Дорога к Болхову упоительна. Едешь, словно песню кто-то завел, где вместо слов просторы полей, перелески, овраги и озера, которые так легко и непринужденно ложатся на воображаемую мелодию. Аккорды усиливаются, когда на горизонте появляются макушки церквей, а подъехав еще ближе, становится различим городской силуэт. Здесь он настоящий, самобытный, неиспорченный многоэтажками и, кажется, такой, каким был век назад.
Болхов расположен в 55 километрах севернее Орла. Городок, как и окружающий его ландшафт, насыщен оврагами и наделен своей водной артерией — притоком Оки речкой Нугрь. Гулять здесь одно удовольствие — мосточки, тропинки, возвышенности и склоны.
История Болхова в одном своем моменте весьма схожа с биографией своего административного «начальника» Орла — город был сооружен в середине XVI века, как пограничная крепость. Правда, если до этого момента Орел в летописях не значился, то Болхов был известен с XIII столетия. Упоминался он в связи с нашествием Батыя, полчища которого внесли свой вклад в судьбу города, а именно разграбили и сожгли все местные строения.
Впрочем, уже в тот период, когда Болхов встал на защиту южных рубежей страны, из века в век находился на город свой «татарин». В 1556 году город-крепость атаковал крымский хан Девлет Гирей, в 1608 году здесь развернулось одно из крупнейших сражений периода Смуты, получившее название Болховский бой, в дальнейшем город неоднократно осаждали поляки и литовцы. Но не только захватчики посещали город. Как-то раз, по пути в Киев, заглянул в Болхов сам Петр Первый. Чем-то глянулся императору городок и велел он прислать сюда специалистов по кожевенному делу, тем самым дав толчок для развития населенного пункта.
Иоанн Лукьянов, паломник, проезжавший тут в 1711 году, писал так: «Град Болхов стоит на Нугре, на левой стороне на горах красовито: град деревянный, ветх уже, церквей каменных есть от малой части; монастырь хорош… рядов много; площадь торговая хороша; хлеба бывает много, а дровами сильно довольно». А еще через 70 лет проезжал здесь академик В. Ф. Зуев и тоже похвалил: «Нарочитой и известной даже в древности город по уделу своему». Много чего отметил, а в конце добавил: «Сверх того питейных домов 16».
На торговых и кожевенных делах Болхов богател. На ежегодную Тихвинскую ярмарку при монастыре съезжались издалека. Экономический подъем увековечивали воздвижением новых и перестройкой старых храмов. Теша тщеславие горожан, на месте первохрама былой крепости вознесся к небесам Спасо-Преображенский собор. Стали появляться на улицах солидные купеческие особняки. Но как это обычно бывает в нашей стране, после очевидного успеха возникает у людей желание схалтурить и деньгу зашибить.
Случилось так и с болховскими купцами: прикрываясь славой своих кожтоваров, местные заводчики начали вместо кожи гнать на подошвы картон. Подделка обнаружилась, и поставкам из Болхова объявили бойкот. Причем до полного банкротства. В оставшееся до Октябрьской революции время болховские купцы отмаливали неправедно нажитые капиталы и жертвовали колоссальные средства на возведение церковных храмов. Вот так грехи предков оборачиваются богатым архитектурным наследством.
А в наследство Болхову досталось много, и, к счастью, дошло до наших времен. Сохранилась здесь городская застройка, улицы центра и окраин и даже, словно, сам уклад жизни. Овраг, проходящий по центру города, территориально делит Болхов на две части.
В первой части неминуемо оказываются все те, кто приезжает в городок по дороге из Орла. Здесь расположена автостанция, памятник-танк погибшим в Отечественную войну, а главной изюминкой, безусловно, является Георгиевская церковь. Впрочем, если сам по себе храм не вызывает особенных эмоций, то его колокольня (76 метров) уж точно удивит. На сей счет у болховчан есть своя весьма романтичная легенда.
Некогда богатый купец выкупил у табора красавицу-цыганку и при себе поселил. Холил-лелеял, а все ж не убереглась его любовница от степной тоски и наложила на себя руки. Продал купец свое дело, а на вырученные деньги построил колокольню Георгиевской церкви, как свечу великую во спасение ее души. А сам ушел в монастырь, свой грех замаливать. По документам устанавливается, кстати, пристройка притвора к трапезной на средства купца Губарева в 1862 г.
Во второй часть города, где оказываются все те, кто приехал в Болхов из Калужской области, сосредоточены основные достопримечательности городка. Здесь расположен главный соборный комплекс Болхова, стоящий на высоком холме на территории бывшего кремля. Это Спасо-Преображенский собор, который виден практически из любой точки города. Здесь я могу порекомендовать вам не идти к храму всевозможными короткими тропами, а сделать это плавно, а именно: встать в середине улицы Ленина, которая упирается в храм, и постепенно двигаться по ней, как бы навстречу собору.
Дело в том, что главная «магистраль» города — улица Ленина как нельзя лучше передает удивительную и самобытную атмосферу городка. Застроена улица сплошь каменными купеческими домами второй половины XIX века. Кажется, каждое строение на ней достойно камеры фотоаппарата. Здесь же находится городская администрация и музей. Прогуливаясь по улице, можно живо представить себе, как столетия назад тут бурлила жизнь, как ходили важные купцы, увлеченные кожевенным делом. А вечером, к службе, на улицу выходил и стар и млад, и также как сейчас и мы с вами, двигался к Спасо-Преображенский собору — сердцу города.
Болхов, если так можно выразиться, «чист»: здесь нет безликих панельных домов, нет и режущих глаз навороченных коттеджей. Здесь все на своем месте. Городу удалось остаться настоящим и живым, таким, каким он был много лет назад. Именно за этим сюда и стоит ехать.
P.S. Добрать до Болхова из Москвы можно на автомобиле воспользовавшись трассой М-3 «Украина», свернуть на Калугу и далее через город Белев по автодороге Р-92. В пути 317 километров. На общественном транспорте в Болхов удобно добираться на автобусе из Орла. Остановиться на ночь можно в гостинице «Болховская Старина» (цена номеров от тысячи рублей). По отзывам туристов, отель чист и уютен.
Если у вас осталось время после посещения Болхова, то вы можете съездить в поселок Конезавод, что в 35 километрах от города. Там доживает свой век усадьба Телегиных, построенная в русском былинном стиле. Телегин был известнее тем, что вывел породу «русский рысак», которая являлась самой резвой из всех русских пород, известных в Европе. В настоящее время от усадьбы сохранился барский дом («закрыт», замусорен, заброшен), каскад прудов и очертания парка.
Фото автора (май 2011)