Национальная валюта продолжает слабеть. Ситуация вокруг Крыма и возможных санкциях со стороны ЕС вряд ли добавят рублю в ближайшее время устойчивости. А не за горами — сезон отпусков. К чему готовиться тем, кто привык отдыхать в Европе? Как сэкономить на поездке? Об этом мы поговорили с экспертами.
Раннее бронирование
Еще несколько дней назад в интернете активно обсуждались слухи о том, что туристический рынок оказался чуть ли не в преддефолтной ситуации. Здесь все логично: падает рубль — растет евро и доллар, растет и цена на путевку. И якобы 30−35% россиян, напуганных удорожанием туров, отказались от планов на отдых. Однако, как оказалось позже, глаза у страха велики. 12 марта руководитель пресс-службы Ростуризма Ирина Щеголькова в интервью РИА «Новости» отметила, что общественно-политический конфликт вокруг Крыма не привел к серьезным потрясениям на туристическом рынке. По ее словам, люди взяли паузу, чтобы подумать. Подумать и в случае положительного решения — забронировать турпакет как можно раньше, опасаясь дальнейшего падения курса рубля. По словам экспертов, тенденция раннего бронирования прослеживается на всех туристических направлениях, стоимость которых рассчитывается в евро или долларах. По словам Кирилла Пшинника, коммерческого директора туристической компании «ТрипКафе», решение туристов отказаться от отдыха в сложившейся ситуации более чем естественно. Однако Кирилл добавляет, что кто-то совсем отказывается от путешествия, а кто-то оптимизирует финансовые расходы: «Сильного снижения турпотока в нашей компании нет. Но наблюдается увеличение количества туров по раннему бронированию. Люди стараются купить тур заранее, чтобы зафиксировать стоимость. Кроме этого, я думаю, что туристы будут больше ждать горящих предложений, как это было во время кризиса 2008 года».
Елена Захарова, главный PR-менеджер отдела маркетинга многопрофильного туроператора «Анекс Тур» также отмечает: «Падение курса рубля не повлияло отрицательно на динамику турпотока от нашей компании. Но мы со своей стороны отмечаем рост спроса на туры, участвующие в акции раннего бронирования. По нашим прогнозам, к маю 2014 г. по акции будет реализовано порядка 60% сезонных туров в Турцию, Испанию, Грецию и Марокко».
Игроки туристического рынка также отмечают, что повышение курса валют делает их клиентов более избирательными и щепетильными. Они стали внимательнее к выбору турпакета: продумывают детали отдыха, активно интересуются тем, что может им предложить тот или иной отель, какими услугами они могут воспользоваться бесплатно или со скидкой.
Также эксперты отрасли отмечают, что на фоне сложившейся ситуации возможно снижение спроса на отдых в европейских странах. При этом любопытно, что упадок спроса будет обусловлен не только негативным настроем российских туристов к Европе, которая объявила экономическую и информационную войну нашей стране, а пресловутым желанием избежать дополнительных расходов. Ведь в большинстве случаев отдых на европейских курортах основан на завтраке и полупансионе. А как говорится, война войной, а обед по расписанию. И платить за него придётся отдельно, по новому курсу евро.
Отдых в Европе: быть или не быть?
Российские туристы напуганы не только повышением цен на туры, но и заявлением Евросоюза о том, что путь наших соотечественников в зону Шенгена если будет и не заказан, то очень осложнен. И пусть Евросоюз не приступил к реализации своей угрозы, слухи о невероятном увеличении отказов по поданным заявкам разрастаются с каждым днем. Например, моя близкая подруга еще полгода назад планировала отправиться на майские каникулы в Чехию. Теперь она уверена: работа в госструктуре окажется той зацепкой, на основании которой ей будет отказано в визе. Интересно, что на фоне охватившей путешественников паники, российские туроператоры выглядят более чем хладнокровными. Кирилл Пшинник объясняет: «По федеральным СМИ постоянно говорят про санкции, и туристы звонят нам и задают вопросы. Мы их успокаиваем, говорим, что никаких признаков увеличения отказов нет (это данные наших партнеров по европейским направлениям). А в целом турпоток в Европу не уменьшился. Доллар и евро растут одновременно, поэтому цены в рублях растут по всем направлениям. Сейчас, например, популярно раннее бронирование в Грецию, Чехию, Испанию, Италию».
Елена Захарова также призывает успокоиться: «Полагаем, что прекращение выдачи шенгенских виз россиянам маловероятно. Учитывая, что в 2013 г., по данным Всемирной туристской организации ООН, Россия заняла пятую строчку в списке крупнейших выездных рынков мира, подобное решение отрицательно скажется на европейском туристическом бизнесе. Кроме того, в наш адрес поступило письмо от официальных лиц Посольства Испании с опровержением распространяемых в СМИ сообщений о возможности отмены выдачи виз для российских граждан».
Внутренний туризм
Падение курса рубля, уверяют эксперты туристического рынка, изменит отношение россиян к внутреннему направлению отдыха. Так, одни специалисты прогнозируют увеличение спроса на внутренний туризм аж на целых 30%, другие говорят о том, что российские курорты, санатории, турбазы и прочие, заметив повышенный интерес в свою сторону, также не замедлят повысить цены. При этом уровень сервиса останется прежним, что оттолкнет многих россиян от идеи путешествия по стране. Кирилл Пшинник придерживается второй точки зрения. По его словам, отдых в России непопулярен именно из-за низкого сервиса и завышенных цен: «Например, слетать отдохнуть из Москвы на о. Байкал может обойтись в 2−3 раза дороже, чем поездка в Турцию. После очень успешной Олимпиады в Сочи часть туристов предпочтет провести отпуск в России, но не думаю, что это кардинально изменит соотношение».
Фото ИТАР-ТАСС/ Анатолий Струнин