Только в Швеции число преступлений, связанных с насилием, выросло в 60 раз
НАТО услышало молитву министра иностранных дел Латвии Эдгара Ринкевича, воззвавшего к небу с просьбой увеличить сухопутные силы альянса в республике для отражения несуществующей российской агрессии. По лесам и долам страны прогрохотали германские боевые машины пехоты «Мардер» с крестами, заставляющими советских ветеранов войны бессильно сжимать кулаки, но радостно взирать на происходящее стариков из Латышского легиона СС.
Правда, это никакие не фашистские бронемашины, а БМП 37-й механизированной пехотной бригады армии ФРГ — более 20, плюс колесная техника, прибывшая в Латвию в рамках инициативы Риги «German Persistent Presence Forces» («Постоянное присутствие германских сил»). Но эти конкретные силы в Бундесвере носят название «Panzergrenadiergruppe», что тревожно перекликается с гитлеровским названием танковых дивизий СС и заставляет вздрогнуть сердце. Кстати, у Гитлера тоже были машины «Мардер», только не БМП, а самоходные артиллерийские установки, истребители танков. Да и как-то причудливо сочетается «Мардер» с Мордором. В переводе слово всего лишь означает — «куница». Чем оно притягательно для немецкого военного уха — непонятно. Традицией что ли?
Ладно, хватит мрачных шуток, пусть и навеянных специфической грохочущей техникой Бундесвера, хотя и местная пресса не удержалась, и портал delfi. lv тоже поразвлекся: «Если бы какой-нибудь ветеран Великой Отечественной увидел это зрелище, боимся, рука непроизвольно потянулась бы за «коктейлем Молотова».
Только в Швеции число преступлений, связанных с насилием, выросло в 60 раз
Итак, машины германской армии прибыли сначала на железнодорожную станцию Гаркалне недалеко от Риги, а потом проследовали по дороге и лесу на бывший полигон советской армии, ныне — Национальных вооруженных сил Латвии — Адажи. Они примут участие в учениях войск быстрого реагирования НАТО. Манеры будут проходить в октябре-ноябре. И это — тоже исполнение желаний министра иностранных дел Латвии.
«Нам нужно больше солдат, больше учений, больше видимого присутствия. То, что нужно сейчас, — это ясно показать, что НАТО останется на такой срок, какой нужен, и будет делать все, что можно», — говорил Эдгар Ринкевич.
А можно НАТО в Латвии все. Когда мэра Вентспилса Айвара Лембергса, одного из влиятельнейших персонажей правящего Союза «зеленых» и крестьян, возмутило поведение моряков альянса, которые, по его словам, «мочились в общественных местах и на витрины, их тошнило», «рвали цветы с клумб, чтобы подарить проституткам» и «вели себя как оккупанты, которые не признают суверенитета Латвии и ее законов», чуть не случился парламентский кризис. Лембергсу пришлось под напором соратников отказаться от страшных обличений про «оккупантов».
Что же касается Ринкевича, то он как-то неловко высунулся со своими призывами, как будто в НАТО прислушиваются к его мнению. Там действуют по строгому плану, который должны реализовать сателлиты. И вот уже новый посол США в Латвии Нэнси Петит словно успокаивает министра иностранных дел маленькой республики. «Вооруженные силы США всегда присутствуют в Латвии», — сказала она местным журналистам. «Когда я была в Адажи, там были не только американские солдаты — были датчане, канадцы, британцы, немцы. Все приехали, чтобы подготовиться к международным учениям. У этих учений большая сдерживающая сила, и в то же время они укрепляют способности Латвии сотрудничать с другими силами НАТО. Стоит упомянуть и патрулирование воздушного пространства Балтии. Мероприятия происходят почти без перерыва, и на море, и на суше, и в небе», — заметила дипломат.
Да, военные стран НАТО присутствуют в Латвии по принципу ротации, но — постоянно. В конце лета здесь дислоцировались около 500 военнослужащих альянса.
Так что Ринкевича, усматривающего опасность даже в лице Иосифа Кобзона и Валерии, которым он запретил въезд в страну, куда-то занесло в пропагандистском раже. Надо поддерживать режим тревожного ожидания «российской агрессии», чтобы выглядеть защитником населения и решать внутриполитические вопросы, успешно бороться за власть.
Кстати, новым президентом Латвии и стал распиаренный министр обороны Раймонд Вейонис, который и наставлял мудрого Лембергса на путь истинный, когда руководил военным ведомством. Вейонис ведь тоже из Союза «зеленых» и крестьян. Правда, деньги у Лембергса, одного из богатейших бизнесменов Латвии, но с НАТО в лице Вейониса не очень-то поспоришь.
А новый министр обороны, бывший тяжелоатлет-телеведущий Раймонд Бергманис, очень своеобразно сказал о военных обязательствах Латвии перед альянсом. Он совершенно справедливо заметил, что государство обязано само нести ответственность за свою оборону, и назвал в числе приоритетов создание хороших условий для… солдат союзнических армий, пообещал построить новые казармы.
Президент и парламент заглядывают поглубже и готовы выполнить норматив НАТО по военным тратам. Если раньше Латвия брала обязательство довести расходы на оборону до 2% ВВП к 2020 году (пока тратит лишь 1,4% ВВП), то теперь, под влиянием вовсе не Ринкевича и даже не президента, а сенатора Джона Маккейна, побывавшего летом в Риге, обозначен другой срок — 2018 год.
Правда, посол США уверяет, будто Латвия самостоятельна в своих решениях, но такое утверждение несколько расходится с призывами министра иностранных дел Латвии.
А что решает сама Рига? Вот она зазывала к себе самолеты воздушной миссии НАТО в небе над странами Балтии, ведь это выгодно — альянс подбрасывает денег и развивается инфраструктура по обслуживанию, да и престижно. Но постоянная дислокация истребителей — в Зокняй под литовским Шауляем и на эстонском аэродроме Эмари. Раньше было только в Зокняй, но эстонцы сумели откусить кусок военно-воздушного пирога НАТО.
Немецкие СМИ: демократии без новой революции на Украине не будет
Гордые эстонцы, уже давно тратящие на оборону 2% ВВП, вообще поступили некрасиво — подставили подножку Латвии. Их эксперты подготовили доклад «Развитие ситуации в сфере безопасности в регионе Балтийского моря до 2020 года», в котором констатировали неспособность латвийской армии к самостоятельной обороне и отметили низкие расходы на военные нужды. Конечно, не Эстония решает, что, где и когда дислоцировать альянсу. Но заметим: именно Маккейн хвалил республику за внимание к обороне и за военные расходы, когда побывал в Таллине…
Ну а Эдгар Ринкевич хотя бы бронетехнике «Panzergrenadiergruppe» порадуется…