Моя поездка в Тотьму началась еще в столице, со звонка в местную гостиницу с весьма колоритным названием «Монастырские кельи». «Приезжайте, вы не пожалеете. У нас уютные номера. Туалет с душем, правда, на этаже, — будто оправдываясь, сказали милым голосом на том конце провода. — Но у нас совсем недавно поставили пять новых унитазов и три душевые кабины». По окончании разговора я не сомневался, что поездка в город мореходов с остановкой в отеле, расположенном в стенах бывшего монастыря, наградит меня еще большими впечатлениями.
Решившему отправиться в Тотьму, стоящую на берегу быстрой Сухоны — самой крупной реки в Вологодской области, стоит запастись терпением. Дорога до этого северного городка неблизкая, но в этом и кроется вся прелесть: находясь на значительном удалении от обеих столиц, Тотьма смогла не только изобрести свой собственный архитектурный стиль, но и снарядить более двадцати экспедиций в Тихий океан — это больше, чем компании московских, вологодских и великоустюжских купцов вместе взятых. Но обо всем по порядку.
Чтобы увидеть то, чем живет Тотьма сегодня, первоначально стоит посетить центральную площадь городка. Именно вокруг нее сосредоточено все самое интересное не только для туристов, но и, пожалуй, для местных жителей. Уже с раннего утра тотемцы наводняют площадь — здесь начинает работать продуктовый и вещевой рынок, открывают двери мясная лавка и многочисленные магазины. Для нас же, гостей города, на одной из прилегающих улиц сооружен туристический щит с указанием основных достопримечательностей. Впрочем, пользоваться им совершенно не обязательно, намного интереснее будет обойти центральную часть города целиком, пройтись по каждой улице. Ведь так здорово не следовать карте с указанными на ней точками, а самостоятельно и в какой-то мере неожиданно открывать для себя богатую архитектурную историю города.
Впрочем, оказавшись в центре, вы едва ли устоите перед искушением следующим своим шагом не избрать дорогу к двум храмам, которые словно корабли, пришвартовались к рыночной площади. Предпосылки к появлению этих необычных по форме церквей связаны с далеким прошлым, когда в XVI веке в окрестностях города зародился один из центров солеварения. Именно тогда стало ясно, что Тотьма не затеряется в северных лесах, а будет только развиваться и богатеть.
Стоит сказать, что в те далекие времена на солеварении можно было сколотить не одно состояние. К слову, процесс добычи соли считается вообще одним из первых видов добывающей промышленности в России. Во главе солеваренных промыслов Тотьмы стояли купцы Строгановы, которые к середине XVI века сумели сосредоточить в своих руках почти все варницы Севера. Конкуренцию Строгановым, снарядившим впоследствии Ермака в Сибирь, составляли лишь монастыри, которые указом Ивана Грозного были освобождены от уплаты налога на «белое золото». Своя обитель была и в Тотьме. Ее основал весьма предприимчивый монах Феодосий Суморин, который быстро смекнул, какие выгоды можно извлечь из монастырского беспошлинного солеварения.
К слову, соль была не единственным источником дохода для Тотьмы. Охота и продажа пушнины были не менее важны. Даже на официальном гербе города изображена черная лиса на золотом фоне — показатель важности пушнины для местной экономики. Более того, с открытием торговых путей с Англией и Голландией через Архангельск во второй половине XVI века Тотьма стала важным речным портом. Здесь появился кремль, строились торговые ряды и амбары.
Любопытный момент, касающийся посещения Тотьмы правителями Руси, приведен в книге «Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма"*. Царь Петр I, несколько раз посещавший Тотьму по пути в Архангельск, как-то раз решил самостоятельно ознакомиться с работами на соляных варницах. Желая убедиться в тяжелых условиях труда, он сам вытаскивал бадьи с рассолом, за что потребовал выдачи ему установленной платы. Характерно, что впоследствии именно Петру было суждено повлиять на экономическое благосостояние Тотьмы. Основав Санкт-Петербург, первый император Российской империи навсегда изменил направление торговли между Россией и Западом. Тем не менее, последствия этих «нововведений» не сразу отразились на городе и в XVIII, когда Тотьма достигла своего наивысшего расцвета, на арену действий вышли местные купцы-мореходы. Пожалуй, именно с этими людьми и связаны самые славные страницы тотемской истории.
Сейчас мы можем только удивляться, как небольшой вологодский городок мог играть весьма существенную роль в освоении территорий Тихого океана. Впрочем, было бы ошибочным думать, что местные купцы снаряжали свои корабли лишь ради географических открытий. Во многом их интерес заключался в ценных мехах, о которых, проплывая мимо Тотьмы, рассказывали участники Камчатских экспедиций под предводительством Беринга. Так, совмещая приятное с полезным, тотемскими купцами было снаряжено 20 экспедиций к берегам Америки.
Путь их был сложен и тернист и занимал не менее года. Сначала мореходы добирались до Иркутска, а дальше шли по сибирским рекам до Охотска. И только в Охотске они покупали или строили корабль, огибали полуостров Камчатка и шли к ближним Алеутским островам. Вдали от дома, в морской пучине, купцы давали обеты: если останемся живы — по возращению построим в родном городе храм. Так парусники, в часы молитв о спасении, становились храмами, а появлявшиеся в дальнейшем на родине храмы становились «парусниками». Последние слова отнюдь не являются оговоркой, ведь если взглянуть на местные церкви, в их облике явно прослеживается корабельный силуэт.
Пожалуй, самым эффектным подтверждением вышесказанных слов, является Входоиерусалимский храм, к которому мы отправились от центральной площади. Храм был построен в конце XVIII века на средства братьев купцов Пановых, которые в свое время удостоились медали от Екатерины II за экспедицию на судне «Св. Иулиан» для «сыскания новых земель и для приводу тамошнего… народа в (российское) подданство».
Основатели огромной пушной империи, братья Пановы не поскупились и в постройку храма, кажется, вложили всю свою душу. Высокое, стремящееся всеми силами ввысь здание, прежде всего, поражает нарядным декором своих стен. Украшены они так называемыми картушами — рельефным рисунком в виде щита или свертка, элементы которого выступает из плоскости стен. Именно резной каменный орнамент и стал главным символом тотемского барокко.
Наиболее сильное впечатление Входоиерусалимский храм производит, если посмотреть на него с боку, со стороны гостиницы «Рассвет». С этой точки храм предстает нам настоящим «кораблем», грозным, будто с надутым ветром парусом и готовым выстоять любой шторм. Обратите внимание и на картуши — особенно роскошны они между нижними и средними окнами.
С созданием в конце XVIII века полугосударственной Российско-Американской торговой компании, которая монополизировала пушные промыслы на островах Тихого океана, завершилась эпоха частных экспедиций. Впрочем, в этот период Тотьму еще было рано списывать со счетов. В 1790 году тотемский мещанин Иван Кусков отправился к заветным берегам Нового Света, но уже не только с целью добычи пушнины, а с желанием основать там русские поселения. В компании с другими первопроходцами, Кусков высадился в 80 километрах к северу от современного Сан-Франциско… Стоит отметить, что к этому времени здешняя земля была уже куплена русскими у местных индейцев племени кашайя-помо за три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги и несколько ниток бус.
Позже здесь была основана российская «столица» — Ново-Архангельск (сейчас Ситка), а спустя какое-то время несколько выше реки Славянки (современная Рашен-Ривер) была заложена деревянная крепость Форт Росс. Именно Иван Кусков стал первым правителем этого укрепленного поселения.
На территории крепости были построены первая в Калифорнии ветряная мельница, судостроительная верфь, заложены первый фруктовый сад и виноградник. Русские успешно разводили скот, отправляли шерсть на экспорт, делали мебель, двери, рамы, черепицу из секвойи, телеги, колеса, бочки, повозки, выделывали кожу, обрабатывали железо и медь.
Правителем форта Кусков был по 1821 год. По окончании служения в крепости он вернулся на родину, где поселился в тихом домике недалеко от Сухоны. Похоронен великий тотьмич был на территории Спасо-Суморина монастыря (могила, к сожалению, не сохранилась). К слову, сейчас Форт Росс, который в 1841 году был продан предпринимателю из Мексики Джону Саттеру за 42 тысячи рублей серебром (из которых он так и остался должен более половины), прекрасно отреставрирован и охраняется. В крепости организован музей, который ежегодно посещают более 150 тысяч туристов.
Если от центральной площади Тотьмы пойти в сторону летней сцены, мимо памятника российским землепроходцам и далее вниз по улице, то вы неминуемо выйдите к берегу Сухоны. Улица, которая идет вдоль реки, носит название набережная Кускова. Сам дом великого тотьмича превращен в музей, здесь же воздвигнут ему памятник. Тотьмичи помнят и чтут свою историю. Как пример, в городе активно занимаются восстановлением традиций Петровской ремесленной школы.
В начале XX века, для обучения ремеслам сирот и детей бедняков, ее создал на свои средства уроженец Тотьмы — купец Николай Ильич Токарев. Здание школы было построено по последнему слову тогдашней техники с водопроводом и электрическим освещением — оно живо и сейчас, стоит на высоком берегу Сухоны, трехэтажное, из красного кирпича.
Обучение в школе было бесплатным и составляло четыре года; в нее принимались грамотные мальчики в возрасте от 12 до 14 лет, преимущество отдавалось уроженцам Тотьмы и уезда, из них — круглым сиротам. Согласно уставу школы, ее основной целью было «сообщение учащимся знаний и умений, способных развить в крае кустарное производство хорошо исполняемых игрушек, которые могли бы удовлетворить современным требованиям». Кроме того, школьники изготавливали множество предметов хозяйственного обихода — от мебели до умывальников и туалетов.
День у учеников начинался в 6.30 утра. После завтрака с 7 до 10 часов шли уроки, с 10 до 10.50 была перемена на чай, а с 13 до 14.30 — обед и отдых; с 17 до 17.30 — «паужин» (полдник) и в 19 часов — ужин. Им выдавались бесплатно принадлежности для рисования и черчения, приобреталась сезонная одежда. В первый год обучения дети посещали классы русского языка, изучали арифметику, а также столярное, корзинное, жестяницкое, малярное дело. А уже на четвертый год обучения выпускники школы выполняли самые сложные заказы — кресло, кресло-качалка, диван, кушетка, будка для купания, беседка, ширма, стол из бамбука или камыша с затейливыми узорами.
Не удивительно, что вскоре слава о Тотемской школе шагнула далеко за пределы России. В 1905 году на Международной выставке в Льеже (Бельгия) школа была удостоена «Гран-при». Тотемские игрушки стали известными в Берлине, Париже и в Нидерландах. Особенную популярность получили деревянные изделия серии «Из сказочного мира»: избушка на курьих ножках, Иванушка-дурачок, а также резные шкатулки и коробки.
Затейливые, оригинальные игрушки получили отклик в 1912 году в столичном журнале «Нива». Автор статьи с удивлением писал: «…как ученики, а в особенности ученицы, — дети, не имевшие до поступления в школу никакого представления о рисовании и черчении, — быстро усваивают то и другое». Особый интерес, по его мнению, представляли шахматные фигуры, изображающие древнерусских воинов, затейливые раскладные домики с целым лесом елей, всевозможные звери, фигурки, щелкунчики для орехов, изящные ларцы, канделябры, люстры — вот тот далеко не полный перечень всех предметов, которыми так прославилась Петровская школа.
К сожалению, после смерти главного мецената школы — купца Токарева — финансовое положение учреждения ухудшилось. Начиная с 1918 года, в местных архивах можно встретить частные письма директора школы в Вологодский губернский отдел народного образования с просьбами обеспечить учеников одеждой и продуктами. Но главное — постепенно школа утратила свою основную «изюминку» — изготовление руками кустарей тотемской игрушки. А после постановления Народного комиссариата образования, согласно которому все училища должны были быть ориентированы на удовлетворение жизненных потребностей страны, игрушечное дело в школе умерло окончательно.
Дошедшие до нас образцы изделий Петровской ремесленной школы в настоящее время находятся в Тотемском краеведческом музее и составляют одну из его лучших экспозиций. Многие предметы домашнего обихода (буфеты, горки для посуды, резные аптечки, стулья) сохранились и у жителей Тотьмы.
Мой визит в Тотьму пришелся на субботу. Возле летней сцены в центре города прогуливались молодые мамы с колясками, на велосипедах катались дети. Моя попытка посетить одно из кафе города не увенчалась успехом — все они были заняты под свадебные торжества. Жизнь шла своим чередом. Уже под вечер, когда город погрузился в сумерки, а зелень берез и лип загустела в ожидании ночи, я отправился в гостиницу. Под ногами поскрипывали доски деревянных тротуаров, а позади белели паруса церквей, которые словно впитали в себя свет уходящего солнца и так не хотели его отдавать.
P.S. Добираться в Тотьму из Москвы удобнее всего на автомобиле. По трассе М-8 до Вологды, далее этой же трассой в направлении Архангельска до поста ДПС в Чекшино, далее направо по новой дороге на Великий Устюг (новой, так как раньше в Тотьму можно было попасть только одним способом — на пассажирском пароходе по Сухоне. Лишь в середине восьмидесятых годов была построена автомобильная дорога). Если пользоваться общественным транспортом, то вам следует купить железнодорожный билет до Вологды, а далее приобрести талон на автобус до Тотьмы. Расстояние от Москвы до Тотьмы около 700 километров.
Остановиться на ночь можно в нескольких гостиницах — в бюджетных «Монастырских кельях» по цене 750 рублей за двухместный номер с сомнительными удобствами на этаже и кухней в коридоре, либо в гостинице «Рассвет» за 1450 рублей с туалетом в номере.
* «Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма», Г. Бочаров, В. Выголов («Искусство», 1983 г.)
Фото автора (август 2011)