную воду, перед каждым приемом пищи протирать руки и столовые приборы спиртосодержащей салфеткой, не пить напитки, которые могут содержать сырую воду. И, по возможности, выпивать по 100 грамм крепких спиртных напитков на ночь, причем эти советы действительны даже при проживании в Хилтоне.

Символ столицы страны — Ворота Индии, возведенные в память о погибших солдатах

Для того, чтобы быстрее адаптироваться к стране и скорее получить удовольствие от поездки, необходимо понимать одну важную вещь: жизнь в Индии и соответственно отношение к ней у местных жителей разительно отличается от привычного нам. Достаточно будет сказать пару слов о священной реке Ганг, которая является главной водной артерией страны. Как это ни удивительно, но у индусов именно эта река, будучи связующим звеном между Землей и Небом, является главным местом захоронения. К Гангу умерших везут круглосуточно через всю страну. Так как хоронить покойников у индуистов не принято, их сжигают прямо на берегу, а пепел рассеивают по воде. Те, кто побогаче, заказывают покойнику красочную церемонию и много дров для костра, кто победнее — просто бросают тела мертвецов в воду. Любопытно, что в этой же воде стирают белье, моются, купают новорожденных и даже пьют эту жидкость. По данным Всемирной организации здравоохранения, из-за таких вот купаний ежегодно в стране погибает около миллиона индийских детей. Тут важно понимать, что индусы относятся к смерти не как к горю или чему-то, чего следует сильно бояться, а как к новому этапу своей жизни — возрождению.

Река Ганг

Однако, «спокойствие, только спокойствие», как говаривал герой известного мультика. Оказавшись в стране, вы должны обязательно ощутить то чувство свободы, которого нам порой так не хватает. А индусов, как мне кажется, именно это чувство и переполняет. В индийцах мало гордыни, никто не пытается из себя что-то изображать — им и так хорошо, быть самими собой. Но самое главное, что Индию населяют замечательные простые люди, у большинства из которых почти ничего нет, но, несмотря на это, они без конца улыбаются, даже самые нищие из них. Я бы назвал Индию страной счастливых людей. Именно поэтому ее можно полюбить, даже не понимая за что.

Приблизительно за два месяца до отпуска я принялся готовиться к путешествию. Довольно быстро определился с тем, что хочу, а именно увидеть настоящую городскую жизнь Индии и искупаться в океане. Забегая вперед, скажу, что все это у меня получилось, а потому попытаюсь поделиться с вами своим опытом, обращая внимание в первую очередь на организационные вопросы поездки.

Часть первая. Дели (март 2010 года)

Первое, с чего стоит начать, это определить для себя маршрут поездки, количество дней пребывания в каждом месте, а также то, сколько денег вы готовы потратить на путешествие. Наперед скажу, что вся поездка обошлась мне на двоих в 65 тысяч рублей. В моем распоряжении было две недели, которые я распланировал следующим образом: вылет из Москвы в Дели, три дня в столице, переезд утренним поездом в Агру (Тадж Махал) и в этот же день отъезд ночным поездом в Джайпур. Два дня в Джайпуре, а затем перелет на ГОА и пять дней пляжного отдыха. Первоначально, в определении маршрута и того, что стоит посмотреть в каждом отдельном городе мне очень помог сайт Индостан.ру, где многие путешественники оставляют свои отзывы об Индии.

Улица Main Bazar, где останавливаются многие туристы

Итак, начнем с перелета. В Индию можно улететь российским «Аэрофлотом», компанией «Трансаеро», Туркменскими или Катарскими авиалиниями. Так как прилетать я собирался в Дели, а улетать обратно в Москву из ГОА, то выбор мой сузился до одного перевозчика — Катарские авиалинии. «Аэрофлот» и «Turkmenistan Airlines» летают только в Дели, а «Трансаеро» только в ГОА. Впрочем, я ни разу не пожалел — у катарцев и самолеты новые, и питание отличное и пересадка в Дохе прошла незаметно. За данный перелет (Москва-Дели, ГОА-Москва) я заплатил 22 тысячи рублей. Однако в моей поездке было еще одно воздушное перемещение — из Джайпура в ГОА. Для покупки билета по данному маршруту я воспользовался сайтом makemytrip.com, где из множества индийских авиаперевозчиков выбрал рейс бюджетной компании Spicejet и оплатил его картой VISA. Отмечу, что чем раньше вы приобретете билет, тем дешевле он вам обойдется (мне он стоил 3000 рублей с человека).

Почему бы не принять душ прямо на улице?

Разобравшись с перелетами, мне предстояло определиться с тем, на чем я буду перемещаться между городами. Выбор достаточно стандартный — поезд, автобус, такси. Зная из сводок новостей, что автобусы в Индии часто становятся жертвами ДТП, я решил не испытывать судьбу и остановился на местной железной дороге, которая имеет в Интернете вполне современный и надежный сайт. Безусловно, билет на поезд можно купить и на месте в кассе вокзала, однако если это делать, например, за три дня до отправления, то можно остаться с пустыми руками. Тем более, что через сайт можно выбрать не только маршрут, но и ваше место в вагоне — у окна или в проходе, боковые полки или в «купе». Однако особое внимание стоит обращать на класс вагона — в Индии их существует несколько.

Как правило, в одном составе могут быть вагоны разных классов. Они бывают кондиционируемые (AC) и некондиционируемые (non-AC). Кондиционированные вагоны подразделяются на: 1AC (аналог нашего купе), 2AC (вариант привычного нам плацкарта) и 3AC (плацкарт, только с тремя полками в купе). Вагоны второго спального класса без кондиционера (Second Class Sleeper) и общие вагоны (General Class) внешне не отличаются. Разница заключается в том, что в первом случае у пассажиров есть забронированные места для сна, а в общем вагоне — нет. Существуют также вагоны с мягкими сидячими местами (Сhair Car).

К палящему солнцу индусы привыкли

Итак, на сайте www.irctc.co.in мною были куплены билеты на экспресс Дели-Агра (сидячие места — 200 рублей с человека) и на поезд Агра-Джайпур (класс 2AC — 350 рублей с человека). На этом моя «транспортная» подготовка к поездке была завершена. Что касается гостиниц — то их я решил выбрать на месте, ибо их количество в туристических городах весьма велико. Время до отпуска тянулось как всегда мучительно долго, но вот настал час икс и новенький Аэробус унес меня из Домодедово в далекую страну, которая останется в моей памяти на всю жизнь.

А, когда наработавшись, вы устали, можно лечь прямо под деревом

Приземлившись в аэропорту Дели и пройдя паспортный контроль, в местных обменниках мы купили немного рупий и отправились заказывать такси. Во многих индийских городах и при аэропортах существует так называемое государственное Prepaid Taxi, где установлена фиксированная цена на перевозки. В аэропорту Дели такая палатка находится практически на выходе из здания вокзала, слева. Мы назвали нужную нам и, пожалуй, самую известную улицу в городе — Main Bazar, и получили свой ценник: 240 рублей (350Rs). Вы спросите — почему именно Мейн Базар? А дело вот в чем. Именно на ней сосредоточено огромное количество отелей и гестхаусов различного уровня по самым разным ценам. Именно Main Bazar вызовет у вас неизбежный культурный шок и даст полное представление о том, что такое Индия. Это, как если в омут, то уж с головой — после этой улицы вы будете абсолютно спокойно реагировать на все происходящее вокруг вас в этой стране. И вовсе не исключено, что по яркости воспоминаний Мейн базар встанет у вас в один ряд с Тадж Махалом.

Мейн Базар вечером

Выйдя из здания аэропорта около четырех утра, мы погрузились в черно-желтую машинку государственного такси. Характерно, но знакомство со страной у нас началось как раз с этой машины — старой, разваливающейся и дребезжащей. Именно такие прилагательные отличают все государственные такси, которые, кажется, остались еще из предыдущей эпохи, из другой жизни, которую мы уже давным-давно прожили.

Наше такси, по форме напоминающее маленький микроавтобус, как черт из табакерки, выскочило с территории аэропорта, и мы понеслись по ночным улицам Дели, прорезая жаркий и пропитанный смогом воздух. Первые впечатления не заставили себя ждать. Из-за неровностей на дороге и прохождения водителем поворотов на высокой скорости, чтобы сохранять в автомобиле положение «сидя», нам приходилось крепко держаться за ручки дверей, спинки сиденьев, крышу, словом за все, за что можно ухватиться. Однако при этом мы не забывали поглядывать в окна, а там… там были люди, костры, коровы. Люди лежали прямо возле дороги, завернутые в одеяла. Спали, таким образом, устроившись на ночлег.

Улица, с относительно спокойным движением

Впрочем, лихачество нашего водителя не позволяло нам в полной мере погрузиться в созерцание окружающего. Вождение в Индии — это отдельная тема для разговора. Позволю себе затронуть ее только слегка — в Индии нет правил дорожного движения, большинство перекрестков бессветофорные, нет привычных нам гаишников за кустом, а потому все ездят, как хотят и где хотят. Главное оружие водителя — это клаксон. В Индии дудят все, и кто громче дудит, тот первый и едет. Всем все ясно. Если этот водитель громче сигналит и непрерывно — значит, ему ехать всего нужнее, и его пропускают. При этом не надо надеяться, что пропустят вас, когда вы будете переходить дорогу. Нет. Это ваша задача улучить момент и суметь перебежать на другую сторону улицы.

Красавец местного автопрома — модель марки Ambassador

И вот, спустя какие-то двадцать минут мы уже стоим посреди Мейн Базара. Увидев впереди вывеску одного из отелей из списка возможных для заселения, который был составлен нами по отзывам туристов еще в Москве, мы медленно направились к нему. Ajay — таково было название отеля, в котором мы прожили три дня. За двухместный номер с душем и кондиционером мы платили 500 рублей (700Rs). Важно: в большинстве бюджетных отелей качество постельного белья оставляет желать лучшего, а потому не будет лишним прихватить с собой простынку и пару наволочек, а заодно и полотенце. Поначалу, зная о том, что чистить зубы водой из под крана не рекомендуется, мы полоскали рот водой с марганцовкой, но потом, слегка адаптировавшись, мы расслабились и отказались от этой затеи. К неприятным последствиям это не привело. Кроме того, на вооружении у нас всегда были с собой спиртосодержащие салфетки, которыми мы протирали руки и столовые приборы перед едой.

Обезьянки в Индии заменяют кошек и собак

Дели — это древний город, не имеющий ничего общего ни с Москвой, ни с Нью-Йорком или другим «западным» мегаполисом. Здесь не увидишь небоскребов. Сам город невидимая граница делит на две части — Новый Дели и Старый Дели. Названия районов говорят сами за себя. Старый Дели, построенный как столица Великих Моголов, даст вам полное представление о настоящем индийском городе — это узкие и тесные улочки, нагромождение проводов над головой, нищие и бездомные, бесконечные базары, где можно купить все что угодно, жарящиеся лепешки прямо на дороге… Новый Дели, как контраст — это район города, старающийся жить по самым высоким стандартам ХХ века. Спроектированный Эдвином Лютьеном, ведущим британским архитектором XX века, Нью-Дели славится своими широкими бульварами и резиденцией правительства Индии.

Возле выхода из станции метро Chawri Bazar — район Старого Дели

Маршрут, по которому мы собирались осматривать Дели, был составлен нами еще в Москве. Перемещаться от одной достопримечательности к другой мы решили при помощи метро и моторикш. Но в начале, в свой первый день, мы путешествовали только на подземке. А дело вот в чем. Каждый водитель моторикши опытный психолог и он сразу поймет (как? — это им одним известно), что вы первый раз в Индии. В этом случае в его голове все разумное отойдет далеко на второй план, и возможность сорвать большой куш заблестит рупиями в его глазах. А потому, цена за проезд вам будет названа в пять или даже десять раз превышающая «реальную».

Парковка перед зоопарком

Местные ездят по счетчику, который имеется в каждой моторикше, но надеяться, что вам его включат бесполезно. Потому, чтобы суметь сторговаться до приемлемой цены, необходимо хотя бы приблизительно представлять расстояние до места назначения (5−10Rs за километр). Важно: необходимо понимать, что каждый индус, так или иначе связанный с оказанием услуг туристам, будет следовать одной цели — обмануть вас, «срубить» с вас, как можно больше денег. То, что местный купит за пять рупий, вам будут предлагать за 100. Ваша задача, не попасться на крючок и постоянно торговаться, даже при заселении в гостиницу. Как-то, моторикша заявил нам, что тот дворец, куда мы направлялись, сегодня закрыт, но он знает открытые места и может нас свозить туда. Мы не поверили, взяли другого водителя и, приехав, убедились, что дворец открыт. К концу нашего путешествия по Индии мы чувствовали огромную усталость и напряженность оттого, что приходилось постоянно торговаться и ждать подвоха от любого.

Водитель моторикши — вид со спины

В наш первый день в Дели мы решили увидеть Ворота Индии (India Gate; станция метро «Central Cekritariat») и Президентский дворец (Rashtrapati Bhavan), которые венчают с обоих концов улицу Радж Патх (Raj Path).

Президентский дворец — посмотреть на него можно только из-за ограды

«Ashram marg» — так называлась ближайшая к нашей гостинице станция метро. Вот место, где безопасности уделяется самое пристальное внимание, а в вагон метро едва ли сможет просочиться террорист. Дело в том, что для входа на станцию необходимо пройти через рамку металлоискателя, затем выдержать осмотр у полицейского и в довершение отправить сумку в черный ящик для «просвета». Только после этого у вас появляется возможность приложить жетончик (его стоимость колеблется от 8 до 20 рупий в зависимости от расстояния) к турникету и проследовать к поезду. При выходе на станции назначения этот жетон необходимо вставить в турникет — тогда дверки распахнуться.

Вид на станцию метро «Ashram marg» на улице Мейн Базар

Замечу, что вагоны в метро не в пример государственному такси — современные, бесшумные и с кондиционером. Впрочем, чувствовать себя комфортно в них можно только поздно вечером — метро в Дели пока насчитывает только три ветки и как следствие сильно перегружено. Кроме того, оказываясь в вагоне, вы становитесь предметом глубочайшего интереса для всех индусов. Будьте готовы — на вас устремятся все взгляды окружающих и многие из них вы будете ощущать на себе до конца поездки. Кто-нибудь наверняка «случайно» захочет о вас потереться — ведь белые люди приносят счастье. Зато, здесь есть фиксированная цена за проезд и вас уж точно никто не обманет.

На станции — в вагонах мало людей из-за позднего часа (22:30)

Посмотрев Ворота Индии и Президентский дворец, мы отправились к следующей достопримечательности — самой крупной мечети Индии Джама Масджид (Jama Masjid; станция метро Chawri Bazar; время работы ежедневно с 8:30 до 12:30, с 13:45 и до закрытия (за полчаса до заката), вход свободный).

Чтобы пройти на территорию Джама Масджид вам придется снять обувь

После этого наш путь лежал в крупнейший индуистский храм в мире — Акшардхам темпл (Akshardham Temple; станция метро Akshardham; вход бесплатный, время работы каждый день кроме понедельника с 9 до 18:00, музыкальный фонтан — 18:30 (стоимость 30Rs)). Замечу, что перед тем как попасть на территорию комплекса, необходимо сдать все вещи в камеру хранения. С собой можно пронести только деньги и документы. При этом будьте готовы, сдавая мобильный телефон, у вас попросят вытащить из него батарейку.

Акшардхам темпл — фотографировать на территории запрещено

На этом первый день подошел к концу. Индия нам начинала нравиться.

P. S. Продолжение читайте здесь. Вас ждет увлекательное путешествие в Дели, Агру, Джайпур, а также заплыв на ГОА.

Буду рад, если мой опыт пригодится вам. Если у вас появились вопросы, смело задавайте их в комментариях или пишите на почту akulovo собака bk точка ру. Непременно отвечу.

Фото автора

Последние новости
Цитаты
Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня