План мирного урегулирования военного конфликта на Украине, предложенный Владимиром Путиным, представитель США в ООН Саманта Пауэр в среду назвала «планом российской оккупации». По словам Пауэр, инициатива Москвы «ставит целью узаконить сделанные в сентябре территориальные завоевания сепаратистов, а также присутствие российской живой силы и техники на территории Украины».
Важно заметить, что сам план президента России касается только конкретных мер по прекращению кровопролития и не затрагивает политических вопросов. Он предполагает остановку боевых действий и отвод сторонами тяжелой артиллерии от линии фронта на расстояния, прописанные в Минском соглашении от 19 сентября 2014 года.
Интересно, что заявление американского дипломата прозвучало одновременно со встречей в Берлине министров иностранных дел «Нормандской четверки» (России, Украины, Франции и Германии), на которой предложения Путина были фактически приняты за основу дальнейших действий. Все участники переговоров признали, что наконец-то удалось достичь прогресса в решении проблемы. «Заметным успехом» назвал итоги встречи глава внешнеполитического ведомства Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
То есть, налицо принципиальная разница во взглядах на украинский конфликт со стороны Европы и США. Старый Свет нацелен на осуществление конкретных шагов по прекращению вооруженного конфликта, исходя из сложившейся реальности. Главная задача — прекратить гибель мирных людей. США критикуют такой подход и продолжают говорить о неких абстрактных схемах в стиле «Украина имеет право на демократию». Только трудно поверить, что Вашингтон просто не желает видеть реальных обстоятельств, скорее, он умышленно игнорирует их. «Может быть, Соединенные Штаты считают, что у Европы мало проблем и на востоке континента надо создать длительный, болезненный кризис? Представляется, что в некоторых европейских столицах стали понимать, куда идет дело», — ответил Пауэр представитель России в ООН Виталий Чуркин.
Профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин считает, что США будут и дальше гнуть свою линию:
— Перепалка в ООН свидетельствует, что украинский вопрос очень сложен, и у сторон есть разные мнения в отношении оценок этого конфликта. Международное право здесь мало что регулирует. Полномочия России и США одинаковы, они постоянные члены Совета Безопасности. Поэтому у представителей этих стран нет ограничений в представлении информации, которая относится к обсуждаемому вопросу.
«СП»: — К каким последствиям может привести жесткий характер дискуссии?
— Я не вижу причин выделять случившуюся дискуссию из череды обсуждений, которые ведутся в Совете Безопасности. В практике Совбеза были и более острые обсуждения. Просто надо помнить, что решения относительно «горячих точек» принимаются большинством Совбеза при учете мнений всех его постоянных членов. Если кто-то из постоянных членов возражает, то резолюция не принимается. Сами по себе заявления могут быть резкими, но они не имеют никакой юридической силы, если не найдут отражения в каком-либо документе.
«СП»: — Можно ли заявление представителя США считать некоей обидой на то, что европейские державы поддержали позицию России во время встречи «Нормандской четверки»?
— Вряд ли формулировки вроде «обиделись» соответствуют формату дискуссии в ООН. Хотя, конечно, сложно понять логику Соединенных Штатов. Но здесь могут играть роль много факторов. Мы не знаем, насколько представитель США разбирается в украинском вопросе. К сожалению, многие политики Штатов последнего времени недостаточно компетентны в исторических фактах и географических аспектах.
Кстати, вполне логично, что США не участвуют в «Нормандском формате». Всё-таки, украинский кризис относится к европейской безопасности. И было бы хорошо, если бы Вашингтон сосредоточился на проблемах своего региона. А вот поставка военного оборудования в «горячие точки» совершенно не способствует стабилизации обстановки и движению к миру. «Нормандская встреча», конечно, дает больше надежд и шансов на стабилизацию ситуации на Украине. И стоит согласиться с Лавровым, что должен быть прямой диалог между Киевом и самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками, всё-таки именно ДНР, ЛНР и Киев стороны конфликта, а Россия, Германия, Франция или США могут только способствовать мирному урегулированию и создавать для него условия.
«СП»: — Какие результаты может дать позиция американской стороны, не желающей поддерживать инициативы, направленные на установление мира?
— Надеюсь, что американская позиция ни к чему не приведет. Тем более, обвинения со стороны США не подкреплены никакими доказательствами, и очень сложно чего-то добиться на основе голословных утверждений. Но складывается впечатление, что не все заинтересованы в урегулировании конфликта. В США, а также в Европе и самой Украине есть силы, которым не нужно скорейшее прекращение огня.
— Надо хорошо понимать цели войны, которая идет на Украине и принимает затяжной характер, — говорит вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов. — Не случайны заявления некоторых американских политиков, что на Украине должно остаться всего восемь миллионов человек. Судя по всем действиям, эту цель действительно хотят реализовать. Какое разумное правительство, которое хотело бы восстановить порядок в своей стране, стало бы целенаправленно уничтожать жилье, инфраструктуру? Ведь это всё, по идее, придется восстанавливать. Судя по всему, действия украинских властей не направлены на то, чтобы когда-нибудь добиться расцвета своих областей. И в этом контексте совершенно логично заявление американской стороны, которая дирижирует украинской политикой. Никто не скрывает, что из Вашингтона осуществляется прямой патронаж украинских лидеров, в Киев постоянно совершают визиты американские официальные лица. США нужно затянуть конфликт.
Поэтому все переговоры, которые могут вести к нормализации обстановки в Донбассе, американцев совершенно не устраивают. Перепалка, которая возникла между представителями США и России в ООН, укладывается в канву американской политики. Соединенные Штаты стремятся заранее обречь на провал все усилия по мирному урегулированию, выставляют какие-то дополнительные условия. Просто надо затянуть войну.
«СП»: — Какой отклик находит американская политика в Европе?
— Ситуация в Европе накаляется. Европа не заинтересована в войне на Украине, она хочет мирного решения проблемы, прекращения режима санкций против России. Американцы же хотят так затянуть конфликт, чтобы массовая миграция с Украины всё-таки состоялась. Тема долгого противостояния буквально висит в воздухе, и США делают всё для ее актуализации.
Но в Европе обостряется социальная обстановка. Теракты во Франции, на мой взгляд, имеют явно провокационный характер. Цель — посеять вражду между христианами и мусульманами Старого Света. Одновременно с этим развивается много экономических проблем, крайне сложно будет разрешить финансовый кризис, в который попадает Италия, уже давно в яме Греция. На фоне будущего общеевропейского кризиса нынешний режим антироссийских санкций будет серьезным негативным фактором. Так что европейские государства заинтересованы в нормализации обстановки на Украине.
«СП»: — Как в целом можно расценить выступление американского представителя в ООН?
— Выступление Пауэр вряд ли вызвано ее эмоциональным состоянием: такие акции обычно тщательно планируются. Цель выступления — демонстрация мировому общественному мнению твердости американской позиции. С другой стороны, это очередное подтверждение того, что при любом удобном случае Соединенные Штаты представляют Россию в качестве врага и агрессора. Конечно, это не соответствует действительности. Но хорошо видно, что конечная цель американской внешней политики — Россия. Конфликт на Украине — это удар по России, и это давно стало очевидно.
Фото: ZUMAPRESS.com/ Global Look Press