Вряд ли кто верил, что объявленная президентом Петром Порошенко частичная мобилизация пройдет гладко. Но неожиданности посыпались с той стороны, откуда не ждали. Мобилизация забуксовала, а кое-где и споткнулась на территории западных областей Украины.
Конкретные мобилизационные планы из расчета «количество призывников на каждую область / город / поселок» — засекреченная информация. Однако, судя по сообщениям украинских СМИ, дела с мобилизацией обстоят неважно. О проблемах стало известно, когда советник министра обороны Юрий Бирюков распережевался в Фэйсбуке, упрекая области Западной Украины в срыве мобилизационных планов. Затем посыпались сведения непосредственно из западных областей, иллюстрируя происходящее более детально.
4 февраля подполковник Александр Поронюк, руководитель Западного регионального медиа-центра Министерства обороны отрапортовал, что 70% военнообязанных во Львовской области уже получили повестки. Но главный специалист учетно-мобилизационной работы этой же области Валерий Магаляс сокрушается: «Очень большое количество мужчин-заробитчан покидают пределы нашей страны для того, чтобы заработать на проживание и это очень плохо влияет на ход мобилизации».
Ивано-Франковская область выполнила план всего на 12%, а общий мобилизационный план составляет здесь около двух тысяч человек. Похожая картина в Тернопольской области. «Народ массово прячется и выезжает за границу», — сетует и.о. областного военного комиссара Владимир Катынский и взывает земляков к совести и патриотизму — Настал час защитить Родину. Не ждите, пока вам принесут повестки! Не ждите, пока к вам придет милиция! Не ждите, пока ваши фамилии будет где-то позорно объявлены!". В ответ громодяне спрашивают: что же ты сам не подал рапорт и не отправился на фронт?
Судя по всему, правящая администрация в лице президента Петра Порошенко, премьера Арсения Яценюка и министра обороны Степана Полторака установила завышенные цифры для мобилизации на Западе стране. То ли потому, что не считает здешнее население лояльным власти и потому гонит на убой, то ли наоборот, помня о прошлых мобилизациях, когда Западная Украина являлась главным поставщиком «штыков», надеется на сознательность хлопцев.
Однако теперь настроения резко изменились. И немудрено. Представим, к примеру, типичное село, коих на Западной Украине не одна тысяча. Летом 2014 года всем селом провожали отсюда своих односельчан на службу, всем селом скидывались на экипировку, аптечку, продукты, билеты… За прошедшее время нескольких привезли назад. В гробах. Хоронить. И у тех, кто до этого героически шашкой махал в разговорах и социальных сетях, запал серьезно «скисает».
Может показаться удивительным, но сегодня жители Западной Украины относятся к правящей администрации гораздо более критично, чем в Центральной Украине и в крупных городах. Причины такого отношения можно перечислять долго — новые налоги на недвижимость (а традиция Западной Украины — дома большого метража), махинации с курсом доллара, невыполнение обещаний майдана в целом
Для полноты характеристики нужно учитывать высокую степень родственных связей, характерную для Западной Украины. По большому счету, в селах и маленьких городках все состоят в разной степени родства. То есть, либо кум, либо брат, либо сват, либо двоюродный племянник свата по линии жены. Любая секретная информация, касающаяся мобилизации, перестает быть таковой, стоит только сведениям попасть в военкомат, районную администрацию
Нужно учитывать еще и такой фактор, как свойственный селянам коллективизм. Председатель сельсовета видит, с каким негативом его односельчане воспринимают повестки. Но честно пытается их раздавать. А в ответ под сельсоветом собирается толпа разгневанных женщин и стариков, задающих сельскому начальнику животрепещущий вопрос: «А сеять весной ты сам будешь, если всех мужиков отправишь воевать?». И председатель понимает — если начнет разносить повестки дальше, то не только сам будет весной боронить, удобрять и сеять, но еще и останется врагом для односельчан до конца своей жизни. Не факт, что долгой. Поэтому и пиходят новости, как главы сельсоветов по всей Украине отказываются принимать пакет повесток или раздавать мужикам.
А в Западной Украине срабатывает еще и информационный фактор. Активная часть населения постоянно бывает на заработках за рубежом, поэтому как официальные маршруты, так и тайные тропы «для своих» давно наработаны. Как наработаны и знакомства в Венгрии, Польше, Румынии, Словакии и других странах Восточной Европы, чтобы оперативно снять жилье и устроиться на работу. Если завтра на пограничных пунктах пропуска начнут останавливать военнообязанных, они спокойно перейдут границу по нелегальным каналам.
И, наконец, массовое уклонение от мобилизации можно объяснить и с точки зрения политической повестки. Считается, что жители Западной Украины являлись самыми пассионарными участниками майдана, потому как надеялись после победы если и не повысить уровень жизни, то хотя бы ездить в Европу по упрощенному режиму. Не зря же один из лозунгов майдана звучал: «Україна — це Європа». А тут вдруг получается «разрыв шаблона» — вместо Европы нужно за свой счет покупать каску, бронежилет, ботинки, медикаменты и продукты, и ехать в Донбасс воевать. Причем с большим риском, что не вернешься, либо вернешься покалеченным. А Европа — вот она, рукой подать, да и тропы протоптаны. Не особо сомневаясь, прагматичные западные украинцы в дилемме «Европа или война» делают выбор в пользу Европы. Тем более что такой «европейский выбор» логически вытекает из лозунгов, ради которых «стояли на майдане».
Фото: Максим Паб/ТАСС