Недавно Петр Порошенко посетил выставку техники и вооружений — ими будут оснащать армию «незалежной». Списанные «Хаммеры» и бронетранспортеры, пулеметы 1930-х годов, ЗРК образца 1961 года и прочее старье Порошенко назвал наисовременнейшим вооружением.
Беспилотник в скотче
Изюминкой сезона стал беспилотник, способный, по словам представившего его специалиста, поразить цель с точностью до нескольких сантиметров. Правда, сумеет ли он вообще долететь до нее, сказать наверняка нельзя. Потому как летательный аппарат оказался перемотан скотчем и едва не разваливался на запчасти. Стартовой площадкой для беспилотника служит обычный складной стул. А транспортировку этого чуда человеческой мысли осуществляют тоже «новейшие» военные грузовики «ГАЗ-66», производство которых прекратилось еще в 90-е годы прошлого века.
Давно сняты с вооружения в самой Стране Туманного Альбиона и британские бронетранспортеры «Саксон» образца 1970 года. Они вообще оказались списанными, как, собственно, и американские «Хаммеры». Но если янки свои списанные автомобили просто подарили украинцам от щедрот душевных — так сказать «на бедность», то за британскую рухлядь в количестве 75 штук ВС «незалежной» заплатили кругленькую сумму почти в четыре миллиона евро. Оснастили колесную технику тоже самым «последним» вооружением, поставив на «Саксоны» и «Хаммеры» по три крупнокалиберных пулемета, в том числе и ДШК образца 1938 года.
В качестве другой «высокотехнологичной и современной» техники был представлен зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) «Печора-2Д», а проще говоря, ЗРК «С-125» образца 1961 года. «Здесь, на выставке достижений национальной оборонной промышленности, я увидел наисовременнейшие боевые модули, которые будут с усовершенствованием и использованием опыта боевых операций устанавливаться на боевых машинах, — заявил президент „незалежной“. — Все эти модули изготавливаются на украинских заводах. Используются тепловизоры, стабилизаторы. Точность и надежность — это то, что характеризует сегодня украинскую боевую технику».
Впрочем, история с «Саксонами» получила неприятное продолжение. Оказывается, генерал Ричард Даннатт, отставной командующий сухопутными силами британской армии, еще до заключения сделки честно предупреждал украинскую сторону о том, что «Саксоны» не просто в аварийном состоянии. Они вообще небезопасны и травмоопасны в эксплуатации. Именно по этой причине их и сняли с вооружения. Генерал заявил, что, покупая у Великобритании бронированные грузовики, украинские чиновники не просто выбрасывают бюджетные деньги на ветер, а вообще совершают аморальный поступок. «Закупается техника, с помощью которой даже близко нельзя победить. Но зато такая сделка дает хорошие „откаты“. На примере этих неуклюжих коробок, видно, что карман чиновника здесь главней. А как солдаты будут воевать и гореть в этих штуках — их совершенно не интересует», — считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Масла в огонь подлило размещенное в интернете объявление о перепродаже этой рухляди на треть дороже. Понятно, что сделать это могли только те, кто их приобрел — МО Украины.
Нищим оружие не положено
По словам Порошенко, благодаря новым военным заказам, в оборонной промышленности «незалежной» ситуация складывается — лучше некуда. «Мы ударим по безработице танками и бэтээрами. И тысячи рабочих мест, которые были созданы на оборонных предприятиях, — это наш вклад в восстановление промышленного потенциала Украины», — уверенно заявил президент. А что на самом деле? А реальность такова, что Харьковский авиационный завод, например, испытывает серьезные проблемы с финансированием. По крайней мере, государство (в лице того же Порошенко) задолжало его работникам сумму в 43 миллиона гривен. Долг этот висит еще с осени 2014 года. Немудрено, что на сегодняшний день из 160 самолетов ВВС Украины взлететь могут только 30. А совершить боевое задание — и того меньше. И это касается не только самолетов и самолетостроения, но и другой военной техники и военно-промышленного комплекса в целом, который сегодня не в состоянии выпускать современную технику. «Украина сегодня не может самостоятельно производить ни одного из видов вооружений. А в тех, что она выпускает, в частности бронетехнику, часто случаются изъяны и брак, — резюмирует военный эксперт, главный редактор журнала „Национальная оборона“ Игорь Коротченко. — Это своеобразная плата за суверенитет, за годы бездеятельности, в течение которых Украина не создала, по большому счету, ничего, а только „проедала“ старые советские запасы».
Много шума наделал февральский видеоролик, до сих пор висящий в интернете, в котором украинские военнослужащие напрямую обращаются к своему Главнокомандующему. В нем они, перемежая ненормативную лексику, рассказывают Порошенко, какие оружием им приходится воевать с сепаратистами. Ладно еще, что им выдали автоматы 1980 года выпуска (хорошо еще, что выдали — сегодня ситуация в ВС Украины такова, что оружие вообще достается не каждому солдату). Одного из участников видеообращения, офицера, вооружили пистолетом ПМ 1954 года выпуска, который он и показал прямо в камеру. Участники того спича рассказывают, что после обнародования ролика в интернете им угрожали понижением в звании и урезании в зарплате. Хотя получают военнослужащие и без того мало — по 150 долларов в месяц. И это вознаграждение ведущих боевые действия бойцов, которым Порошенко, между прочим, обещал по 62 доллара (1000 гривен) в день!
Впрочем, он, как оказалось, действительно, хозяин своего слова: сам дал — сам и забрал назад. Ведь пообещать можно все, что угодно. Например, на словах украинскому военнослужащему полагается 750 долларов за уничтожение вражеской машины. Танк оценивается уже в $3000, а система залпового огня «Град» или «Смерч» — в 3750 «зеленых». Сбитый же самолет обогатит солдата или офицера на 7500 долларов. Казалось бы, есть, к чему стремиться, но никто никогда не слышал о подобных выплатах в украинской армии. Какие выплаты, если сегодня Украина официально признана в Европе самым коррумпированным государством. Да и из каких средств платить? Все давно разворовано генералами, чиновниками и депутатами.
Деньги любят тишину
«Украина сегодня — это классический пример клептократии, то есть власти воров, — считает политолог Игорь Хохлов. — Причем, не нужно отделять, например, Партию регионов, в которой много людей, скажем так, с неоднозначной репутацией, от партии „Батькивщина“, в которой депутатов с сомнительной репутацией ничуть не меньше». Пока государственные чиновники, депутаты и генералы заняты разворовыванием бюджета, в том числе и военного, последние за разбазариванием средств на оборону, вовсе позабыли про своих подчиненных. В самом прямом смысле. Не так давно бойцов батальона «Айдар» вывели на полигон «Житомир»… И забыли об их существовании. У солдат нет ни палаток, ни продовольствия. «Ребята, которых сюда послали, сидят у костров, ночуют под открытым небом в спальных мешках. Нам вообще не совсем понятно, зачем нас выводили на полигон», — признается Игорь Лапин, командир роты «Запад» батальона «Айдар».
И это не просто военнослужащие-срочники, а карательное подразделение — одно из тех, что числятся на особом счету. Как всегда в таких случаях на помощь приходят волонтеры и сердобольные сограждане. Они в частности помогают с едой, на их пожертвования покупаются бронежилеты, палатки, обмундирование. А доброволец Михаил Светлицкий, например, даже оборудовал для карателей передвижную баньку, переделав ее из обычного грузового фургона. Но почему армию вооружают и кормят простые украинцы? Где же отведенные на это бюджетные средства? На эти вопросы могли бы ответить интенданты и генералы, отвечающие за снабжение и вооружение армии. Однако, они только все чаще делают заявления о том, что деньги, а с ними и военную технику пожирает продолжающаяся война. А как иначе расценивать заявления генералитета о том, что в районах так называемой «АТО» было потеряно до 70−80 процентов боевой техники и самолетов. Сразу вспоминается известное выражение «война все спишет». В том числе и воровство. Вот и молчат генералы. Потому что деньги, особенно большие, любят тишину.