НАТО впервые со времен «холодной войны» возвращается обсуждение ядерной стратегии нашей страны. Об этом 21 июня сообщило немецкое издание Welt am Sonntag со ссылкой на высокопоставленного дипломата Североатлантического альянса. В частности, на этой неделе в Брюсселе министры обороны стран военного блока планируют рассмотреть некий секретный документ, который подготовлен командованием НАТО.
— Мы глубоко обеспокоены тем, что в новой российской стратегии ядерному оружию отводится важная роль, — цитирует издание неназванного «высокопоставленного дипломата НАТО».
Отмечается, что западный военный альянс намерен внимательно проанализировать реальные возможности стратегического потенциала Москвы. Поводом послужило заявление президента РФ Владимира Путина о том, что Россия собирается в ближайшее время пополнить свои арсеналы 40 новыми межконтинентальными баллистическими ракетами, способными преодолеть даже самые современные системы противоракетной обороны. Сообщается, что в перспективе может быть разработана новая долгосрочная стратегия НАТО, которая будет учитывать возможности как традиционного оружия, так и ядерного.
На встрече в Брюсселе министры обороны НАТО также будут обсуждать, как сделать свои Силы быстрого реагирования еще быстрее. Как отмечают СМИ, специальное подразделение Spearhead force («Острие копья»), как и планировалось, способно разворачиваться в течение 48 часов, однако политические решения сейчас принимаются в более короткие сроки. Численность Сил быстрого реагирования планируется увеличить как минимум вдвое — до 30 тысяч человек.
Напомним, 7 июня влиятельное издание The Wall Street Journal сообщило, что Белый дом разрабатывает обновленную версию стратегии сдерживания России. Отмечалось, что новая доктрина администрации Барака Обамы предполагает усиление вооруженных сил союзников и потенциальных партнеров США. А 5 июня агентство Associated Press опубликовало выдержки из доклада председателя Комитета начальников штабов (КНШ) Вооруженных сил США генерала Мартина Демпси, где говорилось о том, что Вашингтон рассматривает возможность размещения в Европе или Азии ракет средней и малой дальности наземного базирования, нацеленных на российский ядерный потенциал.
Бывший начальник управления аппарата Совета безопасности РФ, экс-начальник Главного штаба РВСН, генерал-полковник Виктор Есин говорит, что командование Североатлантического альянса не оставит без внимания и Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), который в последнее время попал в центр внимания всех мировых СМИ.
— Конечно, во всем этом много чисто политических демаршей, цель которых — продемонстрировать намерения и лишний раз поиграть на нервах оппонентов. И Россия, и Соединенные Штаты официально заявляют, что РСМД отвечает интересам обеих сторон и ратуют за то, чтобы его сохранить.
Что касается неофициальных переговоров, то могу сказать одно — американцы всячески уклоняются от прямого диалога на экспертном уровне и не могут конкретно сформулировать свои претензии. С их стороны — только намеки. Если бы у них действительно был деловой настрой, то обсуждение бессрочного РСМД давно бы велось. Потому что, напомню, этот документ подписан еще в далеком 1987 году Михаилом Горбачёвым и Рональдом Рейганом и нуждается в адаптации к современным условиям.
К примеру, тогда еще не было ударных БЛА с оружием на борту, которые сегодня активно развивает та же Америка. И над которыми активно работает наша страна, пытаясь сократить отставание от американцев. Замечу, что совместная контрольная комиссия предусмотрена РСМД, но, к сожалению, была упразднена в 2003 году. Сейчас ее работу, по-хорошему, надо восстанавливать.
Что можно ожидать от встречи командования НАТО? Наверняка там будут повторены те же слова о «вызовах» и «угрозах со стороны России», к которым мы последнее время уже привыкли. Скорее всего, вновь прозвучит тезис, что если РФ будет и дальше «вести агрессивную политику», к примеру — нарушать РСМД, то натовцы будут принимать ответные действия. В том числе и военного характера.
Но, думаю, в реальности от воинственной риторики к делу не перейдут. Более того, обострение отношений подстегнет Соединенные Штаты к тому, чтобы все-таки перейти к более-менее нормальному диалогу на экспертном уровне.
«СП»: — Командование НАТО собирается обсуждать ядерную стратегию РФ. Под этим понимается комплекс мер или существует какой-то документ?
— Как такового документа под названием «Ядерная стратегия России», конечно, не существует. Но есть приложение к Военной доктрине Российской Федерации, которое носит конфиденциальный характер. Там изложены основы ядерного сдерживания. Что придумают натовцы в отношении т.н. «ядерной стратегии» — посмотрим. Но можно предположить, что последует утверждение, что Россия якобы наращивает свои ядерные вооружения. Что, конечно, не соответствует действительности.
В соответствии с Договором о сокращении наступательных вооружений (СНВ-3), у России на 200 единиц меньше развернутых носителей, чем у Америки. А по боевым блокам у нас примерное равенство. В последнее время мы просто вынуждены модернизировать свой «ядерный щит», поскольку последние 20 лет этим не занимались. Американцы же сделали это еще 15 лет назад и теперь указывают на нас пальцем.
«СП»: — Но, к примеру, американские МБР «Минитмен» созданы в 60-е годы, и, хотя их периодически модернизируют, тем не менее, — это уже старые ракеты…
— Я бы не сказал, что у американцев — древние ядерные носители. И хотя ракеты «Минитмен» стоят у Штатов на вооружении уже больше сорока лет, однако американцы их неоднократно серьезно модернизировали: обновляли автоматику, заменяли практически все ступени маршевых двигателей, усовершенствовали ядерные головные части. Кроме того, США делают ставку на морской компонент «триады», имеют выход к Тихому и Атлантическому океанам, оборудованные рубежи на Севере и Дальнем Востоке, что позволяет им следить за нашими субмаринами.
Кроме того, если мы обновляем свои компоненты «ядерной триады» — серийно строим МБР мобильного и шахтного базирования РС-24 «Ярс», которые заменят старые мобильные ракеты «Тополь», разрабатываем тяжелую МБР «Сармат» (заменят в войсках старые советские Р-36М2 «Воевода»), ракетный комплекс РС-26 «Рубеж» и БЖРК, а также серийно строим ПЛАРБ проекта 955 «Борей» с ракетой «Булава», то американцы уже в следующем десятилетии приступят к новому этапу обновления своих СЯС. Сейчас у них на стадии НИР (научно-исследовательских работ — «СП») новая ракета, проект нового стратегического бомбардировщика LRS-B и программа новой ПЛАРБ на замену атомоходов стратегического назначения класса «Ohio» — изначально называлась SSBN (X), затем ORP. Нет сомнений, что эти проекты в будущем воплотятся в металле.
Однако ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко считает, что ничего нового на встрече командования НАТО обсуждаться не будет и называет утверждение западных СМИ — мифом.
— На саммите НАТО в Риме в 1991 году была принята т.н. «новая стратегическая концепция» альянса и было сказано, что в связи с отсутствием угрозы массированного военного вторжения с Востока нужно усилить политический акцент в деятельности НАТО, а военный — ослабить. Однако было также заявлено, что военный блок по-прежнему оставляет за собой права на нанесение превентивного ядерного удара, а также — на обсуждение атомной политики других стран.
Затем это было подтверждено в специальном документе, который был издан в сентябре 1995 года и назывался «Исследование по вопросам расширения НАТО». То есть там также было сказано, что силы НАТО могут нанести удар первыми, а также, что альянс по-прежнему выстраивает свои отношения с РФ на базе взаимного ядерного сдерживания. Таким образом, ничего нового не произойдет — американцы всегда обсуждали ядерную политику России, просто сегодня к этому привлекли внимание.
Но! Хотя генсек НАТО Йенс Столтенберг и утверждает, что действия военного блока носят исключительно оборонительный характер, однако нынешнее обсуждение ядерной политики РФ может иметь последствия — стать еще одним ударом по Основополагающему акту РФ—НАТО от 1997 года, который запрещает альянсу размещать на восточном фланге на постоянной основе «существенные боевые силы».
То есть якобы первое обсуждение ядерной политики России может стать заделом для будущего финансирования и размещения ядерного оружия в Европе и Азии — ракет средней и малой дальности, о чем недавно говорилось в докладе Пентагона. Это противоречит РСМД, но не противоречит официальному документу НАТО от 1995 года.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин полагает, что сообщения о том, что США увеличат воинский контингент в Европе, разместят ядерные ракеты
— Честно говоря, кроме слов, я не вижу реальных ресурсов, а главное — психологической решимости натовцев делать то, о чем в последнее время много говорится. В действительности могут предприниматься конвульсивные действия, которые мы видим и сейчас — например, размещение в Литве пяти американских танков и десятка БМП.
То есть происходит то, что я формулирую как «раздача заложников». Ведь контингент из 15 бронемашин и сотни бойцов не может ни с кем воевать — как в оборонительном бою, так и в наступательном. Вот и получается, что если мы на европейцев вдруг зачем-то нападем, то, соответственно, нападем и на Америку, которая пожертвовала своим контингентом (поэтому он микроскопический). В этом случае США никак не смогут отвертеться от войны, ведь тогда они нарушат 5-ю статью Вашингтонского договора.
Что касается Сил быстрого реагирования, которые альянс постоянно «создает» и «увеличивает», то они на самом деле уже давно существуют.
«СП»: — Вы имеете в виду мотопехотную франко-германскую бригаду, боевую группу «Нордик» и другие?
— Да, при желании их действительно можно сделать силами быстрого реагирования, если привлекать соответствующие ресурсы и начинать необходимую подготовку. Но я так понимаю, что на самом деле такого желания нет.