Глеб Бобров: очерки о гражданской войне
Вероятность вооруженного конфликта между Россией и НАТО становится все более высокой. К такому выводу пришли эксперты британского неправительствен
12 августа центр опубликовал доклад с названием «Готовясь к худшему: делают ли военные учения России и НАТО более вероятной войну в Европе?» В нем аналитики ELN проанализировали крупномасштабные военные учения, которые за последнее время провела каждая из сторон.
Первый эпизод — проверка боеготовности Вооруженных сил России с 16 по 21 марта. В них приняли участие 80 тысяч человек, было задействовано 65 кораблей и 220 самолетов. На учениях Россия отрабатывала действия в ответ на гипотетическое нападение НАТО со стороны Арктики, а также — со стороны Крыма, Калининграда и участка российской границы с Латвией и Эстонией.
Второй эпизод — раунд учений Allied Shield («Союзнический щит») Североатлантичес
По мнению ELN, при выборе театра учений как Россия, так и НАТО делают акцент на наиболее уязвимых, с их точки зрения, регионах. А в ходе маневров «изучают потенциальные возможности друг друга и мысленно рассматривают планы ведения военных действий».
Глеб Бобров: очерки о гражданской войне
«Официальные представители РФ и НАТО могут утверждать, что учения нацелены на гипотетических противников, однако их природа и масштаб говорят об обратном: Россия готовится к конфликту с НАТО, а НАТО — к конфликту с Россией», — говорится в документе. Причем, по мнению британских аналитиков, позиции альянса выглядят менее убедительными.
«Возможность мобилизовать тысячи призывников, которая есть у российских Вооруженных сил, превращает масштаб учений в такой, которому преимущественно профессиональные вооруженные силы НАТО не могут соответствовать»
Заканчивается доклад рекомендациями. Авторы призывают РФ и НАТО наладить обмен информацией в части планирования маневров, по максимуму задействовать для контактов каналы ОБСЕ, а также начать работу над новым договором, который бы оговаривал территориальные ограничения на развертывание определенных категорий вооружений (по образцу уже недействующего Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)). Иначе, считают в ELN, «каждое из учений будет и дальше рассматриваться другой стороной как провокация и подпитывать недоверие».
Что на деле стоит за публикацией доклада, грозит ли нам вооруженный конфликт с НАТО в Европе?
— Доклад британских аналитиков пытается возложить ответственность на обе стороны — Россию и НАТО — за нагнетание напряженности в Европе, хотя это совсем не так, — отмечает эксперт Центра военно-политичес
По сути, поглотив Восточную Европу, Североатлантичес
Все эти шаги не были случайными, и только накаляли обстановку. Напомню, что и война августа 2008 года в Южной Осетии была следствием поощрения агрессивных устремлений режима Михаила Саакашвили со стороны НАТО. Не говоря о том, что последний госпереворот в Киеве тоже связан с желанием альянсам расширить сферу влияния на Востоке.
В Вашингтоне и Киеве надеются, что вялотекущая война заставит нашу страну отказаться от поддержки Донбасса
На мой взгляд, именно альянс, продвигаясь на Восток и усиливая военно-политичес
«СП»: — В докладе ELN постулат об агрессивности России подкрепляется статистикой: мы, якобы, проводим на порядок больше учений, чем НАТО. Что можно возразить на это?
— Россия действительно проводит больше учений, но она их проводит по всему периметру границ. В частности, на Дальнем Востоке и в Южном военном округе. Для нашей территории и территорий наших союзников существует больше угроз, чем для стран-членов НАТО в Европе. Поэтому все российские учения валить в одну статистическую кучу не следует.
«СП»: — Насколько адекватны рекомендации британских экспертов?
— Аналитики ELN правильно говорят, что с НАТО нужно заключить новый договор по образцу ДОВСЕ. Беда в том, что делать это нужно было раньше — именно Россия в свое время на этом настаивала. Мы долго терпели нарушения баланса сил со стороны НАТО, но, в конце концов, альянс зашел так далеко, что Россия была вынуждена приостановить свое участие в ДОВСЕ.
А сейчас уже нельзя просто взять и подписать новый договор. Нельзя просто ограничиться вопросом количеством вооружений и районами его размещения. Прежде должны быть решены принципиальные политические вопросы: что НАТО не будет продвигаться на Восток, что Запад прекратит поддержку государственных переворотов на постсоветском пространстве, что на Украине будет достигнуто полномасштабное урегулирование на основе Минских соглашений.
Пока эти политические проблемы не решены, в Европе будут оставаться потенциальные очаги напряженности — на Украине, в Молдавии, в Прибалтике. А значит, разоружаться нам не с руки.
«СП»: — Существует ли реальная вероятность нашего вооруженного столкновения с НАТО?
— Конечно, существует — с того момента, когда Саакащвили атаковал Южную Осетию и Абхазию. Например, к вооруженному столкновению с НАТО может привести эскалация конфликта на Украине.
Другое дело, что, возникнув, конфликт Россия-НАТО будет разрастаться вплоть до Третьей мировой войны. И здесь надо понимать: да, сейчас в Восточной Европе мы сильнее НАТО. Если начнется война, мы, конечно, сумеем разгромить группировку восточноевропей
— Теоретически столкновения России и НАТО в Европе исключить нельзя. Но обратите внимание: даже во времена СССР, когда противостояние с альянсом действительно было серьезным и ожесточенным, такого столкновения не произошло, — напоминает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — В то время опосредованные войны между странами социалистическог
«Свободная пресса» совместно с КПРФ объявляют гуманитарную акцию помощи жителям Горловки
Сейчас вероятность такого конфликта, на мой взгляд, на порядок меньше. Сегодня Европа и Россия экономически очень сильно завязаны друг на друга, и экономические расчеты превалируют над военными.
Самое опасное в этой ситуации — возможные провокации. И провокатором сегодня выступает Киев. Пока ситуацию на Украине удается удержать под контролем: режиму Порошенко не удалось втянуть в прямой конфликт Россию и НАТО. И, надеюсь, не удастся…