Выступая в политологическом Институте Брукингса в Вашингтоне, вице-президент США Джо Байден напомнил аудитории о том, что в администрации США продолжаются споры о поставках оружия на Украину.
«Дебаты продолжаются. Мое собственное отношение к этому вопросу довольно хорошо известно» (Байден давно и последовательно выступает за поставки).
При этом свою речь Байден начал со слов о том, что «все хотят, чтобы конфликт на Украине как можно скорее прекратился».
В речи вице-президента прозвучал и ряд антироссийских выпадов. Так, по его словам, «российская агрессия трансформировала ландшафт европейской безопасности». Байден убежден, что санкции против РФ должны сохраняться «до полного выполнения Минских договоренностей». По его словам, он рассчитывает на сохранение санкций «по меньшей мере, до конца текущего года», поскольку раньше судить о выполнении Минских договоренностей все равно будет рано.
Кроме того, Байден отметил, что администрация Барака Обамы изначально стремилась к конструктивным отношениям с Россией, напомнив о том, что он сам произнес первую речь о «перезагрузке» в американо- российских отношениях.
При этом вице-президент США заявил, что считает российского лидера Владимира Путина прагматиком и допускает возможность сотрудничества с Россией, но на определенных условиях: «Мне кажется, что имеет смысл сотрудничать, когда присутствует явное совпадение интересов. При том условии, что вас не просят поступаться принципами, затрагивающих интересы национальной безопасности вашей страны, ваших друзей и союзников».
Напомним, что принятый в конце прошлого года Конгрессом США закон «О поддержке свободы Украины» разрешает и даже поощряет поставки Киеву современного вооружения. О том, что перспектива подобных поставок вызывает особую озабоченность в Москве, неоднократно заявлял МИД РФ.
Кроме того, категорически против поставок оружия Украине выступает Германия и ряд других европейских стран. Эта позиция объясняется опасениями европейцев, что Украина станет перевалочным пунктом потока нелегального оружия в Европу, а война на Юго-Востоке этой страны может выйти за ее границы.
Опасения не беспочвенны. Как заявил в эфире «5 канала» председатель наблюдательного совета «Украинской ассоциации владельцев оружия» Георгий Учайкин, большие объемы нелегального оружия распространяются по территории Украины, и существует трафик нелегального оружия из Украины в страны Европы.
«Сегодня большой объем нелегального оружия по территории Украины передвигается по всем направлениям. Я был одним из участников встречи с миссией ОБСЕ, которые мониторят и фиксируют, что уже есть трафик нелегального оружия из Украины в страны Европы», — заявил он.
По словам Учайкина, некоторые специалисты говорят, что на 70−80% те автоматы, которые выстрелили в Париже во время нападения на редакцию издания Charlie Hebdo, имеют украинское происхождение.
Как пояснил «СП» главный редактор LIVA.com.ua Андрей Манчук, США требуют выполнять условия перемирия от ДНР и ЛНР, но никогда не выдвигали подобных требований к украинскому правительству и уж тем более не считают себя связанными какими-либо условиями.
Безусловно, военная помощь США Украине будет оказана, если американские политические круги сочтут это необходимым. Кстати, разносторонняя военная поддержка Украине уже идет. Другое дело, что в Вашингтоне понимают: такая помощь не может кардинально что-то изменить на фронтах гражданской войны. И скорее используют ее как один из инструментов давления в ходе дипломатических переговоров.
«СП»: — А справедливо ли Европа опасается попадания оружия из Украины на свою территорию?
— Черный рынок оружия в Украине перенасыщен — огромное количество оружия из зоны боевых действий растекается по всей стране, что видно уже по статистике совершенных с его помощью преступлений или несчастных случаев от неосторожного обращения с гранатами и огнестрелом. Украинское правительство этот процесс никак не контролирует и контролировать сейчас в принципе не может — оно только попробует узаконить для вида эту ситуацию, легализуя такое оружие и предоставив его владельцам право применять против других украинских граждан — как это видно из недавних заявлений генпрокурора Шокина.
Многие видные нацисты-парамилитарес открыто бравируют своим оружием, которое они привезли с Донбасса и уже сейчас смогли его легализовать. Вполне естественно, что часть этого оружия будет попадать и уже попадает в сопредельные страны через давно налаженные на украинской границе схемы контрабандных поставок — в том числе, в страны Евросоюза и Россию. Конечно, это повлияет на рост криминала в ЕС, хотя он будет не таким катастрофическим, как волна уголовно-политического насилия, которая накроет Украину в ближайшие годы.
Публицист Егор Холмогоров считает, что весь спор о поставке американских вооружений на Украину довольно бессмыслен, поскольку они уже поставляются, что известно всем участникам конфликта.
Вопрос в том, насколько успешно украинская армия сможет освоить американское оружие. В этом можно усомниться. Армия Ирака, вооруженная и выученная американцами, терпит от радикальных исламистов поражение за поражением. Вряд ли украинская окажется лучше. Поэтому рано или поздно США поставят вопрос об участии интервентов из НАТО в войне на Украине. И это тоже будет сделано.
«СП»: — Байден утверждает, что сотрудничество с Россией возможно при том условии, что их не будут «просить поступаться принципами, затрагивающих интересы национальной безопасности их страны, их друзей и союзников». При этом он фактически предлагает сделать это Москве. На что рассчитывает?
— Он рассчитывает на то, что Москва или сломается полностью, или пойдет на продолжение конфликта, которое США выгодно.
Политолог Алексей Блюминов так прокомментировал позицию Байдена:
— Идет «холодная война» между США и Россией. Она просто меняет формы и методы, но стратегические цели сторон остаются прежними. Это война за изменение существующего миропорядка. Так вот, Байден, как и Лавров, могут говорить о мире, а параллельно армии на границе соприкосновения в Донбассе могут готовиться к войне. И это две непересекающиеся реальности.
«СП»: — Но ведь вроде как США признали необходимость выполнять «Минск-2»…
— «Минск-2» изначально составлен так, что стороны понимают и трактуют его по-разному, акцентируя внимание на тех пунктах, которые им нравятся. К примеру, Россия настаивает на прямом диалоге Киева с ДНР и ЛНР, на прекращении блокады и на согласовании с республиками изменений в Конституцию и закона о местных выборах в Донбассе, увязывая передачу контроля над границей именно с выполнением этих пунктов. США же толкают Киев на совсем другой путь — требуя сначала вывести с Донбасса мифические российские войска и передать им границу, а потом проводить выборы, причем исключительно по правилам Киева. Естественно, это взаимоисключающие позиции. Помогут ли такие заявления делу мира? Нет, не помогут. «Минск-2» уже умер. И сегодня речь о том, какая из сторон сумеет переложить ответственность за его формальный срыв на другую. То есть никто не хочет быть виноватым в официальных похоронах «Минска-2», но при этом все готовы к военным действиям.
«СП»: — Украине грозит превращение в европейское Сомали?
— Украина уже стала европейским Сомали. Это свершившийся факт. Только не все еще готовы это открыто признать. Тот же Учайкин говорит о том, что редакцию Charlie Hebdo расстреляли из украинского оружия, нелегально ввезенного в Европу. В самой Украине едва ли не каждый день — десятки сообщений о криминальных инцидентах, героями которых становятся участники т.н. «АТО». Взрывы, поджоги, «отжимы бизнеса», просто немотивированные преступления, взятия заложников. Все это уже есть и этого будет еще больше. Война идет и пораженное коррупцией и функционально развалившееся государство не в состоянии контролировать ту вооруженную массу, которую оно сконцентрировало на Востоке.
«СП»: — По данным украинского МВД, ежегодно правоохранители изымают у населения около 200 тыс. единиц нелегального стрелкового оружия. Способны ли власти Украины навести порядок в этом вопросе?
— Нет, не способны. Потому что это требует наличия не только отлаженной системы контроля за оборотом оружия, которой нет, но и нормально функционирующего государства, которого тоже нет. Есть структуры, носящие грозные названия из прошлой жизни, есть люди, получающие от государства зарплату, но они не в состоянии выполнять свои функции. Даже преступников в Киеве зачастую ловит «общественность» или сами потерпевшие, а не милиция. А задержанных за преступления «героев АТО» зачастую силой освобождают из мест содержания под стражей их же вооруженные товарищи. Сидят только те, за которых некому заступиться.
Свое понимание слов Байдена высказал идеолог партии «РОДИНА», сопредседатель клуба «СТАЛИНГРАД» Федор Бирюков:
— Старик Джо — это такой американский динозавр. Его наиболее активный период приходится на 70-е годы. Байдену 72 года, он старый человек и в физическом, и в мировоззренческом плане. То, что Байден и ему подобные до сих пор «в игре», свидетельствует о системном «застое» в американских элитах. У нас раньше смеялись над Брежневым и стариковским Политбюро, но ведь сегодня в США мы видим то же самое. Хиллари Клинтон считается сегодня главным претендентом на президентский пост от демократов, но она всего на 5 лет младше Байдена! Вашингтон захватили старцы, которые могут затащить всю Америку с собой в могилу. Может быть, это звучит не очень деликатно, но это правда. И ее надо знать. США прикидываются молодой динамичной державой, но власть там — это власть динозавров, которые топчут все живое. Поэтому внешняя и внутренняя политика Америки все чаще напоминает старческий маразм.
«СП»: — А как сочетается готовность Байдена сотрудничать с Россией с требованием ужесточения санкций и поставок оружия на Украину?
— Когда Байден говорит о возможности сотрудничества с Россией, он, разумеется, не хочет никакого сотрудничества. Это просто отговорка. Типа, ну мы же вам предлагали, а вы сами полезли на рожон. Тем не менее, сотрудничество возможно в двух случаях. Первый — это объединение против общего врага. Как в свое время СССР и США объединились против Третьего Рейха. Но пока таким врагом может быть только так называемый «международный терроризм», его актуальная версия — радикальные исламисты. Но на данный момент эта схема не срабатывает. Агрессивность США превышает их потребности в обеспечении безопасности. Кстати, это тоже говорит в пользу моей теории «диктатуры стариков». Инстинкт самосохранения уступает сиюминутным капризам и параноидальным истерикам.
Второй вариант возможного сотрудничества — прагматический союз сильных. Когда Россия усилится настолько, что США поймут полную бесперспективность прямого противостояния, станет реальным взаимодействие по каким-то определенным направлениям. Паритетное и взаимовыгодное сотрудничество. Тут все зависит от нас, от нашей воли, бесстрашия и внутреннего единства.
«СП»: — Насколько «минский формат» сейчас актуален, и следует ли России продолжать его придерживаться?
— Украинские события будут продолжаться. Там ситуация еще очень далека от завершения, причем любого завершения. Пока что идет период полураспада, в течение которого США не оставят попыток втянуть Россию в полномасштабный военный конфликт. Это прекрасно понимают в Кремле, и мнение Байдена насчет путинского прагматизма основывается как раз на очень взвешенной, титанически выдержанной позиции Москвы. Москва не верит слезам, угрозам, «Голосу Америки» и даже «Эху Москвы». Надеюсь, это прагматичное недоверие нашей власти к внешним раздражителям будет только усиливаться.
Что же касается Минских соглашений, то это способ выиграть время и сберечь, насколько это возможно, жизни простых дончан и украинцев. Стратегической миссии у «Минска-2» нет и не было. Это не интенсивная терапия, не операция, а всего лишь временная повязка на раны. Киев, подзуживаемый Вашингтоном, каждый день норовит эти повязки сорвать. Россия и отчасти Евросоюз тут выступают в качестве санитаров с аптечкой наготове. Но, повторяю, скоро минский ресурс будет исчерпан. И понадобится какой-то принципиально новый формат антивоенного сдерживания.
Фото: ZUMAPRESS.com/Global Look Press