21 октября украинский президент Петр Порошенко поручил внести в гособоронзаказ на 2015 год изделия «Южного машиностроительного завода им. Макарова», среди которых — высокоточное оружие и крылатые ракеты.
— Поручаю внести изменения в государственный оборонный заказ — открыть финансирование по производству высокоточного оружия, крылатых ракет, комплекса, который будет обеспечивать тактическое оружие, — сказал Порошенко, находясь с визитом в Днепропетровске, отметив, что такого госзаказа в стране не было с 2009 года.
— Мы должны быть уверены, что наша армия, вооруженные силы, их оснащение соответствуют лучшим мировым образцам, — добавил он.
Вслед за Порошенко новый министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что оборонное ведомство подписало с предприятиями военно-промышленного комплекса Украины рамочное соглашение о дальнейшем сотрудничестве. По его словам, речь идет не только о ремонте старой техники, но и о закупках новых образцов. Так, в ближайшее время ведомство якобы собирается подписать соглашения о поставках «новой современной техники».
Дальше — больше. Украинский президент в Днепропетровске договорился до того, что заявил следующее: Украина должна вернуть себе статус космической державы, ведь «стране есть чем гордиться и есть достижения, которые сделаны именно «Южмашем». Покорять космос Порошенко намерен в тесном сотрудничестве с Республикой Казахстан.
Напомним, премьер Арсений Яценюк в начале октября заявил, что правительство готово дополнительно выделить более 76 миллионов долларов в виде правительственных гарантий для закупки и восстановления военной техники.
Для сравнения цифр стоит напомнить пример реализации амбициозного украинского проекта по разработке оперативно-тактического ракетного комплекса «Сапсан» (этот РК на Украине позиционировали как аналог российского оперативно-тактического комплекса «Искандер»). Контроль проекта «Сапсан» обеспечивало Государственное космическое агентство (ГКА) Украины, а головным разработчиком комплекса было назначено КБ «Южное». В 2011 году глава ГКА Юрий Алексеев оценил объем затрат на его создание к 2015-му в 3,5 миллиарда гривен (примерно 460 миллионов долларов США), а президент Янукович заверил, что этот РК непременно появится у украинских военных. В 2012 году на эти работы было выделено свыше трех миллионов долларов. Однако в 2013 году тогдашний министр обороны Украины Павел Лебедев вынужден был сообщить, что его ведомство отказалось от программы «Сапсан» по той причине, что за несколько лет было потрачено 200 с лишним миллионов гривен (около 24,5 миллиона долларов), однако Минобороны Украины не получило не то что опытного образца, но даже проектной документации.
«Южмаш» обладает огромным потенциалом, ведь он производил самые мощные ракеты советского оборонно-промышленного комплекса наземного базирования, говорит президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
— Украина сможет наладить производство всех необходимых им ракет (имеется в виду баллистических, потому КБ «Южное» никогда не производило крылатые ракеты), но есть одно существенное «но». «Южмаш» был включен в кооперацию с Россией, откуда получал соответствующие комплектующие. Поэтому Украина сможет наладить собственное производство, но только после того, когда найдет, чем заменить детали, произведенные в России. Понятно, что это требует огромных вложений. Чтобы понять масштаб проблемы, стоит ответить на вопрос: сколько потребуется времени и денег для того, чтобы наладить в России производство комплектующих для автомобилей марки «Мерседес»?
"СП": — То есть, на ваш взгляд, поручение Порошенко внести в гособоронзаказ на 2015 год изделия «Южмаша», среди которых — высокоточное оружие и крылатые ракеты, это — очередной блеф украинского президента?
— А что на Украине не популизм? Назовите хотя бы одного министра обороны в мире, который бы заявил, что части его армии покинули территорию, потому что по этому зданию Россия нанесла термоядерный удар, причем не один, а целых два… Вряд ли даже сумасшедший военачальник мог сделать подобное заявление, а вот для украинского это — запросто. Причем новый министр — Полторак — ничем не лучше Гелетея: когда милиционер начинает заниматься планированием стратегических операций из этого может получиться лишь охрана заключенных.
Учёный-ракетостроитель, доктор технических наук, ректор Военмеха (1987—2002) Юрий Савельев также говорит, что КБ «Южное» занималось только баллистическими ракетами.
— Сейчас около 50 межконтинентальных баллистических ракет РС-20 В «Воевода» до сих стоят на вооружении российской армии. Правда, вряд ли нынешнее руководство Украины разрешит производить регламентные работы по поддержанию ядерного могущества России (по договору обслуживание российских РС-20 между Минобороны РФ и заводом «Южмаш» должно осуществляться до 2017 года — прим. «СП»). Поэтому Россия в ближайшие годы должна будет заменить «Воеводу» наземные стратегические комплексы собственного производства — «Тополь-М» и «Ярс».
Помимо тяжелых ракет КБ «Южное» занималось легкими ракетами «Зенит», которые запускались с «Морского старта», проектированием и изготовлением космических летательных аппаратов, однако никогда не проводило работ по созданию крылатых ракет. Другой вопрос, если американцы передадут «Южмашу» свои технологии по «Томогавкам», но даже в этом случае на их изготовление у КБ уйдет порядка десяти лет. Ведь в таком случае надо будет реформировать конвейеры, менять технологическое оборудование, обучать персонал…
Что касается заявления президента Порошенко по поводу освоения космоса и совместной работы с Казахстаном в этом направлении, то я не думаю, что Россия будет ставить палки в колеса Украине после того, когда мы уйдем с «Байконура», ведь мощности там освободятся. Однако вряд ли Украина будет заниматься какими-то программами по освоению космического пространства, потому что это — крайне дорогое удовольствие (к примеру, эксплуатация космодрома «Байконур» стоит около 5 млрд. рублей в год, не считая других расходов — прим. «СП»).
Поэтому заявления Порошенко носят откровенно популистский характер, цель которых — повысить рейтинг президентского блока перед выборами в Верховную Раду, а также успокоить коллектив «Южмаша», который сейчас находится в тяжелом положении.
Военный эксперт Виктор Мясников также уверен: заявления Порошенко и Полторака — это пропагандистский вброс.
— Думаю, под новейшими видами вооружений может подразумеваться модификация БТР-4М, танк «Оплот-М», украинский бронеавтомобиль «Дозор», который Киев грозился пустить в серию… Но все перечисленное вряд ли можно назвать прорывными разработками.
То есть Украина для своей армии практически ничего не разрабатывала и не производила. В этом смысле показателен пример оперативно-тактического ракетного комплекса «Сапсан» с дальностью 250−300 километров, которое разрабатывало КБ «Южное». Двести миллионов гривен было истрачено, но выяснилось, что нет даже нормального проекта РК. Поэтому какое высокоточное оружие может заказать государство у «Южмаша» — неизвестно.
Также отмечу, во всем мире крылатые ракеты разрабатываются на твердом топливе, а «Южмаш» делал ракеты только на жидком, причем двигатели для них собирались в РФ. Сейчас Россия отказывается продавать Украине двигатель для ракеты «Зенит» без предварительной оплаты, и именно поэтому «незалежная» не может вывести на орбиту свой первый спутник национальной системы спутниковой связи «Лыбидь». Причем разговор о бесплатной поставке этой силовой установки тянется уже несколько месяцев. А если Украина не может найти денег даже на запуск спутника, то где она найдет средства на все остальное?
«СП»: — Причем надо учитывать, что «Южмаш» находится под «крылом» Коломойского…
— И на грани банкротства, как и большинство предприятий оборонной отрасли Украины.
Если же речь идет о каких-то управляемых боеприпасах (лазерным лучом или каким-то другим способом), то и этими разработками Украина никогда не занималась, а продукт мало того, что нужно сделать, его нужно еще запустить в серийное производство.
Что касается разговоров о покорении космоса, то да — у Казахстана есть космодром «Байконур» со стартовыми площадками, однако все это сдано в аренду России до 2050 года. Причем ракеты-носители запускает не Казахстан, а российские пусковые команды. Поэтому Украине для запусков нужно будет договариваться с Роскосмосом через Рособоронэкспорт, и Казахстан здесь вообще ни при чем.
Так что все эти разговоры — чистой воды популизм, направленный на успокоение украинской общественности, которая не задумывается о правдивости подобных вещей.
Сейчас вся Украина замерла в ожидании транша Евросоюза и даже появилось такое мнение, что боевые действия в Донбассе не возобновятся, пока транш не будет получен. Поскольку Европа может остановить денежные вливания в украинскую экономику на том основании, что в стране нестабильно и идет война.
Фото: ЮЖМАШ