Стоит ли нашей стране втягиваться в большую войну в Сирии
Гипотетически рассуждать об участии российских военных в операции против «Исламского государства» * сложно, однако руководство РФ рассмотрит соответствующий запрос Дамаска. Об этом 18 сентября заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Напомним, глава сирийского МИД 17 сентября отметил, что сирийское руководство может попросить от Москвы участия Вооруженных сил РФ в совместной борьбе с терроризмом, если на то будет необходимость. 16 сентября первый замначальника Генштаба Вооруженных сил РФ Николай Богдановский сообщил, что Генштаб ВС не исключает создания в будущем базы ВВС в Сирии (о возможности появления там российской авиабазы читайте в материале «Су-25 берут курс на Латакию?»).
Тем временем, Запад не оставляет попыток свергнуть режим Башара Асада. Несмотря на то, что, по данным Wall Street Journal, Пентагон рассматривает варианты по значительному сокращению масштабов программы подготовки так называемой умеренной сирийской оппозиции и сосредоточится на подготовке лишь небольшого числа специально обученных бойцов, тем не менее, им будет предоставлено ранее отсутствовавшее у них право вызывать авиаподдержку со стороны сил коалиции, возглавляемой США.
А агентство Associated Press 18 сентября сообщило еще более неприятную новость: вашингтонская администрация рассматривает возможность включения подготовленных американцами сирийских мятежников в другие отряды, сражающиеся с ИГ.
— Вместо того, чтобы бороться с «Исламским государством» небольшими группами, обучаемые США бойцы будут введены в состав уже имеющихся более крупных вооруженных формирований, в частности отрядов сирийских курдов, — отмечается в материале.
Заметим, что министр иностранных дел России Сергей Лавров неоднократно заявлял, что большая часть «умеренной вооруженной сирийской оппозиции» в итоге примыкает к террористам.
Стоит ли нашей стране втягиваться в большую войну в Сирии
Замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин обращает внимание, что несколько дней назад сенатский комитет по делам вооруженных сил устроил разнос главе Центрального командования США генералу Ллойду Остину III, который признал, что только пять сирийцев, подготовленных Пентагоном для противодействия ИГ, участвуют в борьбе с террористами.
— Так же стало известно, что сейчас ведется военная подготовка лишь 100−120 боевиков так называемой умеренной оппозиции и достичь поставленной цели по обучению 5,4 тыс. сирийцев в год невозможно в принципе. То есть 500 млн. долларов, выделенных на стартовавшую в мае программу по подготовке армии из лояльных США сирийских боевиков, были потрачены зря. А в Америке все-таки не любят, чтобы такие суммы вылетали в трубу. Вот эти меркантильные соображения и стали одной из причин пересмотра программы по подготовке бойцов.
А вторая причина, на мой взгляд, в том, что американцы запутались в происходящем в Сирии и Ираке. Ну нельзя до бесконечности закрывать глаза на то, что никакой умеренной оппозиции не существует — надо все-таки начинать смотреть правде в лицо.
Что касается сирийских курдов, то они для Башара Асада — единственный по-настоящему приемлемый союзник из оппозиции, с которым действительно можно и нужно дружить. Хотя они друг друга не особо любят, но до сей поры все-таки воздерживались от серьезных боестолкновений — все-таки общий противник в лице ИГ важнее. Иран всячески поддерживает правительство Асада, и курды, которых он не любит, все-таки вторичны, ведь важнейшим противником для Тегерана также является ИГ. Но насколько эффективен для американцев будет такой ход, и как им удасться на этой почве не поссорится с Турцией, которая продолжает бомбить позиции сирийских курдов, — пока сложно сказать.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров говорит, что предоставление оппозиции права вызывать авиаподдержку со стороны сил коалиции, возглавляемой США, фактически означает дальнейшее втягивание США и их союзников в войну против Башара Асада.
— Учитывая географию боев, авиация может попасть под огонь ПВО правительственных войск, а таким инцидентом Запад наверняка воспользуется. По всей видимости, США это планировали давно (такая информация уже просачивалась), поэтому они сейчас так болезненно реагируют на российскую активность в Сирии.
Но это все меркнет по сравнению с тем, что сообщило издание Associated Press по поводу сирийских курдов. Я уже говорил «СП», что получил информацию от самих курдов, что американцы планируют посылать в Сирийский Курдистан, который находится на севере и северо-востоке страны, своих инструкторов. И сообщение Associated Press можно расценивать как подтверждение этих данных.
Поэтому я не соглашусь с тем, что американцы запутались в сирийской ситуации, наоборот — судя по всему, они действуют весьма прагматично. И что самое неприятное — опережают нас в своих действиях на два-три шага.
Внедрение в боеспособные отряды самообороны «Партии демократического единства» (ПДЕ), подготовленных Штатами людей, — это очень неприятный сценарий для Асада и, соответственно, для нас. Американцы, в конце концов, могут взять под контроль ПДЕ и ее отряды самообороны. Даже несмотря на весь антиамериканизм «Рабочей партии Курдистана» (РПК), с которой тесно связана ПДЕ. А отряды самообороны сирийских курдов — это довольно серьезная сила, которая в определенный момент может выйти за пределы зоны своих боевых действий и начать воевать против правительственных сил, чего до сих пор, по большому счету, не было.
«СП»: — Каким образом американцы собираются ввести умеренных исламистов в состав сирийских курдов? Последние на это пойдут?
— Уже были отдельные случаи, когда сирийские курды локально вели совместные боевые действия с так называемой Сирийской свободной армией, поддерживаемой Штатами. Хотя эти факты стороны официально отрицают.
В немецких СМИ раскручивается тема о переброске ополченцев Донбасса в Сирию
«СП»: — А зачем курдам сражаться с войсками Асада?
— В их интересах воевать за того, кто им больше пообещает. Но все-таки в первую очередь курды ждут этих самых обещаний от Башара Асада, который, складывается такое впечатление, до сих пор до конца не понимает, что у него происходит в стране.
«СП»: — Почему вы делаете такой вывод?
— Иначе бы он не отвечал на вопрос российских журналистов о возможном предоставлении курдам автономии так странно — рассуждая о Конституции, воле народа
Понятно, что Тегеран всегда был против любой формы автономии курдов, и он продолжает навязывать эту точку зрения властям Сирии. Но ведь надо понимать, что, по сути, у курдов уже есть автономия, и они никогда не откажутся от своих завоеванных территорий. Надо реалистично смотреть на вещи, и стараться исправить ситуацию, которая складывается далеко не самым лучшим образом: бои идут в предместьях Дамаска, исламисты полностью контролируют провинцию Идлиб, которая занимает стратегическое положение — это, по сути, выход на Латакию.
«СП»: — Как себя поведет Турция, которая до сих пор под предлогом борьбы с ИГ продолжает бомбить позиции сирийских курдов?
— Если американцам что-то выгодно, то они просто плюют на реакцию своих союзников. И нам надо бы этому у них поучиться, а не стараться угодить и учесть интересы всех сторон.
Турция сейчас находится в крайне тяжелом положении. Что будет делать Эрдоган, если 1 ноября на досрочных выборах он снова не наберет необходимое количество голосов для того, чтобы его «Партия справедливости и развития» могла монопольно создать правительство? Или если американцы начнут говорить о гуманитарной катастрофе в Турецком Курдистане на юго-востоке страны? Никуда он не денется.
Кстати, американцы очень ловко прикинулись дурачками, когда турки стали бомбить курдов. Тогда Штаты сказали, мол, вы бомбите, но только отряды самообороны ПДЕ не трогайте, как будто не знают, что она тесно связана с РПК. То есть еще тогда американцы хотели использовать отряды сирийских курдов в своих интересах. После этого кто-то мне скажет, что у них нет стратегии?
«СП»: — Но еще не поздно исправить ситуацию с курдами? И каковы, на ваш взгляд, должны быть действия России?
— Не поздно, но уже пора бы отказаться от порочной практики — отставать от американцев в своих действиях. Кстати, ПДЕ — левая партия, и этим можно пользоваться.
Что касается наших действий. Во-первых, мы должны убедить Асада в том, что ему необходимо пообещать в ближайшей перспективе предоставление автономии Сирийскому Курдистану. Если мы ему помогаем, то он должен слушать нас, а не только иранцев.
Во-вторых, Асаду нужно демонстративно встретиться с руководством ПДЕ в Дамаске или в Латакии и заявить им о возможной автономии. Да, нужно будет вносить изменения в Конституцию страны, но ведь не она руководит людьми, а люди пишут ее.
В-третьих, свою помощь Асаду мы должны жестко увязать с целым рядом наших геополитических и стратегических интересов. Он должен слушать наших военных советников, которым нужно убедить его поставлять оружие сирийским курдам. Им банально не хватает стрелкового вооружения, гранатометов и минометов. Мы могли бы запросто предоставить такое оружие, тем более, что то же самое мы поставляем войскам Асада.
В-четвертых, нам следует послать своих военных советников непосредственно к сирийским курдам, чтобы они обучали отряды самообороны тактике ведения общевойскового боя. Курды — смелые и решительные воины, но в основном они привыкли вести партизанские действия. По-хорошему, неплохо было бы организовать краткосрочные курсы обучения их командиров в наших военных вузах.
Россия может помочь Сирии, вооружив 50 тысяч курдов
И главное — наша цель не в том, что просто помочь Асаду, чтобы он еще какое-то время продержался у власти. Нам надо создать объединенную военную группировку из подразделений сирийской армии и курдов. Достаточно 25−30 тысяч человек. Они при поддержке нашей штурмовой авиации в состоянии взять столицу «Исламского государства» на территории Сирии — город Эр-Ракка. Помимо военного успеха такой шаг дал бы мощнейшую оплеуху Западу, который только и занимается тем, что много болтает и имитирует войну с ИГ.
Вот что нам следовало бы сделать, причем, как говорится, еще вчера.
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.