Трюк состоит в том, что если просто, на глазах всего честного народа забрать земли у НИИ имени В.Р.Вильямса и отдать коммерсанту «Пупкину» под застройку, поднимутся крик: как так?! Федеральные земли сельскохозяйственного назначения отдаются бизнесмену! Поэтому было решено использовать фокус, причем, не уровня Копперфилда, а, скорее, ярмарочную манипуляцию на глазах толпы, а именно: от лица Федерального Агентства по управлению государственным имуществом издается распоряжение о передаче земель в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. То есть, как бы одна федеральная контора передает федеральные земли института другой федеральной конторе. А уж кому там землица будет потом продана- пока скрыто за горизонтом.
Из досье «СП»
Всероссийский научно-исследовательский институт кормов был организован еще в 1912 году по предложению профессора В.Р.Вильямса, как показательное луговое хозяйство. В 1922 году его преобразовали в Государственный луговой институт. В 1939 году институт получил новый статус — Всесоюзного НИИ кормов им. В.Р.Вильямса, с 1992 года — ГНУ Всероссийский НИИ кормов им. В.Р.Вильямса Россельхозакадемии.
Институт за годы своего существования стал крупнейшим научно-методическим, исследовательским и интеллектуальным центром по кормопроизводству России. Он координирует работу 101 НИИ и ВУЗов страны, награжден Орденом Трудового Красного Знамени, дипломами ВДНХ, ВВЦ и многими другими наградами.
Этот НИИ — единственный в России институт, который всесторонне исследует проблемы кормопроизводства страны, разрабатывает новые адаптивные, экономичные, эффективные технологии, создает новые сорта кормовых культур и внедряет их в производство.
Сейчас здесь работают 103 человека. 20 докторов наук, 60 кандидатов наук, 4 члена-корреспондента Российской сельскохозяйственной академии наук, 5 заслуженных деятелей науки, 1 заслуженный изобретатель, 3 заслуженных работников сельского хозяйства, 6 лауреатов Государственной премии.
Но в борьбе за землю ни регалии, ни заслуги, ни будущее отрасли значения, похоже, не имеют.
Вот цитата из распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 3 июня 2011 года № 745-р: «Прекратить право постоянного (бессрочного) пользования государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт кормов имени В.Р. Вильямса Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ ВИК Россельхозакадемии) на земельные участки, расположенные по адресу: Московская область, город Лобня, Научный городок…» Далее указаны площади и кадастровые номера требуемых участков.
Пункт 2-й того же распоряжения: «Передать недвижимое имущество, указанное в пункте 1-м настоящего распоряжения в собственность Федеральному Фонду содействия и развитию жилищного строительства в качестве имущественного взноса Российской Федерации».
Передать участки необходимо в трехмесячный срок, т.е., уже в двадцатых числах августа. После чего НИИ кормов имени Вильямса необходимо внести изменения в реестр Федерального имущества и успокоиться.
Примечателен пункт 7 распоряжения. Он самый короткий и его соблазнительно процитировать: «Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой» и подпись: заместитель руководителя П.А. Потапов. Так и представляешь г-на Потапова, который вылез из служебного УАЗика и, идя кромкой поля, контролирует — все ли намеченные им земли переданы, т.е., отняты у института.
А ведь даже Президент России Д.А. Медведев сказал: " …нужно сохранить те земли, которые необходимы для опытного производства, для селекции, для обучения…". Впрочем, у нас много чего говорят.
Корреспондент «СП» побывал в НИИ и встретился с заместителем директора по науке, доктором географических наук Ильей Трофимовым.
«СП»: — Илья Александрович, а, может, действительно с неоправданным размахом живет институт?
— Земли у нас не очень много, что касается пахотных земель- 350 га. Из этих 350 га Росимущество требует отдать 70 га — пятую часть. Но мы с этой землей постоянно работаем, ее нам и так не хватает.
«СП»: — Как вы отреагировали на распоряжение?
— Собрали Ученый Совет, на котором решили, что наше владение этой землей не противоречит закону от 2010 года. Он гласит: «Земля у собственника сельскохозяйственного назначения может изыматься только в судебном порядке, если эта земля используется не по назначению или с ненадлежащим качеством». Так что, мы решили, что будем обращаться в суд.
Из Выписки из решения Ученого Совета
" Изъятие земли в поселке Луговая, города Лобня Московской области, ведет к разрушению крупнейшей в России коллекции генофонда ценных кормовых растений, созданных уникальных сортов, элитного семеноводства и научных опытов, которые могут существовать только в научно обоснованной системе севооборотов, необходимых для решения задач научного обеспечения развития кормопроизводства России. Кормопроизводство, занимающее ¾ сельскохозяйственных угодий России, является наиболее широкомасштабной отраслью сельского хозяйства, которая определяет состояние животноводства, растениеводства, земледелия, рационального природопользования, воспроизводства плодородия почв, улучшения экологического состояния территории и охраны окружающей среды".
«СП»: — Илья Александрович, на кону 70 га отличной подмосковной земли. За эти гектары биться будут отчаянно. Опыт судебных тяжб у вас есть?
— Есть, к сожалению. Нам уже приходилось сталкиваться с подобной ситуацией, когда хотели приватизировать три наших хозяйства. Причем, выбрали под приватизацию самые лучшие, например, «Красную пойму», которая входит в 50 лучших сельхозхозяйств России. Мы подали в суд, и все три процесса выиграли. Надеемся, так будет и сейчас. Ведь, очевидно, что Распоряжение Росимущества противоречит целям государства.
«СП»: — Да, действительно, странно получается. Президент сказал одно, а распоряжение Росимущества идет вразрез его словам. Как такое может быть?
— Ну, это распоряжение принималось на более низком уровне. Фонд содействия жилищного строительства его как-то проталкивал.
«СП»: — Когда в 1912 году Вильямс создавал этот институт, сколько земли ему выделило царское правительство?
— Около 500 га. Эти земли есть и сейчас, но я говорю про наши 350 га пахотных земель. А эти 500, это уже, как бы, не для науки — там поселок находится, другие объекты. Ведь долгие годы наш институт был градообразующим предприятием. Сейчас — уже нет. Поселок передан в собственность муниципальную, и у нас остались только пахотные земли.
«СП»: — А если государство скажет: Почему институт имени Вильямса должен заниматься своими изысканиями в 5 км от Москвы? Пусть перебираются в Сибирь или на Урал, например?
— Мы не в 5 км, а в 30-ти. Институт существует уже 100 лет (юбилей будет отмечать в следующем году — авт.). Он был создан по предложению профессора Василия Робертовича Вильямса по савеловскому направлению, напрямую от Сельскохозяйственной Тимирязевской Академии, где было создано показательное Луговое хозяйство — впоследствии Луговой институт стал Российским институтом кормов. Здесь за 100 лет создана соответствующая инфраструктура, она создавалась многими поколениями ученых, есть свои ферма, теплицы, хозяйства, другие учреждения, которые обслуживают науку на этом месте. А если все это отсюда вырвать, институт попросту развалится. Заслуженные и авторитетные ученые вряд ли поедут в другие края, а при нынешнем состоянии науки заменить этих людей элементарно некем. Изъятие этих 70 га пахотных земель ставит под угрозу всю нашу работу, выполнение планов исследований, государственного плана, межведомственного плана, по которому координируются ВУЗы России.
В фойе института им. Вильямса развернута выставка, рассказывающая о работе института, его ученых, их достижениях. Есть стеллаж с книгами, которые написаны сотрудниками института. Я взял «Словарь сельскохозяйственных терминов», открыл его наугад — «корова». Прочел дальше. Оказалось, корова — это та, которая родила и рожает, а та, что еще не рожала, называется, «нетель». В такую «нетель» и хотят превратить чиновники прославленный институт кормов имени В.Р.Вильямса.
Он и сейчас, кстати, не жирует. Здание института было построено в 1974 году, когда здесь проводился Международный конгресс по луговодству. Тогда в Лобню съехались ученые из более чем 100 стран мира. Государство потратило много денег — построили сам корпус НИИ, Дом культуры, гостиницу. Сейчас все это потихоньку хиреет. Госфинансирование сократилось, капитального ремонта ни разу не было. О зарплатах ученых я уж и не говорю. Ежу понятно: изъятие земель окончательно добьет институт.
Год назад «Свободная пресса» рассказывала о другой похожей истории.
Под Санкт-Петербургом из-за притязаний все того же Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства была поставлена под угрозу знаменитая вавиловская коллекция, собранная учеными Всероссийского института растениеводства (ВИР). Земли, на которых хранится уникальный генофонд плодовых и ягодных культур, тоже хотели отдать под застройку. В защиту Павловской опытной станции поднялись не только российские, но и авторитетнейшие мировые ученые, общественные деятели. Скандал докатился до президента Медведева. Изъятие земель было приостановлено, однако окончательно вопрос до сих пор не решен.
Сейчас все повторяется в Подмосковье. С той разницей, что земли здесь поаппетитнее. В смысле, подороже. Что, опять потребуется вмешательство президента?