Бывший недавно главкомом ВВС Великобритании Майкл Грейдон заявил, что военный потенциал его страны сократился вдвое по сравнению с тем, что был на момент окончания Холодной войны. Сегодня, по словам генерала, британская армия и в подметки не годится российской. «Мы в той или иной степени находимся в милости русских… Мне только интересно, как давно русские знают, насколько мы обнажены, и что они уже предприняли в этом случае», — заявил Грейдон.
С британским генералом сложно не согласиться. Сами британцы составили таблицу, показывающую превосходство российской армии. Так, в Вооруженных силах РФ служит 771 тысяча человек, а в британских — всего 154 тысячи, у нас на вооружении 2800 танков и 5145 стволов артиллерии, у британцев — 227 танков и 642 ствола, у России есть 1144 самолета, а у Великобритании всего лишь 206.
Видят на Западе и то, насколько умело может обращаться Россия имеющимися ресурсами. Грузинская армия, которую в течение многих лет обучали и вооружали американцы, в августе 2008 года была разбита российскими войсками практически мгновенно. В США и Европе до сих пор не могут отойти от шока, вызванного появлением «вежливых людей» в Крыму. Полуостров «уплыл» к России без единого выстрела. А вот натовская разведка оказалась, мягко говоря, не на высоте, так как действия России даже не могла предсказать.
В неофициальных разговорах западные генералы признают высокий профессионализм российских офицеров. Пока политики бездоказательно истерят на тему «российской агрессии против Украины», военспецы с уважением отзываются о военном мастерстве отставного полковника Игоря Стрелкова.
Так что под постоянными заявлениями европейских лидеров о российской угрозе есть основания. Наша страна действительно при желании может быстро дойти до Ла-Манша, а защитить себя страны НАТО не смогут. Другое дело, что Россия никогда не собиралась и никогда в истории не нападала на другие государства. Наша военная мощь всегда была ориентирована на оборону. А вот с Запада к нам частенько захаживали незваные гости, и именно против них созидалась мощь российского войска. Завету Александра Невского «кто к нам с мечом придет — от меча и погибнет» верны солдаты и офицеры современной российской армии.
Как говорит эксперт Ассоциации независимых военных политологов Александр Перенджиев, нападать ни на кого Россия не собирается, но ответить на агрессию в состоянии:
— Постановка вопроса Грейдоном выглядит очень странно. Как можно сравнивать мощь Великобритании и России? Когда идет такой подсчет, то создается ощущение, что мы идем к войне. Не стоит забывать, что Великобритания входит в НАТО, к ее мощи прибавляется мощь Америки, Германии, Франции.
Но сам по себе подсчет на тему «кто сильнее» есть отражение политики русофобии. Западному обществу говорят, что надо готовиться к войне с Россией. С другой стороны, таким образом лоббируются интересы британских военных предприятий. Видимо, в ситуации экономического кризиса, у некоторых есть желание заработать на оружии, а заодно убедить британских граждан в необходимости повышения налогов.
«СП»: — Наша армия действительно окрепла за последнее время?
— Это бесспорно. Руководство России всерьез занялось перевооружением. Раньше это больше выглядело как пропаганда, а сейчас все видят, как увеличилась мощь наших Вооруженных сил. Это признают западные специалисты. Многие новые российские образцы вооружения превосходят аналогичные на Западе. Это, конечно, вызывает беспокойство у тех же британцев.
«СП»: — На практике натовские специалисты могли видеть нашу мощь? Скажем, в момент присоединения Крыма или в Грузии в 2008 году.
— Успешные операции играют роль в оценке боеспособности войск. В 1990-е годы наша армия получила горький урок в ходе контртеррористической операции в Чечне. Но после того опыта обустройством армии занялись. Сегодня высокий профессионализм показывают не только наши солдаты, но и генералы.
Запад видит участие Москвы в событиях в Донбассе. Там считают, что российские генералы консультируют командиров ополчения. Но ведь за украинской армией стоят западные советники. Оказывается, что российский военный интеллект намного сильнее натовского. Несмотря на тотальное преимущество украинской армии, ополчение смогло нанести серьезные удары. Именно благодаря маневру, хорошему командованию. Именно это и вызывает опасение в НАТО, ведь у Украины много оружия, много людей, а она проигрывает.
На Западе привыкли воевать в комфортных условиях, имея полное техническое превосходство, полную свободу действий в воздухе и безнаказанность при обстреле территории противника. И в НАТО понимают, что с Россией такой «номер» не пройдет. Боевая мощь, умелое командование, слаженность всех видов вооружений — всё это вызывает тревогу на Западе.
Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров считает выводы Майкла Грейдона верными:
— У англичан сухопутные войска всегда были слабые, а сейчас и вовсе находятся в плачевном состоянии. Авиация у британцев была традиционно лучше. Но из-за бюджетных сокращений она тоже пострадала. Зато у нас появились новые самолеты. К примеру, Су-35, МиГ-35, была проведена серьезная модернизация Су-27. На них были поставлены новые средства радиоэлектронной борьбы, новые ракеты. У нас появились новые РЛС. Так что боевые возможности нашей авиации увеличились.
Один на один Великобритания против нас не имеет никаких шансов. Точно так же, как Франция или Германия. Даже если они попытаются объединиться, то всё равно никаких шансов нет, если не придут на помощь американцы.
«СП»: — С какой армией мира можно сравнить наши Вооруженные силы по мощи?
— Пожалуй, только с американской. По сочетанию разных факторов. По численному составу, по вооружению, боевой технике. В совокупности у нас с американцами паритет. Хотя морально-психологические параметры у наших бойцов намного выше, чем у американцев.
Армия Китая многочисленная и хорошо вооруженная. Но по ключевым военно-техническим заделам китайцы отстают от нас серьезно. Это касается и авиации, и средств радиоэлектронной борьбы, и высокоточного оружия. В случае прямого столкновения с Китаем, мы понесем серьезные потери, но преимущество будет на нашей стороне. Хотя Китай быстро развивается. Но его интересы больше лежат в Южной Азии.
Объединенные европейцы никакой угрозы не представляют, у них нет никакой совместимости ни по подготовке, ни по командам. Без координирующей роли американцев европейские войска перестреляют друг друга «дружественным огнем». Но вместе с США они могут представлять более серьезную силу.
«СП»: — За счет чего нам удалось добиться внушительной мощи?
— У нас великое наследие. У нас отличные военные традиции, отличные научные военные школы, прекрасная техническая школа, которую удалось сохранить в сложные времена. У нас сохранились советские производственные мощности. Какие-то базовые вещи остались, на их основе удалось наладить производство новых образцов оружия, уже с учетом достижений в электронике.
Наши армейские традиции позволили быстро собрать сильную армию. Такого опыта и таких традиций нет, пожалуй, больше ни у кого в мире.
«СП»: — Как будет развиваться наша армия в ближайшее время?
— Будет проходить модернизация армии, повысится ее эффективность. Возникла концепция «гибридной войны», которая была применена в Крыму. Будет совершенствоваться овладение принципиально новыми видами оружия, новыми и очень сложными средствами ПВО, высокоточным оружием. Будет повышаться квалификация людей, которые осваивают эти системы. Ни один контрактник не сможет управлять этими системами, не пройдя специальной подготовки. Командир такой системы по уровню знаний будет как доктор технических наук.
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС