Продолжение рассказа о путешествии «дикарем» по центральным городам Индии и штату ГОА, где основное внимание мы уделяем организационным вопросам поездки. С первой частью можно ознакомиться здесь.
Дели (март 2010 года)
Во второй день нашего пребывания в Дели мы смогли почувствовать себя звездами голливудского кино и уже уверенно торговались с водителями тук-туков. Наше перемещение по городу мы решили вновь начать с подземки. Пройдя уже привычную процедуру тщательного досмотра при входе на станцию, от «Ashram marg» мы доехали до остановки «Pragati Maidan». Оказавшись на широкой улице (Mathura Rd), мы направились в сторону величественного мавзолея Хумаюна — по карте путь до него казался близким, но на деле нам понадобилось около часа. Впрочем, едва ли нам пришлось пожалеть об этом — спустя полчаса ходьбы нашему взору открылись высокие каменные стены, которые буквально нависали над дорогой. Оказалось, что они принадлежат древнему форту Пурана Кила (Purana Qila; открыт ежедневно с утра и до вечера, вход 100Rs).
Погуляв внутри крепости, уже на выходе, к нам обратилась молодая компания индусов с просьбой… сфотографироваться. Вероятно, как и мы, не слишком впечатлившись останками форта, они решили восполнить этот пробел общением с нами. Дружно отметив мое сходство с волшебником Гарри Поттером, они окружили меня и принялись делать снимки. В дальнейшем, у нас неоднократно спрашивали разрешение на фотографию, и поначалу мы соглашались, будучи польщенными таким вниманием. Впрочем, по мере нашего удаления от Дели и особенно от туристических маршрутов в других городах наше позволение на снимки уже никого не интересовало — местные просто доставали камеры и направляли их на нас — кто-то делал фотографии, а кто-то вовсе не утруждал себя и просто снимал видео.
Как можно понять, индусы страшно любят фотографироваться, что стало возможным для каждого из них с появлением на рынке дешевых телефонов с камерой. Семьи часто просили нас сфотографироваться с их детьми, потому что считается, что фото с белым человеком — это к удаче и счастью. Раз десять, по той же причине, в толпе сзади до меня дотрагивался кто-то «невидимый».
Но, вернемся на улицу Mathura. Пройдя еще около двадцати минут, мы оказались у входа в гробницу Хумаюна (Humayun's Tomb; открыто ежедневно от восхода до заката; цена билета — 250Rs), которая послужила прообразом Тадж Махала.
Любопытно, что стоимость входа в мавзолей (это касается всех достопримечательностей) существенно различается для иностранца и местного жителя — 250 рупий против 10. Естественно, заплатить такую сумму может позволить себе почти каждый индус — оттого посещать культурные места в Индии лучше в будние дни, когда там существенно меньше экскурсантов.
После мавзолея наш путь лежал к самому высокому в мире кирпичному минарету Кутуб Минар (Qutub Minar; время работы — со вторника по воскресенье с 7:30 до 17:30; плата за вход — 250Rs). Добираться до него мы решили на тук-туке и сторговались с водителем за 80Rs (в Дели идет активное строительство метро и в скором времени поблизости будет открыта станция). Кутуб Минар является чудом инженерного искусства раннего средневековья (XII-VX века).
Рядом расположена железная колонна высотой семь метров и весом в шесть тонн, отлитая в IV веке. Считается, что если прислониться к колонне спиной и обхватить ее руками, то сбудутся все самые сокровенные желания. Наверное, это правда, потому что надо иметь очень длинные руки, чтобы суметь обнять колонну — у людей таких рук просто не бывает. Впрочем, и проверить сейчас это не удастся — в настоящее время столб огражден и дотронуться до него невозможно.
Добравшись на рикше до нашей гостиницы на улице Мейн Базар за 130Rs, поужинав в кафе Грин Чили (улица Rajguru), мы решили отметить окончание дня чем-то спиртным. Спросив на ресепшене, где находится ближайший супермаркет-магазин, мы получили обескураживающий ответ — поначалу администратор долго не мог понять, что мы хотим, а потом сказал, что в Дели никаких «Пятерочек» или «Копеек» нет. Есть только рынок, базар, лавки, палатки и объяснил нам, где найти такую, торгующую алкоголем. По дороге к ней заблудиться у меня бы не получились при всем желании- эту лавку тут знали все, так как она единственная на весь квартал. Впрочем, нельзя сказать, что алкоголем в Индии злоупотребляют — шатающихся пьяных мы на улице не встречали.
В третий и заключительный день в Дели мы чувствовали себя наиболее раскованно и комфортно — нет, не потому что выпили накануне местного джина, а потому как процесс адаптации и привыкания к новой стране потерял свою остроту. Взяв рикшу за 100Rs, мы отправились в бахаистский храм Лотоса (Bahá'í House of Worship; открыт с понедельника по субботу, 9:30 — 17:30, вход бесплатный). Уже знакомые с верой бахаев по другим поездкам, мы и здесь увидели нечто действительно впечатляющее.
Облицованный белым мрамором храм, представляя собой гигантский полураскрытый цветок лотоса. Храм полностью окружен симметричным садом — идешь по дорожке, а слева и справа посажены одинаковые клумбы с цветами, растут одинаковые по форме кусты, заботливо обстриженные садовниками.
Рядом с храмом Лотоса нами было замечено еще одно культовое сооружение (New Delhi Iskon Temple), которое мы решили посетить. Осмотрев его, мы поймали рикшу, который за 50Rs довез нас до садов Лоди (Lodi Gardens; открыты всегда).
Лоди Гарден — это прекрасный парк, полный зелени, посреди шумного и загазованного Дели. Вряд ли вас впечатлят храмы и другие постройки из прошлого, которые присутствуют на его территории, но отдохнуть и погулять у вас точно получится. Не зря именно здесь, среди пальм и ярко-цветущих деревьев, многие молодые пары назначают друг другу свидания.
Конечным пунктом осмотра достопримечательностей в Дели стал поражающий своей роскошью храм Бирла Мандир (Laxminarayan Temple или Birla Mandir). В храмовый комплекс, помимо самого культового сооружения, входит сад и фонтаны, которые, правда, во время нашего посещения не действовали. На этих приятных эмоциях завершился наш третий день в Дели, а уже на следующий мы отправились в Агру.
Наш поезд в этот город, где расположена главная жемчужина Индии — мавзолей Тадж Махал, должен был огласить вокзал прощальным гудком около семи утра.
Еще накануне мы договорились с таксистом, что за 150 рупий он отвезет нас на станцию Хазрэт Низамуддин (Hazrat Nizamuddin), где нас должен был ждать поезд в Агру. Здесь стоит отметить, что в Дели, как и в любом крупном городе, есть несколько вокзалов, один из которых (станция Нью-Дели) находится в непосредственной близости от места нашей дислокации Мейн Базара. Итак, ранним утром мы погрузились в такси и спустя какие-то пятнадцать минут оказались возле поездов. Однако все попытки отыскать нужный нам состав не увенчались успехом, а подозрения, что он просто задерживается, развеял кассир — «вы перепутали вокзал, вам нужна станция Нью-Дели».
После этих слов наш пульс участился десятикратно и вот мы уже бежим по ступенькам вокзала прямо в руки… многочисленной армии таксистов. А они, будто готовились заранее, начинают выкрикивать дурманящие их головы цены — до Нью-Дели 500 рупий, 450, 400… Нет, уж пусть мы опоздаем, но больше сто пятидесяти не дадим. Время таяло, как свежеиспеченная лепешка нан во рту, но желающих везти нас за эти деньги не находилось. Кроме одного молодого человека, который не отпускал нас ни на шаг и вел активный торг. Именно он в итоге и стал нашим спасителем — мы пообещали ему 170 рупий, но при одном условии — мы успеем на поезд. У него было десять минут. Конечно, сомнений быть не могло — он справился и получил свои деньги. Мы же, едва шагнули в тамбур вагона, ощутили, что состав тронулся.
Отдышавшись и получив от проводника свой завтрак, включенный в стоимость билета, мы принялись глядеть в окошко. Особенно любопытным это занятие представлялось в пригороде Дели — вдоль рельсов стояли непонятного вида бараки, люди выходили из этих сооружений к дороге и среди куч мусора умывались, чистили зубы и справляли разные нужды.
Агра (март 2010)
В Агру наш поезд прибыл около десяти утра. Поначалу мы решили осмотреть город пешком, но наличие двух габаритных сумок и нежелание сдавать их в камеру хранения, вынудили нас взять такси на весь день. Сделать это очень легко — как только вы ступите на перрон, вас, как самое вкусное варенье, облепят таксисты. Если по каким-то аномальным причинам этого не произойдет, то на выходе из здания вокзала находится белая будка государственного Препейд такси, где автомобиль с водителем на весь день с заездом в город Фатехпур Сикри вам предложат за 850 рупий (без кондиционера).
Плюс к этому возле основных достопримечательностей вам придется оплачивать платные парковки (20−30 рупий). За въезд в Ф. Сикри с вас также возьмут 40 рупий.
Описывать Тадж Махал и Форт Агры бессмысленно — все равно никаких слов не хватит.
Это действительно то, что невозможно представить, не увидев своими глазами. Скажу лишь, что цена за вход составляет соответственно 750 (кроме билетов, в наборе бутылочка воды и бахилы) и 350 рупий.
Целесообразно первоначально идти именно в Тадж Махал — при предъявлении использованного билета на его посещение в других местах вам будет положена небольшая скидка в размере 10 рупий.
Фатехпур Сикри (Fatehpur Sikri) представляет собой небольшой город, расположенный в 40 километрах от Агры. Если не пользоваться такси, то доехать до него можно на автобусе. История повествует, что когда-то давно столица всей Индии располагалось именно в этом городке, и просуществовала здесь около двадцати лет. Затем, по неизвестным причинам из города ушла вода, и столица вернулась обратно в Агру. Сейчас туристы приезжают сюда полюбоваться сохранившимся с тех времен старым городом, выстроенным из красного песчаника. Стоимость билета — 250 рупий.
Помимо водителя в нашем такси также оказался мужчина средних лет, выполнявший функции мини-гида, а также сообщавший цену за парковки. По его словам, водитель английского не знал, а потому, для облегчения коммуникации, он сам являлся бесплатным приложением к такси от государства. Согласитесь, слегка похоже на правду, однако, чтобы потом не возникло недоразумений, мы заявили ему, что в его услугах не нуждаемся, а по окончанию дня, никаких чаевых ему все равно не видать. «All right, no problem», — был его ответ.
Что же, все время в машине мы мило беседовали, он рассказал нам, что Агра военный городок, что здесь около 7 процентов женщин мусульманки и никогда не выходят из дома. Пытался похвастаться своим знанием отдельных слов на русском, называл нас братом и сестрой, с нашего согласия завез нас в пару магазинов (ювелирный, мраморный и ковровый), и, в итоге, благополучно привез нас на вокзал к отправлению поезда.
И здесь, как вы уже можете догадаться, он спросил денег, таким образом, испортив все доброе впечатление о себе, и еще раз дав понять, что почти все, кто обслуживает туристов в Индии, прохвосты. Мы не дали ему ни копейки, он был зол и разочарован, громко хлопнул дверью, а его водитель дал по газам. А нас ждал поезд в Джайпур.
За тот час, проведенный на вокзале в ожидании нужного состава, мы увидели легендарные для Индии электрички, забитые битком так, что люди свешивались из дверей, а их различные конечности торчали из окон, которые ограничивали не стекла, а решетки. Наблюдали, как на перрон уселась молодая пара, девушка постелила на пол платочек и вывалила на него еду, которую они, конечно, съели руками. Нам это кажется диким и негигиеничным — им же хорошо, свободно и нет проблем. Глядя на это и вспоминая то, как отчаянно ведут себя на дороге индусы, уже не сомневаешься, что все они фаталисты — верят в перерождение душ. Чего переживать?! Кончится одна жизнь — начнется другая!
Буду рад, если мой опыт пригодится вам. Если у вас появились вопросы, смело задавайте их в комментариях или пишите на почту akulovo собака bk точка ру. Непременно отвечу.