Угрозы начать сбивать в Сирии наши самолеты и вертолеты не столь уж и фантастичны
Правительственные войска в Сирии обнаружили разветвленную сеть тоннелей, ведущих к столице — Дамаску. Об этом на днях сообщили СМИ.
Предположительно, подземные ходы террористы «Исламского государства» * намеревались использовать для подрыва жилых зданий, больниц, школ и других социальных учреждений Дамаска. Взрывы вроде как должны были производиться в момент максимального скопления людей в этих строениях. Главная задача диверсий — расшатать ситуацию, обвинив в гибели мирных граждан сирийскую армию. Эту версию подтверждают и турецкие журналисты из Hurriyet Daily News, которые сообщали о перехватах крупных партий взрывчатки на границе с Турцией.
В катакомбах находилось все, что нужно для проживания и последующего нападения: продукты питания, вода, оружие, боеприпасы и взрывчатка. В лазах было обнаружено все необходимое для проживания и организации атаки. По сведениям сирийской прессы, общая протяженность подземных ходов — 800 метров. Террористы тщательно позаботились о своей безопасности, оборудовав лазы даже камерами видеонаблюдения, системами связи и вентиляцией.
Отмечается, что под землей развернулась настоящая тоннельная война. Спецподразделения правительственных войск ищут и уничтожают боевиков.
А 9 октября СМИ сообщили о том, что сирийская авиация в боях с боевиками «Исламского государства» применяет объёмно-детонирующие боеприпасы. Боеприпасы сбрасывались как с самолётов, так и с вертолётов типа Ми-25.
Угрозы начать сбивать в Сирии наши самолеты и вертолеты не столь уж и фантастичны
— Факты применения правительственными войсками данного оружия западная пропагандистская машина использовала для демонизации режима Башара Асада. Хотя никаких ограничений по использованию объёмно-детонирующих боеприпасов против вооруженных формирований, которые, по сути, являются армиями, не существует, — сообщили СМИ.
Во время войны во Вьетнаме американцы сами активно применяли объемный взрыв для борьбы с партизанами, которые прятались в тоннелях. Поскольку он опасен в закрытом пространстве — в зданиях, катакомбах, пещерах
О еще одном интересном эпизоде войны в Сирии недавно поведало американское издание The National Interest, а именно — о том, что в этой стране помимо ВСК РФ действует российский спецназ.
— Когда дело доходит до войны, страны хотят подстраховаться на случай обострения ситуации. И Россия — не исключение. Российские самолеты-штурмовики действуют в Сирии не в одиночку, их прикрывают самые современные реактивные истребители — на тот случай, если кто-нибудь, а именно США, попытается действовать против российских ВВС.
Но у России в Сирии есть и более секретная система защиты, замечает издание. И чтобы привести эту систему в действие, Россия может задействовать «Заслон» — сверхсекретную группу специального назначения, которая, судя по давно распространяемым слухам, действует в этой стране.
— «Заслон», который подчиняется российской Службе внешней разведки, осуществляет свою деятельность в Сирии независимо от Главного разведывательного управления, — написали в известном специализированном британском издании Jane’s Intelligence Review. — Если агенты ГРУ работают в министерстве обороны Сирии в Дамаске, то «Заслон» является «небольшой группой специального назначения, …которая не подчиняется ни ГРУ, ни подразделениям регулярной армии, а лишь посольству России, находящемуся в Дамаске на улице Омар Бен Оль Хаттаб стрит (Omar Ben Al Khattab str.).
Чем же занимается там «Заслон» — задается вопросом профессор Нью-Йоркского университета и специалист по российским силам специального назначения Марк Галеотти? Возможно, что помимо передачи разведданных в Москву он консультирует руководство сирийской армии и членов правительства. Кроме того, в его обязанности может входить — в случае свержения режима — проведение спецопераций по защите, спасению и захвату российских граждан, объектов и разведывательной документации в стране. Либо другие действия, которые могут потребоваться.
Далее Галеотти пишет следующее:
— В последний раз я слышал достоверную информацию о переброске «Заслона» (а не нескольких человек для защиты дипломатов в экстремальной ситуации) в Багдаде в последние дни существования диктатуры Саддама Хуссейна. Тогда они должны были обеспечить неприкосновенность (изъять или уничтожить) определенной документации, военной техники и всего остального, что, по мнению Москвы, не должно было попасть в руки американцев.
Добавим, что 24 мая вице-премьер России Дмитрий Рогозин, находящийся с визитом в Дамаске, опубликовал в соцсетях фотографию с бойцами группы СВР «Заслон» (позже фото было удалено).
По сведениям из открытых источников известно, что «Заслон» — спецназ службы внешней разведки (штат — около 300 человек). Подразделение создано в 1998 году. Бойцы группы «Заслон» работают в режиме круглосуточного дежурства. Исходя из информации СМИ группа «Заслон» обеспечивает силовую поддержку разведывательных операций за рубежом, при этом разведчики имеют право не согласовывать свои планы с другими силовыми министерствами. «Заслон» принимал участие в операциях, проводимых в Иране и Ираке.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, полковник запаса Семен Багдасаров говорит, что система тоннелей широко использовалась в войнах в Палестине и Ливане.
— Система подземных коммуникаций в войнах — неотъемлемый элемент боевых действий. Вспомним хотя бы какую головную боль причиняла нашим солдатам система водостока и дренажа в Афганистане.
Но те тоннели, о которых мы ведем речь, зачастую создаются преднамеренно на том или ином направлении. Как правило, они вырываются на большие расстояния, хорошо укрепляются. Грунт там достаточно мягкий, глинистый и не осыпается. Возможно, рытье осуществляется с помощью отбойных молотков. Вспомним, как палестинцы в секторе Газа проложили туннель в несколько сот метров под израильский блокпост и взрывом 170-кг заряда тротила уничтожили его.
В общем, в боевых действиях тоннели можно довольно эффективно использовать, особенно в условиях городского боя. Но сирийцы также хорошо знают систему подземных коммуникаций, поэтому наверняка учитывают этот момент при планировании операций и оказывают какое-то противодействие.
Что касается тактики боевых действий, то вести бой непосредственно под землей — крайне опасно, даже имея на вооружении современные средства ночного видения
Что же касается использования наших подразделений в Сирии, то это довольно закрытая тема, по которой могу сказать только одно — лично я выступаю сторонником использования нашего спецназа для ликвидации выходцев из России, которые воюют на стороне тех или иных радикальных группировок.
Вашингтон пытается в Сирии перехватить инициативу
Сирийский журналист-международник Аббас Джума замечает: система тоннелей существует не только под Дамаском, но и на сирийско-иракской и сирийско-турецкой границах.
— В частности, с территории Турции исламисты получали и, надо думать, продолжают получать, провиант, боеприпасы и живую силу в том числе и таким путем. Сирийская армия предпринимала какие-то меры, обрушивали тоннели и входы в них. Но это не значит, что все без исключения тоннели были прорыты искусственным путем. Например, известно, что вдоль Ливанских гор со стороны Сирии есть несколько провалов, которые образовались в результате разрушения свода при землетрясениях.
Что же касается использования наших спецподразделений СВР или ГРУ, то, понятно, что есть официальные заявления руководства РФ о том, что наземной операции не будет. Но ведь в этом случае под наземной операцией имеются в виду войсковые операции с привлечением обычных ВС, а значит — контрактников и солдат-срочников. Спецназ — совсем другое дело, это, так сказать, хирургический инструмент, который используется скрытно, в том числе для выполнения деликатных операций.
Сейчас в Сирии много молодежи, которая, как говорится, еще пороха не нюхала. И здесь как раз российские специалисты могли бы (если уже этого не делают) выступить в качестве инструкторов, а в отдельных случаях координировать операции на местах, поскольку зачастую огонь там ведется на ближних дистанциях.
Первый вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин, полковник ВВС запаса (в октябре 1973 года, во время войны с Израилем, был командирован в Сирию в качестве советника) полагает, что систему подземных тоннелей исламисты в основном используют для складирования взрывчатых веществ, боеприпасов.
— В условиях городского боя тоннели — это своеобразные крытые окопы, которые могут эффективно использоваться. Но тут вопрос в другом. Для того, чтобы вырыть новые ходы и, нужно довольно продолжительное время занимать ту или иную территорию. Возможно, что в каких-то населенных пунктах тоннели уже могут быть существовать. Скорее всего, под Дамаском боевики их только расширили.
По поводу публикации в Jane’s Intelligence Review мог сказать следующее: у страха глаза велики, сейчас Запад активно обеспокоен и нашим присутствием в регионе, и авиаударами, и применением крылатых ракет «Калибр». Поэтому подобных конспирологических версий мы услышим еще много. Обеспечение безопасности дипломатов и документации — это одно, но операции против боевиков — другое. Я не вижу необходимости применения нашего спецназа, даже если бойцы будут действовать в составе каких-то сирийских, иранских или ливанских формирований. Поймать выходцев из России, которые воюют на территории Ирака или Сирии, проще на границе, если они решат вернуться обратно. А их выявление на местах — задача агентуры.
Заведующий отделом проблем евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, подполковник запаса Владимир Евсеев полагает, что использовать подземные тоннели для проведения терактов боевикам будет проблематично, однако допускает участие российских спецназовцев в рейдовых операциях в Сирии.
— Все теракты, которые были в Дамаске, были проведены на улице. Я ни разу не слышал, чтобы для уничтожения каких-то объектов, в том числе гражданских, боевики использовали подземные сооружения. Ведь это довольно трудно осуществить на практике, поскольку для того, чтобы подорвать здание из-под земли, нужно иметь значительный запас взрывчатки. А доставка такого количества взрывчатого вещества по тоннелям — довольно сложное дело.
Поэтому, на мой взгляд, сирийцам стоит больше опасаться терактов по типу тех, которые были проведены 10 октября в Анкаре. Но здесь надо понимать, что хотя за последнее время население Дамаска увеличилось в два раза, однако на улице, как правило, людей мало и массовые мероприятия не проводятся. Я недавно ездил в Дамаск на конференцию, и сам видел, какие жесткие меры по охране предпринимает правительство.
Россия начала войну «шестого поколения». На такую же способны только США
Теперь что касается возможных операций российского спецназа. Я не исключаю, что уже проводятся локальные, рейдовые операции без организации обороны пункта и создания блокпостов, причем как спецслужбами, так и силами морской пехоты. Были факты, что такие рейдовые операции проводились в районе Алеппо. На мой взгляд, в сирийских условиях при взаимодействии с армией Асада и другими структурами проведение рейдовых операций возможно и вполне оправдано.
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.