Разведка Донецкой народной республики зафиксировала применение иностранного оружия и радиотехники в зоне конфликта в Донбассе.
По словам замначальника штаба ополчения ДНР Эдуарда Басурина, недавно неизвестное подразделение штурмом захватило позиции одного из вводных опорных пунктов украинского националистического батальона, причем использовало бесшумное стрелковое оружие и портативные радиостанции европейского производства.
— Их особенностью (радиостанций — «СП») является одновременная передача кроме речевых данных точных координат местоположения каждого члена диверсионной группы в системе GPS, — сказал Басурин, отметив быстроту проведения операции.
По его словам, с подобной спецоперацией ополченцы столкнулись впервые.
— Непонятно, кто именно совершил ликвидацию: представители иностранной частной военной компании или одна из групп спецназначения натовской страны, присутствующая в зоне боевых действий и называемая наблюдателями ОБСЕ в своих отчетах третьей силой, — заметил Басурин.
Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов связывает сообщение Басурина с продолжающимся противостоянием Добровольческого украинского корпуса (ДУК) «Правый сектор"* и всех связанных с этой структурой союзнических батальонов с ВСУ.
— Как пример — в апреле украинские военные ВСУ блокировали базу 40-го батальона «Кривбасс», что спровоцировало митинг в Киеве возле здания администрации президента. Понятно, что противоречия между центральным правительством и добровольческими батальонами и националистами Дмитрия Яроша никуда не делись. И действия неизвестных спецназовцев по уничтожению одного из опорных пунктов украинских националистов — это продолжение истории. Причем такую акцию можно расценивать как пробу сил.
Сомнительно, что к этой разведовательно-диверсионной операции могли быть привлечены штатные сотрудники иностранной частной военной компании. Все-таки чтобы у нас не говорили про участие ЧВК в боевых действиях в Донбассе, но они никогда не пошлют своих сотрудников непосредственно на поле боя. Это не их задача, тем более, если ЧВК будет поймано на таких вещах, то сразу будет международный скандал и лишение всех лицензий. Однако здесь может быть применена сложная схема, когда наемники нанимаются через частную военную компанию.
Но пока мы можем лишь предполагать, что за люди это были. Ополченцы, наверное, добудут более точные данные и добавят деталей в общую картину, но, скорее всего, ситуация такова, что нанятые киевским правительством иностранные бойцы провели небольшую зачистку в качестве пробной акции. Думаю, за этой последуют и другие.
Да, чаще всего иностранный спецназ или ЧВК в рейдах в зоне конфликта используют то оружие и снаряжение, которое применяется воюющими сторонами. Но нельзя исключать, что западное снаряжение было «засвечено» намеренно — для того, чтобы создать определенный информационный фон вокруг акции с определенным месседжем Ярошу и Ко. Понятно, что если против тебя применяется некий спецназ, который действует с иностранной техникой и оружием, то поневоле задумаешься о серьезности угрозы.
Конечно, зачастую ЧВК ведут себя безалаберно при проведении операций, но поскольку эта акция была проведена достаточно профессионально, то вряд ли иностранное снаряжение было «засвечено» просто по халатности.
«СП»: — Украинский спецназ СБУ, подготовка которого подразумевает и умение проводить точечные армейские операции, также обеспечивается иностранными средствами боевого управления…
— Нельзя исключать, что там участвовал и СБУшный спецназ. Может быть, он действовал в в связке с иностранными специалистам, так сказать, в составе «сборной команды».
Военный эксперт Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид) замечает: это уже не третья сила в зоне конфликта в Донбассе, а как минимум четвертая.
— Потому что третья сила — это те самые люди, которые в начале года расстреляли бывшего руководителя 4-й бригады ЛНР Александра Беднова — позывной «Бэтмен». Это были явно не ополченцы, а люди, обладающие высококлассной специальной подготовкой, которые провели диверсионную операцию по уничтожению Беднова очень грамотно. Видимо, украинское руководство начало применять схожую тактику к своим неподконтрольным формированиям, или к тем формированиям, которое оно считает неподконтрольными. Таким образом, на фронте воюет ополчение и ВСУ, а за линией фронта — третьи, четвертые
Главное управление разведки Министерства обороны Украины (ГУР МОУ) — аналог нашего ГРУ — видимо, не обладает возможностями нашей военной разведки, и к армейским операциям Украина вынуждена привлекать иностранных специалистов. Кто они — сказать сложно. Это, повторюсь, могут быть и регулярные подразделения. Скажем, польский спецназ JW Grom был создан еще в 1990 году с привлечением советских специалистов, затем его бойцы тренировались по методикам британской SAS
«СП»: — На ваш взгляд, почему РДГ (разведывательно-диверсионная группа) использовала в зоне боевых действий снаряжение и вооружение, отличное от того, которое применяют стороны конфликта? РДГ на то и РДГ, чтобы воевать незаметно…
— Я очень сильно сомневаюсь, что ополченцы будут возражать и выражать какой-то протест по поводу ликвидации националистов. Понятно, что такие иностранные специалисты не будут штурмовать позиции ополчения: они просто приехали, выполнили точечную задачу и либо уехали, либо отошли на место дислокации ждать нового приказа.
Военный эксперт Владислав Шурыгин считает, что РДГ, о которой сообщил Басурин, не обязательно должна быть укомплектована иностранцами.
— Маловероятно, чтобы сейчас иностранцы участвовали в таких операциях по той причине, что они находятся в другой языковой среде, а воевать, а тем более совершать диверсионные рейды, не зная языка, очень сложно. Конечно, можно предположить, что это были какие-то иностранные наемники, набранные из людей, знающих либо русский, либо украинский язык, но это какой-то сложный путь.
Украина сейчас достаточно активно закупает стрелковое вооружение, где только можно — через арабов, поляков
«СП»: — По поводу «нового облика» украинской армии: американские инструкторы отмечают низкий уровень солдат ВСУ, а тут сразу уверенное применение иностранного снаряжения на ближней огневой дистанции…
— Одно дело солдаты массовой армии, особенно которых силой загнали в рамках мобилизации, не спрашивая об их желании или нежелании воевать. И совсем другое — элитные части спецназначения, которые комплектуются добровольцами и всегда получают лучшее вооружение и экипировку. Американцы с лета поставляют украинцам различное т.н. нелетальное оружие — то есть современные средства разведки, тепловизоры, различные GPS датчики и другие системы боевого управления. Теперь Киев закупает еще и иностранное стрелковое оружие для своих частей СпН. Совершенно очевидно, что вооружить массовую армию иностранным оружием не получится в силу разных причин, а вот элитные части — почему бы и нет.
*В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии» (УПА), Организации украинских националистов (ОУН), «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры».
Фото: Дэн Леви/ ТАСС