Стоит ли нашей стране вступать в «антитеррористическую коалицию»
В Сирии молятся на президента Асада и восторгаются президентом России Путиным. С террористами готовы биться до полной победы, но от войны очень устали. Такое впечатление сложилось у тех, кто побывал здесь минувшим летом. Практически, в самый разгар массового исхода сирийцев из своей страны. Бегут они, в том числе, от бесконечных терактов, страдают от которых в первую очередь мирные жители.
Очередной произошел в минувший понедельник в городе Эль-Хасака на северо-востоке Сирии, в 600 км от Дамаска. Его жертвами стали тридцать человек. Ещё около пятидесяти получили ранения, в том числе, тяжелые. Было разрушено несколько зданий…
Взрывы, нападение на людей в небольших населенных пунктах, издевательства над теми, кто отказывается сотрудничать с террористами. А ещё - сильнейшее давление извне на сирийскую власть во главе c президентом Башаром Асадом. Как живут, или точнее выживают в столь экстремальных условиях люди? Есть ли выход из этой трагической ситуации, оказывающей все большее влияние на общее положение дел в мире, и во многом определяющей сегодня геополитику?
Об этом корреспондент «СП» поговорила с известным финским политологом, правозащитником Йоханом Бекманом. Он как раз в эти дни находится в Сирии. Куда прибыл в начале текущей недели в составе большой делегации по приглашению правительства этой страны.
Не сразу удалось нам наладить связь. Мобильные телефоны оказались бессильны. То ли их там глушат, то ли ещё что. Не срабатывал и скайп. Выручил интернет, который, как признался Йохан, «работает не везде, довольно плохо, но все-таки лучше, чем какая-либо другая связь».
«СП»: — Что у вас за делегация, Йохан, кто вошел в её состав — это правозащитники? Из каких стран?
— Это чисто российская экспедиция. Я очень хотел попасть в её состав и, по счастью, мне это удалось. Люди в нашей команде собрались грамотные, непредвзятые. Среди них — арабисты, эксперты из Академии наук, и нескольких университетов, журналисты. Наша главная цель — познакомиться с обстановкой, поддержать Сирию и её население. Также наша цель — укрепить российско-сирийские отношения. Для чего запланировано общение с известными ближневосточными политиками. Важно понять ситуацию в стране, увидеть все своими глазами. Ведь в последнее время в СМИ, особенно Евросоюза, появляется очень много заведомо ложного о том, что на самом деле происходит в Сирии.
«СП»: — Вы где-то уже побывали? Или поездка по стране не предусмотрена, ограничились Дамаском?
— Наша делегация посетила обширные территории. С поездки по стране, собственно, экспедиция и началась. Не обошлось без маленького приключения. Мы прибыли рано утром к ливанской границе, которую пересекали пешком.
За первые дни мы проехали сотни километров, начиная с главного порта Сирии на Средиземном море города Латакия. Были в Тартусе. В административном центре запада страны городе Хомсе. И уже оттуда поехали в Дамаск. Познакомились в этих городах с множеством госслужащих, политиков. С представителями местных политических партий и общественных организаций. С нами захотели встретиться также представители церкви. И, конечно, много общались с местным населением. Никто не ограничивал нам наш выбор в общении.
«СП»: — Какая обстановка в тех населенных пунктах, где вы побывали?
— Сейчас относительно спокойная. Идет активная реконструкция поврежденных зданий, дорог, люди настроены на мирное будущее, строят планы. Ни я, ни другие члены нашей делегации не испытывали страха в наших поездках. Что трудно переносится, так это воздух — очень жарко, удушающая влажность, и пыльные дороги. Сирийцы дружелюбный и очень гостеприимный народ. Еда, которую нам предлагают, состоит в основном из овощей, разнообразной пасты, хлеба, немного курицы или говядины.
При этом все помнят в этой стране об угрозе, исходящей от так называемого «Исламского государства» (ИГИЛ) *, борьба против его сторонников продолжается.
«СП»: — Судя по новостям из Евросоюза, счет сирийских беженцев превышает там уже полмиллиона. Среди них, как видно из телерепортажей, немало молодых, вполне крепких мужчин. Почему они бегут, вместо того, чтобы защищать свою страну?
— За всех трудно говорить. У каждого своя ситуация. Кто-то не может взять в руки оружие по религиозным соображениям. Многие же спасают свои семьи от террористов из разных группировок и главное, от ИГИЛ, надеются, обустроив близких в безопасности, вернуться домой и продолжить борьбу. Кроме того, пока в Сирии нет всеобщей мобилизации. Там достаточно хорошие Вооруженные силы.
«СП»: — Тем не менее, сирийское правительство обратилось к России с просьбой о помощи в виде военной техники и специалистов. И получает её в полном объеме.
— Без современного оружия и коалиции с такими сильными державами, как Россия, не справиться с терроризмом, который разросся при попустительстве заокеанских политиков, подпитывается от них финансово. Это совершенно очевидно. К тому же, Сирия испытывает сильнейшее давление со стороны ЕС и США. Не вышло прошлой зимой с химическим оружием, запустили другой «проект» — ИГИЛ…
«СП»: — Про этот самый ИГИЛ что там слышно?
— Mы посетили несколько мест, совсем недавно освобожденных армией от боевиков «Исламского государства». Зрелище печальное. Боевики настоящие варвары. Для них, похоже, нет ничего святого. Разрушают все, что попадается на их пути.
«СП»: - За эти дни общения с рядовыми сирийцами удалось понять, как относятся они к Башару Асаду? Если верить американцам, он не популярен у своего народа, все, мол, только и думают, как его убрать.
— Это блеф. Асад очень популярен здесь. Мы ни разу не видели никаких протестов против него или провокаций. Я уверен, что большинство населения поддерживает своего президента. Американцы уже давно хотят организовать здесь «арабскую весну», по примеру того, как сделали это в Ливии, как было на киевском Майдане. Но переворот этот, я уверен, невозможен.
«СП»: — Есть ли в Сирии сейчас американцы, много ли их и кого именно - военных, политиков?
— Американцев мы не видели, но известно, что они искусно поддерживают определенные маломощные оппозиционные движения. В частности, в отдаленных селах, где жизнь у людей в принципе нелегкая. На этом и играют, вбивая в головы людей, часто обиженных на власть из-за какого-то частного случая, идею о пользе переворотов.
«СП»: — Что бросается в глаза в Сирии в первую очередь: разруха, голод, бомбежки, паника?
— Первое, что бросается здесь в глаза — поддержка людей своего президента. Все знают о том, как США хотят убрать его. И категорически против этого. Выражают сирийцы свою поддержку радостно, несмотря на определенный трагизм ситуации. Они вообще очень эмоциональные люди. С оптимизмом смотрят в будущее, активно обсуждают послевоенное восстановление своей страны.
«СП»: — На ваш взгляд, что можно и нужно сделать, чтобы наладить там жизнь?
— В первую очередь отменить санкции против этой страны. В них — одна из главных причин катастрофы с массовой миграцией, поскольку из-за санкций стало очень трудно жить. Бизнес вести невозможно. Экономика разрушается.
Также местные эксперты предлагают создать коалицию в составе России, Сирии, Ирана и Китая, чтобы общими усилиями бороться против терроризма. США, ЕС в этом смысле весьма ненадежные партнеры.
Стоит ли нашей стране вступать в «антитеррористическую коалицию»
«СП»: — Как в Сирии относятся к тому, что Россия помогает Асаду? Вы лично как считаете — наша помощь нужна?
— Сирийцы очень рады и благодарны вашей стране за её помощь — военную и гуманитарную. Буквально молятся на Россию. Я с ними согласен.
«СП»: — Йохан, вы гражданин Финляндии, как у вас относятся к войне в Сирии?
— Сирия далеко от Финляндии. Так все считают. Поэтому у нас нет пока какой-то политической программы, так или иначе связанной с Сирией. Угроза, исходящая оттуда в виде ИГИЛ кажется нереальной. Что я считаю ошибкой. Потому что терроризм — болезнь заразная, распространяется довольно быстро. Финские СМИ, полностью подчиняясь проамериканскому руководству своих изданий, телеканалов ведут, конечно, антисирийскую пропаганду. Пока всё на уровне «примите к сведению».
«СП»: — А беженцы с Ближнего Востока уже добрались до вас?
— Для нас беженцы — большой шок. Причем, совершенно неожиданный. Проблема активно обсуждается на всех уровнях — в домах среди населения, в правительстве. Такого наплыва мигрантов, как в Германии, в некоторых других странах, у нас пока нет, в этом смысле немного повезло. Что будет дальше — затрудняюсь сказать. На мой взгляд, решать проблему нужно не Европе и не в Европе, а в самой Сирии, на Ближнем Востоке.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.