Армии и войны / День в истории

Дальние бомбардировщики: атака с 10 тыс. метров

Самолет Петлякова оставался лучшим в мире до 1944 года, когда появился В-29

  
9132
Великая Отечественная война, 1944 год. Советские бомбардировщики
Великая Отечественная война, 1944 год. Советские бомбардировщики (Фото: Марк Редькин / ТАСС)

15 октября 1940 года совершил первый полет дальний бомбардировщик ОКБ Ильюшина ДБ-4. Он пришелся бы очень кстати во время Великой Отечественной. Однако война помешала запуску этой машины в серийное производство. Вместо него налеты на гитлеровскую Германию совершал его «младший брат» Ил-4, а также уникальный бомбардировщик Петлякова Пе-8.

Советские

В предвоенные годы ОКБ Ильюшина работало с огромной производительностью по части конструирования дальних бомбардировщиков. При этом базовой моделью стал выпущенный в 1936 году ДБ-3. Для своего времени это была очень достойная рекордная машина. В 1938 году на самолете был совершен беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток по трассе протяженностью более 7500 километров. И по скорости, которая равнялась 400 км/ч, он не уступал истребителям.

ОКБ, стремясь повысить летно-технические характеристики ДБ-3, проектировало целый ряд его модификаций с различными двигателями, компоновкой и вооружением. Всего за 4 года конструкторы довели до летных испытаний 8 модификаций, половина которых пошла в серию.

Самым мощным в этом ряду должен был стать ДБ-4, в котором предстояло заменить двигатель самолета ДБ-3Ф М-88 на М-89 с мощностью в 1300 л.с. против 1100 л.с. Что позволило бы довести скорость до 500 км/ч. 15 октября 1940 года прототип ДБ-4 совершил первый полет. Но в связи с тем, что затягивался серийный выпуск нового двигателя, на самолете был установлен еще более мощный двигатель — 1400-сильный АМ-37. Полеты продолжались до конца года. После чего проект был закрыт.

Тому было несколько причин. Во-первых, прошел государственные испытания и был рекомендован в серийное производство дальний бомбардировщик ОКБ Владимира Григорьевича Ермолаева Ер-2 (ДБ-240), который ВВС вполне устраивал. Правда, по боевой нагрузке на первых порах он не дотягивал до ДБ-4 и имел скорость ниже на 50 км/ч. У этой машины судьба складывалась непросто. В сентябре самолет сняли с производства. И опять наладили его выпуск в 1944 году после существенных доработок конструкции.

Во-вторых, небольшой коллектив ОКБ Ильюшина был перегружен работами по созданию бронированного штурмовика Ил-6 и по доводке и внедрению в производство штурмовика Ил-2 и дальнего бомбардировщика Ил-4 (другое название — ДБ-3Ф).

Самолет-бомбардировщик времен Великой Отечественной войны Ил-4 на открытой площадке ФГКУ Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Фото: Юрий Машков/ ТАСС)

Именно Ил-4 и стал главным советским тяжелым бомбардировщиком во время войны. Было построено 6800 этих машин, которые уже в июле 1941 года использовались в авианалетах на Берлин. Самолет, конечно, несколько уступал по характеристикам ДБ-4, но был нормальной полноценной синицей в руках, а не журавлем в небе.

Но с непростым норовом. Он был сложен в пилотировании, с его управлением справлялись и эффективно решали боевые задачи лишь хорошо подготовленные пилоты.

Конкурировал с Ил-4 четырехмоторный Пе-8 (другое название ТБ-7), созданный в ОКБ Туполева бригадой Владимира Михайловича Петлякова. Но конкурировал лишь по качеству, но не по числу выпущенных машин — 98 против 6800. Что было вызвано значительной разницей в стоимости производства.

Пе-8 во время войны был лучшим советским дальним бомбардировщиком. А по многим параметрам эта машина превосходила лучшие иностранные самолеты этого класса. Примерно того же класса был лишь британский бомбардировщик «Ланкастер». Правда, потом появился американский В-29 «Суперкрепость», который стал недосягаем по летным и эксплуатационным параметрам. Но произошло это почти в конце войны — в 1944 году. Воевавший же с первых дней войны «американец» В-24 не дотягивал до Пе-8 по боевой нагрузке и высотности.

На высоте четырехмоторный Пе-8 развивал скорость в 450 км/ч и при этом нес до 5000 кг бомбовой нагрузки. Имел потолок в 9500 метров, недоступный истребителям начала 40-х годов. И при этом обладал вполне эффективным защитным вооружением — двумя 20-мм пушками и четырьмя пулеметами, что позволяло бомбардировщику летать без истребителей прикрытия. Он имел дальность в 3600 км, которую при использовании ПТБ можно было довести до 6000 км. Имелся автопилот, что было в новинку для тех времен.

В общем, Пе-8 безраздельно господствовал в воздухе. Не случайно в 1942 году Молотов летал на нем в Лондон, не опасаясь ни зенитного огня, ни германских истребителей.

ЛТХ ДБ-4, Ил-4, Ер-2, Пе-8

Масса пустого самолета: 7560 кг — 6800 кг — 7070 кг — 19990 кг

Максимальная взлетная масса: 13000 кг — 10050 кг — 13500 кг — 35000 кг

Мощность двигателей: 2×1400 л.с. — 2×1100 л.с. — 2×1100 л.с. — 4×1350 л.с.

Максимальная скорость: 500 км/ч — 430 км/ч — 445 км/ч — 450 км/ч

Практическая дальность: 4000 км — 3800 км — 4100 км — 3600 км

Потолок: 10000 м — 8900 м — 7700 м — 9500 м

Бомбовая нагрузка: 3000 кг — 2500 кг — 1000 кг в начале войны и 5000 кг в конце — 5000 кг

Количество пушек: 0 — 0 — 0 — 2

Количество пулеметов: 4 — 3 — 3 — 4

Экипаж: 4 — 4 — 5 — 12

Количество построенных: 1 — 6800 — 462 — 93

Пе-8, 1945 год (Фото: wikimedia)

Союзники

США перед войной замахнулись на грандиозный супербомбардировщик Douglas В-19 с четырьмя двигателями по 2600 л.с. каждый. Нашпиговали его пулеметами и пушками. Самолет мог поднимать 16 тонн бомбовой нагрузки и лететь на расстояние в 12,5 тыс. километров. Но машина получилась жутко несбалансированной по части требований к ней ВВС. Бомбардировщик напоминал тяжеловоз, медленно (336 км/ч) тянущий громадную телегу. И потолок — 6700 метров — оставлял желать лучшего. Была построена всего одна машина. После чего стало понятно, что получившийся самолет был бы уместен в качестве транспортного самолета, но никак не бомбардировщика.

А вот Consolidated В-24 пришелся ко двору. Было выпущено 18 482 самолета, что является абсолютным рекордом для бомбардировщиков. К производству В-24 подключилось несколько компаний, их выпускали 7 заводов. Причем не только в США. По лицензии было налажено производство в Австралии и в Канаде. Компания-разработчик выпустила около 40 модификаций самолета как для ВВС, так и для ВМС США. Бомбардировщики также воевали в армиях 12 стран. По ленд-лизу в СССР был поставлен один В-24. Но эксплуатировались еще 30 — это были самолеты, совершившие вынужденную посадку в Европе, а затем восстановленные и переданные 45-й тяжелой авиадивизии.

Самолет был неоднозначным в эксплуатации. С одной стороны, у него были столь высокие летные качества, что он оказался эффективным истребителем. За время войны пилоты В-24 сбили более 2600 самолетов. С другой стороны, он был очень сложен в управлении, с которым не всегда могли справиться даже опытные летчики.

Как и всякая боевая машина, он имел свою ахиллесову пяту — она находилась в носовой части. Здесь были только три наводимых вручную пулемета. Бронезащита была недостаточной, и гибель стрелков стала обычным явлением. Погибали и пилоты. Некоторые летчики вручную устанавливали переносные бронеплиты перед критическими участками полета.

А вот авионика была на высоте. К ней относился и автопилот, и мощная радиостанция, и эффективный прицел для бомбометания.

Основной рабочей лошадкой бомбардировочного воздушного флота британских Королевских ВВС был Avro Lancaster, поступивший в части в 1942 году. Эти самолеты сбросили на неприятеля 75% от всех израсходованных страной во время войны бомб, что составило более 600 тыс. тонн.

Это была хорошо бронированная 4-х моторная машина, имевшая для обороны 8 пулеметов калибра 7,7 мм. Впечатляет его бомбовая нагрузка — 10 тонн. И это при том, что двигатели не обладали запредельной мощностью, она равнялась 1280 л.с. К недостаткам следует отнести низкую точность ночного бомбометания. В связи с чем командование, скрепя сердце, перевела «Ланкастеры» на дневной режим работы. Что способствовало возрастанию потерь от немецкой ПВО до 40%.

ЛТХ В-19, В-24, В-29 (все США) и Lancaster (Великобритания)

Масса пустого самолета: 37300 кг — 14800 кг — 32430 кг — 16600 кг

Максимальная взлетная масса: 75000 кг — 29000 кг — 63500 кг — 30800 кг

Мощность двигателей: 4×2600 л.с. — 4×1200 л.с. — 4×2200 л.с. — 4×1280 л.с.

Максимальная скорость: 336 км/ч — 470 км/ч — 600 км/ч — 450 км/ч

Практическая дальность: 12500 км — 3700 км — 6300 км — 4600 км

Потолок: 6700 м — 9700 м — 12000 м — 8160 м

Бомбовая нагрузка: 16500 кг — 3600 кг — 9000 кг — 10000 кг

Количество пушек: 2 — 0 — 0 — 0

Количество пулеметов: 11 — 10 — 12 — 8

Экипаж: 10 — 10 — 11 — 7

Количество построенных: 1 — 18482 — 3940 — 7377

Бомбардировщик Второй мировой войны Boeing B-29 (Фото: Zuma/ ТАСС)

Противники

Дальние бомбардировщики были далеко не самой сильной частью Люфтваффе. Это было связано с тем, что Министерство авиации ориентировалось, прежде всего, на скоростные истребители, штурмовики, фронтовые бомбардировщики и транспортные самолеты. Перед войной немцы полагали, что Америка во всемирной бойне принимать участия не станет, поэтому авиационные фирмы создавали бомбардировщики средней дальности. И лишь в конце 1941 года, когда США вступила в войну, фирма «Мессершмит» начала делать стратегический бомбардировщик Ме-264 с дальностью в 15000 км, способный доставить в Новый Свет 1800 кг бомб. Но, несмотря на полеты нескольких прототипов, довести самолет до серийного производства к 1945 году не удалось.

Воевавшие дальние бомбардировщики гитлеровской Германии — Focke-Wulf Fw.200 и Heinkel He.177 — не только подчистую проигрывали Ме.264, но и были не сбалансированы по четырем основным параметрам: скорости, дальности, потолку и боевой нагрузке.

Что же касается японской дальней авиации, то, несмотря на ее успешные действия против американских военных баз, сами бомбардировщики с точки зрения ЛТХ не выглядели грозным оружием. В данном случае успех определялся не качеством самолетов, а их количеством. Что в природе имеет аналог в виде пчелиного роя. Собственно, основные успехи бомбардировочной авиации Японии предопределила палубная авиация, размещенная на авианосцах — легкие бомбардировщики и штурмовики.

ЛТХ Ме.264, He.177, Fw.200 (все Германия), Mitsubishi Ki-67, Nakajima Ki-49 (все Япония)

Масса пустого самолета: 21150 кг — 16800 кг — 12960 кг — 8650 кг — 6530 кг

Максимальная взлетная масса: 56000 кг — 27225 кг — 22720 кг — 13760 кг — 11400 кг

Мощность двигателей: 4×1700 л.с. — 2×2950 л.с. — 4×1000 л.с. — 2×1900 л.с. — 2×1500 л.с.

Максимальная скорость: 560 км/ч — 485 км/ч — 360 км/ч — 537 км/ч — 492 км/ч

Практическая дальность: 15000 км — 3000 км — 3500 км — 3800 км — 3000 км

Потолок: 8000 м — 7000 м — 5800 м — 9500 м — 9300 м

Бомбовая нагрузка: 2000 кг — 2800 кг — 2100 кг — 1000 кг — 1000 кг

Количество пушек: 2 — 2 — 1 — 1 — 1

Количество пулеметов: 4 — 6 — 5 — 5 — 5

Экипаж: 9 — 6 — 4 — 8 — 8

Количество построенных: 4 — 1094 — 276 — 698 — 754

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня