Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Армии и войны / Проблемы ВПК
11 августа 2015 19:55

FGFA: Дели подрезает крылья Москве

Индия вдвое сократит закупки истребителей пятого поколения на базе Т-50

51855

ВВС Индии приняли решение почти вдвое сократить планируемые закупки российско-индийских истребителей пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) — со 127 до 65 машин. Об этом 11 августа сообщила газета Tribune.

Планируется сформировать только три эскадрильи, в каждой из которых будет по 18 самолетов совместного с Россией производства.

Как пишет Tribune, одновременно с работой над совместным проектом Индия якобы предложила России начать поставки российского многоцелевого истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), на базе которого и создается самолет FGFA.

Напомним, ранее министр обороны Индии Манохар Паррикар сообщил, что предварительная стадия этого проекта была завершена в июне 2013 года, а следующий этап разработок начнется после подписания контракта на опытно-конструкторские работы (ОКР). Согласно проекту контракта на ОКР, поставки истребителей индийским ВВС должны начаться через 94 месяца после подписания документа, однако пока он не подписан. Оборонное ведомство уточнило, что Индия уже вложила в предварительное проектирование самолета почти 15 млрд. рупий (около 250 млн. долларов).

Отметим, что в 2014 году командование ВВС Индии предъявило претензии к ходу работ по совместному российско-индийскому проекту истребителя пятого поколения, создаваемому на базе Т-50. Военные оказались недовольны техническими характеристиками двигателей перспективного боевого самолета, параметрами его малозаметности, системами подвески вооружения, сроками реализации проекта.

Читайте по теме

Индия известна своим «постоянством» в сфере закупок вооружений и военной техники, как в отношении России, так и других стран. Уже никого не удивляет, что Дели постоянно отменяет контракты, «заводит» новые, сокращает закупки, замечает член Экспертного совета при председателе Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Виктор Мураховский.

— Что касается истребителя пятого поколения, то российское Минобороны в июле 2015-го объявило о намерении резко сократить закупки Т-50 в рамках Государственной программы вооружений (ГПВ) до 2020 года — с 52 самолетов до 12. И только после ввода этой партии в эксплуатацию ведомство вроде как определится с общим объемом заказа на истребители этого типа. Что неудивительно — ведь пока эта первая партия достигнет операционной готовности, будет выявлено столько «подводных камней», что лучше повременить с масштабными закупками. Кроме того, для Т-50 не готов двигатель «второго этапа»: сейчас первые истребители проходят испытания на двигателе «первого этапа» — АЛ-41Ф1. Таким образом, облик самолета для российских ВВС с надежной бортовой РЛС с активной ФАР, новой силовой установкой ТРДДФ сложится только через несколько лет.

«СП»: — На индийских форумах пишут, что решение Минобороны РФ сократить количество закупаемых Т-50 может резко увеличить стоимость НИОКР по программе FGFA…

— Нет, стоимость НИОКР от закупки последующей партии не зависит, а вот стоимость серийных изделий действительно может увеличиться.

«СП»: — 11 августа СМИ сообщили, что сумма нового контракта на поставку 48 истребителей Су-35 для ВВС России составит 100 млрд. рублей, что в полтора раза превышает стоимость предыдущей партии машин этого типа. В ГПВ-2020 закладывалась другая сумма, значит, ассигнование каких-то проектов будет сокращено. Это может отразится на сроках серийного производства истребителей ПАК ФА, которое по плану должно начаться в 2016 году?

— Возможно. Может также отразиться на флоте, где всегда системы очень дорогие. Да вообще может сказаться на количестве закупаемых современных систем. Виктор Черномырдин в свое время сказал фразу, которая характеризует ситуацию: «Никогда такого не было, и вот опять!» Дело в том, что все предыдущие ГПВ в значительной мере также были не выполнены из-за резкого роста цен.

Руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает вполне оправданными опасения, что суммарные закупки машин пятого поколения могут быть сокращены.

Читайте по теме

— На мой взгляд, нет оснований для того, чтобы сразу резко раздувать парк истребителей. Имеет смысл все-таки выждать, когда будет полное понимание и потенциала индийского контракта по французским истребителям Dassault Rafale (эта история еще не решена), и дальнейшего развития сделки по Су-30МКИ, в частности — по их модернизации. У индийцев сейчас слишком много опций по истребительной тематике. С другой стороны, они традиционно дают настолько много противоречивых вводных, что все происходящее не удивляет.

Замдиректора центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев обращает внимание на тезис в Tribune — «Индия якобы предложила России начать поставки российского многоцелевого истребителя пятого поколения Т-50».

— Самолет FGFA разрабатывается под требования Индии на основе одноместного Т-50. Индийская версия будет двухместной. Так что к этой части материала всерьез относиться не стоит. Это, скорее, выдумки журналистов.

Что касается информации о сокращении закупки истребителей FGFA, то тут тоже есть большие сомнения. Возможно, индийское руководство наоборот увеличит партию, когда будет заключен контракт на основной этап ОКР. Сейчас идут переговоры, причем довольно не простые — как раз из-за требований ВВС Индии.

Обратим внимание, что контракт Индии с Францией по Dassault Rafale снова подвис. Хотя индийское военное ведомство заявило о намерении закупить 36 машин — вместо 126, предусмотренных тендером, я не исключаю, что словами все и ограничится. Слишком дорого обойдется обслуживание такого относительно небольшого количества истребителей. Я уже не говорю, что недостаток в 90 машин индийцы должны будут чем-то компенсировать. В Индии сейчас количество боеготовых эскадрилий в составе ВВС катастрофически сокращается. Согласно их планам, у них должно быть 42 полноценных эскадрильи, а в настоящий момент — 35. Через несколько лет за счет снятия с боевого дежурства старых Миг-21 и Миг-27 их количество вообще сократится до 28−29.

Поэтому индийцам нужны новые самолеты, причем лучше не в рамках программы «Покупай и делай индийское» (Buy and Make (Indian)), а методом прямой закупки. Поэтому, на мой взгляд, у них есть только один выход — увеличивать закупки Су-30МКИ, в том числе и по лицензионной сборке, а также увеличить заказ на истребители пятого поколения.

«СП»: — Известно, что сейчас в Индии ведутся дебаты относительно оснащения перспективного авианосца INS Vishal по американскому проекту с авиакрылом из палубных истребителей F-35C или российскому — с палубным вариантом FGFA.

— Во-первых, переговоры по перспективному авианосцу находятся в самой начальной стадии. Во-вторых, они ведутся не только с США и Россией, но и с Францией и Великобританией — с теми, кто имеет наибольшую компетенцию по тому или иному виду оборудования для авианосца. То есть программа будет интернациональной, где будут задействованы все страны. Ни о каком главенстве США в этом проекте речь не идет. Кстати, с нами индийская сторона начала переговоры по участию в проекте гораздо раньше, чем с США, и они до сих пор идут достаточно интенсивно.

Читайте по теме

Что касается авиакрыла, то FGFA не задумывался как палубный самолет. Американские истребители так же вряд ли подойдут индийцам, поскольку сейчас у Индии громадное количество неоплаченных контрактов. Грубо говоря, страна просто захлебывается от того, что набрала программ, по которым надо выплачивать деньги. И, естественно, будет выбирать более дешевый, но качественный вариант. В этом смысле авиакрыло из МиГ-29К — наиболее оптимальное решение для индийской стороны. Тем более что авиакрыло новейшего индийского авианосца «Викрант», который находится на завершающей стадии строительства, как раз будет состоять из российских истребителей МиГ-29К и МиГ-29КУБ, а также вертолетов Ка-31.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня