Вероятность боевых столкновений российских и американских летчиков резко повысилась
В четверг, 8 октября, Россия попросила Великобританию содействовать в установлении контактов со «Свободной сирийской армией» (ССА). Это поможет координировать усилия в борьбе против «Исламского государства» *, а также позволит включить ССА в политический процесс. Об этом сообщило российское посольство в Лондоне.
Просьбу Москвы озвучил российский посол Александр Яковенко на встрече с политдиректором британского МИДа Саймоном Гассом.
Посол рассказал о целях российской военной операции против ИГИЛ, а также выразил заинтересованность в получении от Великобритании информации об инфраструктуре экстремистов для повышения эффективности авиаударов.
Как отметил Александр Яковенко, Россия и Великобритания едины во мнении, что антитеррористические усилия в Сирии должны идти параллельно с совместной работой по политическому урегулированию кризиса.
«С российской стороны была отмечена необходимость консолидации международных усилий с целью эффективного противодействия исходящей от „Исламского государства“ и других террористических группировок угрозе», — отмечается в сообщении российского посольства.
Напомним: «Свободная сирийская армия» позиционирует себя как главное объединение сирийской вооруженной оппозиции. В то же время посол Сирии в Москве Рияд Хаддад заявлял, что ССА не подает признаков существования, а ее представители влились в другие группировки.
Вероятность боевых столкновений российских и американских летчиков резко повысилась
Вместе с тем, ранее министр иностранных дел России Сергей Лавров заявлял, что Россия не считает ССА террористической организацией, готова установить с ней контакты и попросила у Вашингтона предоставить данные о группировке. Впрочем, эта просьба осталась без ответа.
Зачем на деле Москве понадобилось сотрудничество со ССА, поможет ли оно антитеррористической операции в Сирии?
— Просьба России направлена на то, чтобы выбить аргументы западных критиков, которые утверждают, что российская авиация в Сирии бомбит не ИГИЛ, а позиции «Свободной сирийской армии», — уверен ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Мы демонстрируем, что, напротив, готовы установить контакты со ССА, и тогда сможем с ней активно сотрудничать.
«СП»: — Почему мы обращаемся именно к Британии?
— Исламская оппозиция, в основном, сосредоточена в Лондоне. Напомню, еще с 1929 года в столице Великобритании стали базироваться «Братья-мусульмане» **, которые оттуда поддерживали басмачей, воевавших против советской власти в Центральной Азии. С тех пор Лондон стал Меккой для разного рода исламских боевиков, террористов и оппозиционеров.
Поэтому РФ и обратилась к Великобритании за помощью: мол, подскажите, где мы может встретиться и договориться с лидерами ССА. Тем самым мы переводим мяч в игре вокруг Сирии на сторону Запада.
Дело в том, что истинная цель Запада в Сирии — максимально ограничить наши действия. Особенно в районе провинции Идлиб, где сосредоточены части «Джебхат ан-Нусры» *** - сирийского филиала «Аль-Каиды» ****. Запад, как можно понять, «Джебхат ан-Нусру» негласно поддерживает.
В реальности, я уверен, никаких военных позиций «Свободной сирийской армии» не существует. Скорее, ССА — это политическая «крыша» для реальных боевиков, а не структура, обладающая собственными вооруженными силами.
«СП»: — Эта «крыша» вступит с нами в реальный контакт?
— Если это произойдет, от «Свободной сирийской армии» потребуются координаты ее частей. И тут же выяснится, что на самом деле на стороне ССА воюют не мифические бойцы национально-освободительного движения, а те же самые террористы из «Джебхат ан-Нусры».
Другими словами, с установлением контактов Запад может попасть впросак — даже если речь идет о контактах с политическим крылом «Свободной сирийской армии». Именно поэтому сводить РФ с представителями ССА Запад едва ли решится.
С другой стороны, если бы «Свободная сирийская армия» представляла собой реальную организацию, ее действительно можно было бы подключить к процессу политического урегулирования. Москва, напомню, вот уже два года проводит встречи с умеренной сирийской оппозицией, которая оппонирует Башару Асаду, но не ведет с ним вооруженной борьбы. Формат этих встреч можно было бы расширить за счет включения в них представителей ССА.
Но в том-то и дело, что ССА если не фантом, то чисто политическая организация, «крышующая» террористов, а также представителей западных спецслужб и военных советников, которые действуют в Сирии. И наша дипломатия позволяет разоблачить это.
Управляемая сила против неуправляемого хаоса
— По мнению Запада, российская авиация в Сирии наносила удары как раз по позициям ССА, — напоминает директор Исследовательского центра «Ближний Восток — Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов. — В этой ситуации Москва сделала классический дипломатический ход. Она фактически сказала Западу: может быть, данные нашей разведки не совсем точны, поэтому давайте вместе координировать наши действия. Первый запрос по поводу данных о «Свободной сирийской армии» был сделан в сторону ЦРУ США, но американцы предпочли отмолчаться. Теперь мы сделали еще один запрос — на этот раз в сторону Великобритании.
По сути, мы просим предоставить нам данные британской разведки, которая традиционно считается наиболее сильной на Ближнем Востоке. Мы заявляем о готовности пойти на контакт с ССА, причем при посредничестве британских разведчиков, на любой нейтральной территории.
Но проблема в том, что Лондону некого предъявить в качестве представителей «Свободной сирийской армии». Я допускаю, что есть группа сирийских мигрантов, которые в свое время собрались в кафе где-нибудь в Лондоне или Цюрихе, и провозгласили себя умеренной сирийской оппозицией. И что эти люди впоследствии были использованы реальными силами Запада, Турции, ряда арабских стран, чтобы дестабилизировать ситуацию в Сирии. Но это вовсе не представители тех оппозиционных сил, которые воюют сейчас в Сирии против Асада. А раз так — с ними, по большому счету, не о чем разговаривать.
В Сирии сегодня идет реальная война, где практически все решается на поле боя. При таком раскладе Запад проводит политические маневры, прикрываясь «Свободной сирийской армией», которой не существует в реальности. Мы же ведем дипломатическую игру, направленную на выявление истинных возможностей Запада в Сирии. И пока выходит, что эти возможности весьма ограниченные…
— На мой взгляд, сегодня в Сирии не существует умеренной оппозиции, — отмечает сирийский журналист, заместитель главы Союза сирийских студентов в России, специалист по информационным войнам Аббас Джума. — В реальности, в стране сосуществует большое количество вооруженных группировок. И даже в те из них, которые Запад относит к умеренным, так или иначе входит «Джебхат ан-Нусра». Другими словами, все сирийские группировки в большей или меньшей степени «разбавлены» последователями «Аль-Каиды».
Думаю, Россия уверена в своих силах — уверена, что сможет держать под контролем и сирийскую власть, и тех, кто против этой власти обратил оружие. Я надеюсь, что чего-то не знаю, и что действительно имеется рычаг воздействия на «Свободную сирийскую армию», который находится в Лондоне или в Вашингтоне. И что если на этот рычаг нажать, ССА встанет по стойке «смирно». Но что-то мне подсказывает, что такого рычага у Запада нет. И что российские стратеги это отлично понимают.
На мой взгляд, сейчас Москва забрасывает удочку. А дальше — получится 50 на 50. Либо Запад действительно может воздействовать на ССА, и это ускорит процесс уничтожения «Исламского государства» на территории Сирии. Либо ничего у Запада не получится.
Вашингтон пытается в Сирии перехватить инициативу
«СП»: — Представим, что Запад подтолкнул ССА к сотрудничеству с РФ. Что это приведет?
— В этом случае «Исламскому государству» придется покидать позиции, поскольку шансов победить у него не останется. Если против ИГИЛ будет воевать не только Россия вместе с сирийской армией, курдами и ливанской «Хезболлой», но еще и часть военизированных оппозиционных сирийских группировок, «Исламского государства» точно не будет.
С другой стороны, это опасная игра. Как известно, свято место пусто не бывает. Место ИГИЛ в этом случае вполне может занять «Джебхат ан-Нусра» — а это сила не менее страшная…
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** 14 февраля 2003 года Верховный суд РФ признал организацию «Братья мусульмане» террористической и запретил её деятельность на территории Российской Федерации.
*** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
**** «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.