«Пассивная» война в Новороссии затягивается. И эта ситуация опасна для обеих сторон. Гибнут мирные жители, снижается морально-боевой дух.
12 ноября весь день на разных участках донбасского фронта продолжались артиллерийские дуэли. По информации мэрии Донецка, в городе сохраняется напряженная обстановка. Работы по восстановлению городской инфраструктуры сильно осложняются непрекращающимися обстрелами. «Ночь прошла не спокойно, утро началось очень шумно. Из района Песок и Авдеевки украинские каратели долбят в район аэропорта из ствольной артиллерии. В районе 9:30 бригада „Кальмиус“ начала отвечать украм из РСЗО „Град“, выпущено несколько пакетов, „Грады“ отправлены на перезарядку, сейчас наши добавляют украм веселья из минометов и „Рапир“. Авдеевку наши пытаются окружить вот уже какой день, полностью это сделать пока не удается, но техника, как в самом населенном пункте, так и за его пределами горит на ура», — приводит «Политнавигатор» информацию ополченцев.
По словам последних, под посёлком Адеевка идут «адские бои». Диверсионно-разведывательные группы вооружённых сил Новороссии пытаются выбить из посёлка подразделения украинских подразделений. «Главная задача — это не допустить передвижение техники вооружённых сил Украины в район Авдеевки. Уничтожить то, что обстреливает Донецк. Горловский „Беркут“ обстреливает позиции нациков под Авдеевкой, а штаб ДНР говорит об окружении», — утверждают они.
По информации Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО), «горячими точками» в зоне т.н. АТО остаются Светлодарск, Авдеевка, Горское, Марьинка, Ясиноватая, Красногоровка, Дебальцево, Словяносербск, Гранитное. В районе станицы Луганской продолжаются артиллерийские дуэли с применением установок «Град» и тяжёлой артиллерии.
По данным информцентра СНБО, вследствие обстрелов и столкновений за прошедшие сутки погиб один военный, пятеро ранены.
С утра также поступают сведения о прогремевших в ночь на 12 ноября взрывах в Харькове. По сообщению «Русской весны», они «хоть и не имеют весомого материального ущерба, но порождают атмосферу паники, неуверенности и чувство, что украинские силовики вообще не контролируют безопасность в городе».
«Свободная пресса» попыталась выяснить у очевидцев и участников событий, что происходит сейчас на линии фронта, в частности, под Луганском.
— Идут позиционные бои, — говорит командир отряда ополченцев при Станичной луганской комендатуре Николай Хусточкин. — Особенно ожесточённые артиллерийские перестрелки идут под станицей Луганской и возле города Счастье. Наблюдается фронтовое противостояние: нет особых побед и поражений. Перемирие мало кому нравится среди ополченцев. Если б украинские каратели ушли за территорию ЛНР и ДНР, ещё можно было бы говорить о пользе Минских соглашений. По крайней мере, мы бы понимали, в чём они состоят. В станицу Луганскую зашёл батальон «Айдар» и подразделения «Правого сектора».
«СП»: — Вы пытались их выбить оттуда?
— Это не так трудно сделать. Вот только надо дальше идти, а на это вряд ли приказ будет. Если мы освободим Луганскую и станем там, её с землёй сравняют.
— Луганск почти не обстреливают, — говорит ополченец Андрей Черноморский. — Понемногу налаживается мирная жизнь. Всё больше магазинов открывается. Частично выплачивают пенсии и зарплаты. Хотя до сих пор свет и вода есть далеко не во всех домах. По всей видимости, в ближайшее время будем выбивать укров из станицы Луганской, из других населённых пунктов. До нас доходят сведения, что среди украинских солдат упаднические настроения. Они готовы «тикать» с Донбасса до самого Киева.
«СП»: — В интервью примерно месяц назад ты говорил примерно то же самое. Однако заметных успехов ополчения за это время не было.
— Слишком много нагнали укров. Да, и война в основном идёт позиционная. Решительного наступления начать не дают. Нам удаётся наносить им большие потери, когда они передвигаются: обстреливаем колонны. А так и мы, и они во время обстрелов прячемся по подвалам, по укреплениям. Потери небольшие. Такая война может месяцами длиться, если в наступление не пойдём.
— Ко мне несколько дней назад приехал человек из станицы Луганской, — говорит бывший ополченец, ныне находящийся в Москве, Дмитрий. — Он рассказывает, что когда зашёл батальон «Айдар», там начались сплошные грабежи и мародёрство. Избивали людей. Пропало много жителей станицы. По разным данным от 60 до 100 человек. Их взяли во время облав и увезли в неизвестном направлении.
Сейчас ввели внутренние войска Украины, порядка стало больше. Кстати, эти силовики сами, мягко говоря, удивляются тому, что творится в Донбассе. Но это люди подневольные, их пригнали на войну.
Сейчас идут взаимные обстрелы. Ополченцы вынуждены бить по станице, где засели укры. В основном обстреливают центр, где находятся административные здания. Жители туда почти не заходят. Но жертв среди мирного населения избежать, к сожалению, всё равно не удалось.
Политолог, известный блогер Анатолий Эль-Мюрид накануне выборов 2 ноября в ДНР и ЛНР предупреждал о готовящемся наступлении на Луганск и Донецк. Оно, как известно, не состоялось. Что дальше?
— Отводить войска Киев точно не будет. Там, во-первых, опасаются, что ополченцы сами начнут наступление. В Киеве прекрасно помнят, что минские переговоры помешали войскам Новороссии освободить всю территорию ЛНР и ДНР, и не только её. Поэтому сегодня и Луганск, и Донецк продолжают оставаться уязвимыми для артобстрелов. Ополчение, как минимум, вынуждено будет отодвигать линию фронта.
Кроме того, в Киеве понимают, что выводить войска в Центральную Украину опасно. Многие украинские солдаты психологически готовы к тому, чтобы устроить в столице беспорядки.
Вероятность внезапного наступления украинской армии остаётся. Но она меньше, чем до выборов глав ЛНР и ДНР.
«СП»: — Эксперты не раз говорили, что ситуация «пассивной войны» выгодна ополченцам, так как украинская армия разлагается, и через какое-то время окончательно потеряет боеспособность. Есть тому подтверждения на практике?
— Так называемые территориальные батальоны украинских силовиков «по-тихому» потеряли треть своей численности. Идёт массовое дезертирство. Кстати, те, кто сбежали с фронта, концентрируются в Киеве. Естественно, что новая украинская власть на этот процесс смотрит с обоснованными опасениями. Глава МВД Украины Арсен Аваков пытается внедрить людей из территориальных батальонов в своё ведомство. Скажем, заместитель командира батальона «Азов» Вадим Троян стал начальником ГУВД Киевской области. Но пока подобные заигрывания мало помогают — разложение украинской армии продолжается, недовольство властью — растёт.
«СП»: — И к чему это может привести через месяц или к весне?
— Прогнозировать в такой ситуации, честно говоря, очень сложно. Ведь среди ополченцев идут в чём-то схожие процессы. В Новороссии сейчас разрушена экономика, большинство населения живёт только на гуманитарную помощь. В такой ситуации немало людей пришло в ополчение потому, что там хотя бы кормят. А люди с оружием, которые не заняты активными боевыми действиями, это всегда источник повышенной опасности. Все понимают, что перемирие непрочное, по сути, безосновательное. Поэтому никто даже не пытается начать разоружаться. Ситуация «ни войны, ни мира» во все времена имела опасный оттенок.
«СП»: — В последнее время всё чаще приходят сообщения о действиях партизан в областях Юго-Востока и даже в Львовской области. Может ли это явление стать массовым?
— Не думаю. Пока даже не ясно, что это за люди и насколько они действуют в интересах Новороссии. Для массового партизанского движения необходима поддержка с «большой земли». ДНР и ЛНР этой функции на себя взять пока не могут. Они сами еле выживают. Я лично знаю ополченцев, которые принимали участие в разведывательно-диверсионных рейдах на территориях занятых украинскими войсками. Но эти рейды, как правило, проходят в прифронтовой зоне.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС