20 мая 1977 года Герой Советского Союза В.С.Ильюшин — летчик-испытатель ОКБ П.О.Сухого — совершил первый полет на опытном самолете Т-10−1. В результате дальнейших доводок конструкции на свет появился первый отечественный истребитель 4-го поколения Су-27. По своим боевым возможностям он оказался более эффективен, чем его американский аналог F-15. Именно эта машина месяц назад перехватила над Балтийским морем американский разведчик RC-135U, направлявшийся к российской границе.
Уроки Вьетнамской войны
К созданию истребителя 4-го поколения американцы приступили раньше. Низкая эффективность во Вьетнамской войне истребителя-бомбардировщика F-4 Phantom II их сильно удручила. Несмотря на мощное ракетное вооружение, он подчистую проигрывал более маневренным советским МиГ-19 и МиГ-21. Из-за низкой точности ракет (10,4% попаданий) в ходе войны «Фантомы» экстренно довооружили пушками.
Прорыв по части маневренности и точности огня было решено совершить на истребителе F-15 Eagle, право на создание которого выиграла та же самая компания McDonnell Douglas, разработавшая и «Фантомы». F-15 начал поступать в ВВС США уже в 1976 году. То есть за год до того, как в воздух поднялся первый прототип Су-27.
Надо сказать, что ОКБ Сухого первоначально «отлынивало» от получения заказа, ссылаясь на то, что из-за отставания СССР по части электроники будет крайне сложно реализовать весогабаритные требования.
В ходе конкурса на проектирование первого истребителя 4-го поколения проект ОКБ Яковлева был отвергнут. ОКБ Туполева к конкурсу не привлекалось. ОКБ Микояна предложило вариант легкого истребителя 4-го поколения, каковым стал МиГ-29. ОКБ Сухого, как вспоминают конструкторы, в результате «выкручивания рук», занялось тяжелым истребителем.
Стремление к совершенству
К созданию первого прототипа ОКБ Сухого приступило в 1972 году. То есть вдогонку за компанией McDonnell Douglas, которая летом того же года уже начала облет своего первого прототипа. А спустя два года General Dynamics подняла в воздух еще один истребитель 4-го поколения — F-16 Fighting Falcon. Но это был легкий истребитель. Он стал самым массовым в мире для своего поколения — произведено 4500 самолетов. Но при этом и он по маневренности уступает тяжелому Су-27.
Надо сказать, что F-15 был разработан быстрее, чем Су-27. Начав проект в 1969 году, компания McDonnell Douglas начала поставлять истребитель в строевые части в 1976 году. У ОКБ Сухого на полный цикл ушло 10 лет — в ВВС СССР Су-27 начали поступать в 1982 году.
Но «лишние» 3 года были потрачены не впустую. Конструкторы создали 6 различных прототипов, в которых последовательно приближались к «пределу конструктивных и эксплуатационных возможностей». И лишь седьмой был запущен в серию.
В результате аэродинамика планера получилась столь высокой, что с минимальными отклонениями она была использована в последующих истребителях — Су-30, Су-33, Су-34. Идеи, заложенные в Су-27, также использованы в Су-35 — истребителе поколения 4++ с изменяющимся вектором тяги двигателя.
В Су-27 был внедрен ряд конструкторских решений, резко улучшивших эксплуатационные характеристики самолета. За счет большого разнесения двигателей повысилась живучесть: в случае попадания ракеты в один из двигателей второй остается работоспособным. Снабженный вычислителем ограничитель предельных режимов не позволяет пилоту совершать маневры с превышением допустимых углов атаки и перегрузки. В случае потери пилотом ориентации автоматика приводит полет к горизонтальному из любого положения самолета.
Система управления огнем, как и положено для машин 4-го поколения, многоканальная и автоматизированная. Бортовая РЛС Н001 способна обнаруживать воздушные и наземные цели в условиях активных помех. Истребитель в передней полусфере засекается на расстоянии 80−100 км, в задней — 30−40 км. Диапазон высотного определения воздушных целей — от 50 м до 27 км. Радиолокационный комплекс одновременно сопровождает 10 целей и обеспечивает перехват двух, представляющих максимальную угрозу.
В систему управления вооружением также входят оптико-электронная прицельная система и оптико-локационная станция. А также нашлемная система целеуказания. Она до 2000 года существенно превосходила американскую. В шлем пилота F-15 был встроен 400-граммовый гироскоп, что при перегрузках было тяжелым испытанием для летчиков. В связи с чем штатными шлемами американцы предпочитали не пользоваться, довольствуясь индикатором на стекле кабины. Лишь в новом веке конструкторы довели шлем до приемлемых кондиций.
Встреча на Лэнгли
Дальность действия у Су-27 значительно выше, чем у американца. Это отставание американские конструкторы попытались решить за счет подвесных баков (у Су-27 их нет). Однако в этом случае приходится брать меньше ракет.
При сравнении РЛС отдать предпочтение одному из самолетов непросто. Системы примерно равны по возможностям: как по дальности обнаружения, так и по количеству обнаруживаемых и атакуемых целей. Однако наличие у Су-27 оптико-электронной системы (у «американца» ее нет) делает его сильнее в ближнем бою, когда нельзя использовать РЛС.
Неожиданно, несмотря на нашу худшую элементную базу, оказались равными по производительности и бортовые компьютеры. И память у них равная. Но наш компьютер более эффективно решает задачи управления самолетом и огнем. Это объясняется тем, что программисты у нас всегда были высокого уровня.
Что же касается маневренности, то первые модификации Су-27 имели бОльшую нагрузку на крыло. Но впоследствии F-15 утяжелили, и эти характеристики сравнялись. И показатели маневренности (как вертикальной, так и горизонтальной) на дозвуковой скорости у «Сухого» выше на 25−30%. По мере возрастания скорости преимущество уменьшается, однако не до нуля.
Существует множество специальных параметров, характеризующих маневренность самолета: располагаемая и допустимая перегрузка (продольная и поперечная), угловая скорость форсированного разворота, угловая скорость установившегося разворота, располагаемое продольное ускорение, энергетическая скороподъемность
Но прямых боевых столкновений двух лучших истребителей четвертого поколения не было. Известно лишь, что во время эфиопо-эритрейской войны эфиопские Су-27 сбили три эритрейских МиГ-29.
Однако однажды произошло демонстрационное сражение. В августе 1992 года летчики Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС России прилетели на Су-27УБ по приглашению американцев на авиабазу Лэнгли (шт. Вирджиния). Майор Е. Карабасов предложил провести учебный бой между Су-27 и F-15 в присутствии зрителей. Однако американцы, знакомые с советской машиной по видеороликам, предложили упростить испытание и провести его вдали от посторонних глаз. В 200 километрах от берега было решено провести «совместное маневрирование». По предложенному сценарию вначале F-15D должен был уйти от преследования Су-27УБ, затем самолетам следовало поменяться местами, и уже «Сухой» должен был уйти от погони «Игл». В передней кабине Су-27УБ находился Е. Карабасов, в задней — американский летчик. Для наблюдения за ходом поединка вылетел F-15C.
F-15 попытался оторваться от Су-27 на полном форсаже. Однако Карабасов прочно повис на хвосте, используя режим минимального форсажа и максимальной бесфорсажной тяги. После того, как самолеты поменялись местами, Карабасов врубил полный форсаж и стал уходить от F-15D с энергичным разворотом и набором высоты. «Игл» сразу же отстал. Совершив разворот, Су-27УБ вышел в хвост F-15, однако российский летчик ошибся и «сбил» не F-15D, а летевший сзади наблюдатель F-15C. Осознав ошибку, он вскоре поймал в прицел двухместный F-15D. Все дальнейшие попытки американского пилота избавиться от преследования ни к чему не привели. На этом воздушный бой закончился.
Необходимо сказать, что наш учебный самолет с легкостью расправился не только с учебным F-15D, но и с боевым истребителем F-15C, уступая ему по ряду показателей (например, по скорости у земли и на высоте). Все решила прекрасная маневренность. Так, например, «американец» не способен выполнить «кобру Пугачева». Глядя на этот маневр, американские пилоты удивляются: почему самолет не разваливается в воздухе.
ЛТХ Су-27 и F-15
Длина: 21,9 м — 19,4 м
Высота: 5,9 м — 5,6 м
Размах крыла: 14,7 м — 13,05 м
Площадь крыла: 62 кв.м. — 56,5 кв.м.
Угол стреловидности: 42 град. — 45 град.
Масса пустого: 16870 кг — 12700 кг
Максимальная взлетная масса: 33000 кг — 30800 кг
Бесфорсажная тяга двигателей: 2×7600 кгс — 2×6655 кгс
Тяга на форсаже: 2×12500 кгс — 2×11335 кгс
Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч — 1450 км/ч
Максимальная скорость на высоте: 2500 км/ч — 2450 км/ч
Скорость сваливания: 200 км/ч — 230 км/ч
Скороподъемность: 300 м/с — 254 м/с
Минимальный радиус виража: 450 м — н/д
Практическая дальность без ПТБ: 2400 км — 1500 км
Пушечное вооружение: 1 пушка 30 мм — 6-ствольная пушка 20-мм
Узлы подвески ракет: 10 — 8
Боевая нагрузка: 8000 кг — 5500 кг.
Снимок в открытие статьи: СУ-27/ Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС