С 1 июня Музей Запорожского казачества на острове Хортица закрыт на так называемую «полную реэкспозицию». Работы продлятся минимум три года. Об этом сообщает официальный сайт Национального заповедника «Хортица».
Суть реэкспозиции — кардинальная смена идеологии главного исторического музея юго-востока Украины. Начнут с киевского князя Святослава. Никакой Киевской Руси, теперь чубатый победитель хазар, предтеча запорожской вольницы.
Князь Святослав станет 100-процентным «укропом», а Киевскую Русь заселят «древними украми». Следом новая экспозиция задвинет в сторону гетмана Войска Запорожского Богдана Хмельницкого.
Да, батька Хмельницкий создал первое подобие украинской государственности. Но жестоко воевал с «европейцами» — ляхами и собрал Переяславскую раду, где народ единодушно закричал: «Волим под царя московского, православного». По нынешним киевским политическим лекалам — уголовно наказуемый сепаратизм.
В запасники отправят большую подборку экспонатов, посвященных Ивану Сирко — «украинскому Суворову», самому выдающемуся кошевому атаману Запорожской Сечи. Сирко провёл 244 больших и малых сражений, ни разу не оставаясь побеждённым. Но беда в том, что гениальный казачий вождь всю свою жизнь был верен Москве. А еще фанатично сражался с «врагами веры православной» — турками и Крымским ханством. Османы так и называли его — Урус-шайтан, то есть «русский чёрт».
Подобные герои бандеровской Украине не нужны. Теперь первые места экспозиции займут Иван Мазепа и другие гетманы-изменники типа Ивана Выговского и Петра Дорошенко. Их деятельность принесла украинским землям колоссальную «руину». Зато были они завзятые враги московитов.
Особый почет устроители музейного передела решили оказать гетману Петру Конашевичу-Сагайдачному. В отличие от всеми битых Мазепы и Выговского этот уроженец Галичины организовал ряд успешных походов против Крымского ханства, Османской империи и Русского царства.
Конечно, главное внимание окажут Московскому походу, когда Сагайдачный безжалостно вырезал несколько десятков русских городов и вместе с ляхами осадил Москву. За разорение русских земель гетман получил от польского короля Владислава плату — 20 тысяч золотых и 7 тысяч штук сукна. Настоящий украинский герой!..
Впрочем, знатокам отечественной истории известно, что очень скоро гетман Сагайдачный начнет переговоры о переходе на службу русскому царю. Однако об этом новая экспозиция благоразумно промолчит. Точно так же искоренят всякое упоминание о героическом взаимодействии запорожцев с российскими войсками при покорении Крыма, осаде Очакова и штурме Измаила.
Суть музейных перемен: сделать бытность малороссов под поляками и литовцами — земным раем, а вхождение в состав России — сплошным адом. «Тарас Бульба за такое убил бы!..» — грустно шутят адекватные горожане. Портрет Суворова и мундиры российских гренадер уже спрятаны в запасниках. Неизвестно куда исчезла панорама освобождения Запорожья от немецко-фашистских захватчиков…
Спрятать портреты легко. Но куда девать огромную бригантину, что стоит в музейной реставрации рядом с боевым запорожским челном-«чайкой». Двенадцать лет назад известный музыкант и аквалангист Андрей Макаревич организовал подъем со дна Днепра судна XVIII века. Боевой корабль, которому больше 250 лет, лежал практически в черте города. Все думали, это очередная казацкая чайка. Но при подъеме оказалось — нашли парусно-гребную бригантину, бывшую на вооружении российского флота.
Длина 20 метров, до 8 орудий и 60 человек команды. В разработке конструкции принимал участие Петр I. Накануне «времен Очаковских и покоренья Крыма» у берегов Хортицы велось строительство кораблей днепровской флотилии. Запорожские казаки под руководством российских инженеров снарядили эскадру более 400 вымпелов: галеры, бригантины, дубель-шлюпки. Без этой эскадры победа над турками была бы невозможна.
Бригантину поместили в специальный ангар рядом с казацкой «чайкой». Считалось особо символичным, что под одной крышей находятся суда, принадлежавшие Запорожской Сечи и Военно-морскому флоту России.
Сейчас ангар закрыт, таблички сняты, посетителей не пускают. Ходит молва — за закрытыми дверями «кацапскую» бригантину начали разбирать. Артефакт «российских оккупантов» пустят на дрова, как несоответствующий новой исторической линии.
— Мы начинаем полную реконструкцию Музея запорожского казачества, с концептуальным изменением принципов экспозиции, — ровно две недели назад рассказывал журналистам директор Хортицкого заповедника, майданный активист Максим Остапенко. Специально пояснял, что финансировать задуманное будут через западные гранты.
И вот 5 июня, директор запорожского заповедника отправился на службу в Вооруженные силы Украины. Пан Остапенко отметил, что восстановился на воинском учете по собственной инициативе. Есть что защищать — прямо на заповедном острове стоит директорский особняк стоимостью в миллион долларов.
— Я теперь рядовой роты охраны, сформированной при областном военкомате. Буду проходить подготовку, а дальше посмотрим, какие будут команды. Многих скоро придется охранять и конвоировать, — вполне серьезно говорит музейщик.
До сих пор он числится в скандальном Хортицком полку, чьи боевики стоят на местных блокпостах и «трясут» проезжающие авто. Вместе с начальником на службу в роту охраны ушла группа руководящих сотрудников заповедника «Хортица».