В четверг, В Минске завершились 16-часовые переговоры об урегулировании ситуации на Украине. Лидеры России, Германии, Франции и Украины — Владимир Путин, Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Петр Порошенко — подписали документ по комплексу мер, направленных на имплементацию Минских договоренностей.
Позже подписи под соглашением поставила и делегация Донецкой народной республики, возглавляемая Александром Захарченко.
Вот как выглядят ключевые пункты соглашения.
— Стороны конфликта прекращают огонь с нуля часов 15 февраля.
— Часть Донбасса — отдельные районы Донецкой и Луганской областей Украины — получат особый статус. Он подразумевает право на языковое определение территории, а также трансграничное сотрудничество с регионами России. Кроме того, Украина до конца 2015 года должна провести конституционную реформу, которая учтет интересы населения Донбасса.
— Участники боевых действий в Донбассе будут амнистированы «путем введения в силу закона, запрещающего преследования и наказания лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины». Кроме того, договоренности включают в себя «обеспечение освобождения и обмена всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». «Этот процесс должен быть завершен, самое позднее, на пятый день после отвода тяжелых вооружений», — говорится в документе.
— Стороны отведут тяжелое вооружение: Киев — от нынешней линии соприкосновения, а ополченцы — от линии разграничения, указанной в Минском соглашении от 19 сентября. В результате, зона безопасности будет составлять от 50 до 140 км. Отвод вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться за 14 дней.
— Органы самоуправления Донбасса будут участвовать в назначении прокуроров и судей, создании отрядов народной милиции.
— ОБСЕ должна обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня с первого дня отвода техники.
По итогам переговоров президент РФ Владимир Путин призвал стороны конфликта «как можно быстрее прекратить кровопролитие и перейти к реальному политическому процессу долгосрочного урегулирования».
В свою очередь, президент Франции Франсуа Олланд заявил о появлении реального шанса для улучшения ситуации на Украине. Однако он подчеркнул, что «предстоит еще многое сделать для полного урегулирования кризиса».
Сделал короткое заявление и глава украинского государства Петр Порошенко. Он счет необходимым подчеркнуть, что достигнуто и соглашение о скором освобождении украинской летчицы Надежды Савченко.
Принесет ли «Минск-2» мир в Донбасс, будут ли соблюдаться новые соглашения?
— Если пункты соглашения, достигнутого в Минске, будут выполняться, то они смогут принести мир народу Донбасса, — говорит заведующий сектором «Россия и новые государства Евразии» ИМЭМО РАН Николай Работяжев. — Документ предполагает очень правильные шаги по направлению к миру. Конституционная реформа, децентрализация, особый статус территорий, которые находятся сейчас под контролем ДНР и ЛНР — это правильные положения. Но всё упирается в то, не постигнет ли соглашение участь минских договоренностей.
«СП»: — Велика ли вероятность, что новые Минские соглашения будут соблюдаться?
— Сейчас вероятность выполнения соглашений больше, чем после переговоров в сентябре. Всё-таки в переговорах участвовали четыре президента, была большая предварительная работа. Но не стоит забывать, что очень многое зависит от позиции американской стороны. Сейчас представителя США не было, но Порошенко сильно зависит от воли Вашингтона. Камень преткновения как раз в этом, ведь неясно, как к итогам переговоров отнесутся американцы.
Европейцы гораздо больше заинтересованы в мирном урегулировании, ведь конфликт в Донбассе — это вооруженное противостояние в центре континента. Париж и Берлин поэтому начали действовать без оглядки на Вашингтон, они поняли, что инициативу надо брать в свои руки.
«СП»: — Строгое выполнение режима прекращения огня наступает в ночь на 15 февраля. Что может произойти за оставшееся время?
— Все непредсказуемо. Не исключаю, что противоборствующие стороны попытаются сдвинуть границу размежевания.
«СП»: — Для значительной части киевского истеблишмента сами основы украинской государственности держатся на идее унитарного государства.
— Конечно, соглашения будут в штыки встречены националистическим лобби. Оно исходит из того, что Украина это моноэтническое и монокультурное государство, этакое национальное государство «правильных украинцев». Наверняка в Верховной Раде будут раздаваться голоса, что заключенные договоренности — это измена и предательство.
Тут важно, насколько прочны позиции Порошенко, насколько он может охладить пыл националистического лобби. Конечно, при условии, что сам будет добиваться реализации ключевых пунктов договоренностей. На мой взгляд, он сможет побороть сопротивление элит, если у него к этому будет политическая воля. Не обращая внимания на истерические крики националистов.
«СП»: — Не приведет ли децентрализация к скорому развалу украинского государства в современном виде?
— Этого нельзя исключать. Украина — очень непрочное государство. Неизбежной предопределенности развала Украины нет, но вероятность немаленькая. Да и после того, что произошло, у Донецка и Луганска вряд ли сильно желание оставаться в составе Украины. Это вполне естественно после военных действий.
Пример Донбасса может быть заразительным для других областей. Русины в Закарпатской области могут тоже потребовать децентрализации. За ними могут последовать жители других областей.
Нельзя сказать, что сейчас обозначились принципы для дальнейшего развития Украины. Соглашения «нормандской четверки» — лишь начальная точка для дальнейших переговоров о государственных преобразованиях и статусе ДНР и ЛНР. Но само по себе прекращение огня будет большим достижением.
— Нынешние договоренности во многом копируют «Минск-1», но можно надеяться, что на этот раз они будут соблюдаться, — считает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько. — Я почти уверен, что стороны действительно прекратят огонь с 15 февраля, и отведут тяжелые вооружения.
Новые пункты, по которым достигнуты договоренности в рамках «Минска-2» — это предоставление особого статуса отдельным районам Донбасса, и проведение конституционной реформы на Украине, которая учтет интересы жителей Луганска и Донецка. Однако, на мой взгляд, эти пункты — скорее, декларация о намерениях.
Судя по заявлениям, которые регулярно делает Петр Порошенко, — о невозможности децентрализации и федерализации Украины — до предоставления реального особого статуса Донбассу дело, похоже, не дойдет.
Есть еще момент. За кадром остался значительный блок вопросов, которые в Минске наверняка обсуждались, но договоренности по которым не предназначены для широкой аудитории. Например, это касается размещения украинских пограничников вдоль российской границы со стороны Донецкой и Луганской республик.
«СП»: — А какие соглашения «за кадром» достигнуты по «котлу» в Дебальцево?
— Думаю, по Дебальцево к соглашению прийти не удалось. Украинская сторона настаивает, что никакого окружения нет, а де-факто украинская группировка действительно в «котле». Путин на это указал, отметив: раз окружения нет — после прекращения огня украинские военные смогут из Дебальцево спокойно уйти. А если они окружены — то будут прорываться, и их либо уничтожат, либо возьмут в плен и разоружат.
Замечу: если украинские силовики будут прорываться из «котла», получится, что Киев сам нарушил перемирие.
«СП»: — Насколько результаты «Минска-2» устраивают радикально настроенных соратников Порошенко?
— Националистически настроенную часть украинской элиты нынешние соглашения, разумеется, не устраивают. Думаю, Порошенко будут активно толкать к нарушению договоренностей. Именно поэтому я не верю, что договоренности «Минска-2» будут реализованы в полном объеме. В лучшем случае, они помогут заморозить конфликт в Донбассе по нынешней — фактической — линии разграничения. С условием, что ополченцы бескровно выдавят украинскую группировку из Дебальцевского котла.
На мой взгляд, Порошенко следует всерьез опасаться и бунтов внутри Украины. Теперь, когда конфликт в Донбассе отступит на второй план, главе украинского государства будет сложно списывать на войну экономические беды страны.
Словом, Петр Порошенко оказался в крайне сложной ситуации. С одной стороны, он не может допустить, чтобы Донбасс получил особый статус — пусть даже символический. Иначе глава Украины попадет под шквал критики своих более радикальных единомышленников, и может пасть жертвой нового госпереворота. С другой стороны, Порошенко не может полностью игнорировать договоренности «Минска-2», чтобы не выступать в глазах Запада в роли политика, который подписывает соглашения, но их не выполняет.
Как будет Порошенко выбираться из «зоны турбулентности» — предсказать сегодня никто не возьмется…
— «Минск-2» — необходимый промежуточный этап перехода от активной фазы боевых действий к заморозке конфликта, — уверен политолог, директор по международным проектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов. — Проблема в том, что конфликт в Донбассе не может быть одномоментно разрешен. В тексте нового соглашения, например, теперь вписан пункт о необходимости проведения на Украине конституционной реформы. Но крайне сомнительно, что на нее пойдет и Верховная Рада, и политические силы, находящиеся в коалиции с Порошенко.
Другое дело, что Украине мирная передышка нужна как воздух. Она нужна, чтобы спасти группировку в Дебальцевском «котле», как бы ни отрицали наличие «котла» украинские власти. Передышка нужна и для того, чтобы получить очередной транш МВФ. Как известно, устав фонда прямо запрещает предоставлять кредиты воюющему государству, а приостановка кредитования означает мгновенный дефолт Украины. Передышка позволит и укрепить украинскую армию, оказавшуюся фактически небоеспособной.
Но передышка нужна и России — по тактическим соображениям. Неподписание соглашений в Минске означало начало официальных поставок американского оружия Киеву, и в конечном итоге — эскалацию конфликта до уровня НАТО-РФ. Это весьма опасная перспектива, которую следовало избежать.
«СП»: — Как долго продлится эта передышка?
— На мой взгляд, до 9 мая. На это указывает нынешний фон внешнеполитической риторики. По сути, он направлен на то, чтобы лишить Россию статуса правопреемницы СССР. Такой шаг будет означать, что РФ не вправе пользоваться плодами Победы 1945 года. Неслучайно 9 мая 2015 года в Москву впервые не приедут руководители стран антигитлеровской коалиции, что всегда было для них священным долгом. Следующим шагом — не исключено — будет лишение России места в Совете Безопасности ООН (как бы кто ни говорил, что эта перспектива — фантастическая).
«Минкс-2», повторюсь, дает России передышку. Но как будут развиваться события после 9 мая — большой вопрос…
Фото: EPA/ ТАСС