Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Армии и войны / День в истории
15 октября 2015 12:02

Дальние бомбардировщики: атака с 10 тыс. метров

Самолет Петлякова оставался лучшим в мире до 1944 года, когда появился В-29

9535

15 октября 1940 года совершил первый полет дальний бомбардировщик ОКБ Ильюшина ДБ-4. Он пришелся бы очень кстати во время Великой Отечественной. Однако война помешала запуску этой машины в серийное производство. Вместо него налеты на гитлеровскую Германию совершал его «младший брат» Ил-4, а также уникальный бомбардировщик Петлякова Пе-8.

Советские

В предвоенные годы ОКБ Ильюшина работало с огромной производительностью по части конструирования дальних бомбардировщиков. При этом базовой моделью стал выпущенный в 1936 году ДБ-3. Для своего времени это была очень достойная рекордная машина. В 1938 году на самолете был совершен беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток по трассе протяженностью более 7500 километров. И по скорости, которая равнялась 400 км/ч, он не уступал истребителям.

ОКБ, стремясь повысить летно-технические характеристики ДБ-3, проектировало целый ряд его модификаций с различными двигателями, компоновкой и вооружением. Всего за 4 года конструкторы довели до летных испытаний 8 модификаций, половина которых пошла в серию.

Самым мощным в этом ряду должен был стать ДБ-4, в котором предстояло заменить двигатель самолета ДБ-3Ф М-88 на М-89 с мощностью в 1300 л.с. против 1100 л.с. Что позволило бы довести скорость до 500 км/ч. 15 октября 1940 года прототип ДБ-4 совершил первый полет. Но в связи с тем, что затягивался серийный выпуск нового двигателя, на самолете был установлен еще более мощный двигатель — 1400-сильный АМ-37. Полеты продолжались до конца года. После чего проект был закрыт.

Тому было несколько причин. Во-первых, прошел государственные испытания и был рекомендован в серийное производство дальний бомбардировщик ОКБ Владимира Григорьевича Ермолаева Ер-2 (ДБ-240), который ВВС вполне устраивал. Правда, по боевой нагрузке на первых порах он не дотягивал до ДБ-4 и имел скорость ниже на 50 км/ч. У этой машины судьба складывалась непросто. В сентябре самолет сняли с производства. И опять наладили его выпуск в 1944 году после существенных доработок конструкции.

Во-вторых, небольшой коллектив ОКБ Ильюшина был перегружен работами по созданию бронированного штурмовика Ил-6 и по доводке и внедрению в производство штурмовика Ил-2 и дальнего бомбардировщика Ил-4 (другое название — ДБ-3Ф).

Именно Ил-4 и стал главным советским тяжелым бомбардировщиком во время войны. Было построено 6800 этих машин, которые уже в июле 1941 года использовались в авианалетах на Берлин. Самолет, конечно, несколько уступал по характеристикам ДБ-4, но был нормальной полноценной синицей в руках, а не журавлем в небе.

Но с непростым норовом. Он был сложен в пилотировании, с его управлением справлялись и эффективно решали боевые задачи лишь хорошо подготовленные пилоты.

Конкурировал с Ил-4 четырехмоторный Пе-8 (другое название ТБ-7), созданный в ОКБ Туполева бригадой Владимира Михайловича Петлякова. Но конкурировал лишь по качеству, но не по числу выпущенных машин — 98 против 6800. Что было вызвано значительной разницей в стоимости производства.

Пе-8 во время войны был лучшим советским дальним бомбардировщиком. А по многим параметрам эта машина превосходила лучшие иностранные самолеты этого класса. Примерно того же класса был лишь британский бомбардировщик «Ланкастер». Правда, потом появился американский В-29 «Суперкрепость», который стал недосягаем по летным и эксплуатационным параметрам. Но произошло это почти в конце войны — в 1944 году. Воевавший же с первых дней войны «американец» В-24 не дотягивал до Пе-8 по боевой нагрузке и высотности.

На высоте четырехмоторный Пе-8 развивал скорость в 450 км/ч и при этом нес до 5000 кг бомбовой нагрузки. Имел потолок в 9500 метров, недоступный истребителям начала 40-х годов. И при этом обладал вполне эффективным защитным вооружением — двумя 20-мм пушками и четырьмя пулеметами, что позволяло бомбардировщику летать без истребителей прикрытия. Он имел дальность в 3600 км, которую при использовании ПТБ можно было довести до 6000 км. Имелся автопилот, что было в новинку для тех времен.

В общем, Пе-8 безраздельно господствовал в воздухе. Не случайно в 1942 году Молотов летал на нем в Лондон, не опасаясь ни зенитного огня, ни германских истребителей.

ЛТХ ДБ-4, Ил-4, Ер-2, Пе-8

Масса пустого самолета: 7560 кг — 6800 кг — 7070 кг — 19990 кг

Максимальная взлетная масса: 13000 кг — 10050 кг — 13500 кг — 35000 кг

Мощность двигателей: 2×1400 л.с. — 2×1100 л.с. — 2×1100 л.с. — 4×1350 л.с.

Максимальная скорость: 500 км/ч — 430 км/ч — 445 км/ч — 450 км/ч

Практическая дальность: 4000 км — 3800 км — 4100 км — 3600 км

Потолок: 10000 м — 8900 м — 7700 м — 9500 м

Бомбовая нагрузка: 3000 кг — 2500 кг — 1000 кг в начале войны и 5000 кг в конце — 5000 кг

Количество пушек: 0 — 0 — 0 — 2

Количество пулеметов: 4 — 3 — 3 — 4

Экипаж: 4 — 4 — 5 — 12

Количество построенных: 1 — 6800 — 462 — 93

Союзники

США перед войной замахнулись на грандиозный супербомбардировщик Douglas В-19 с четырьмя двигателями по 2600 л.с. каждый. Нашпиговали его пулеметами и пушками. Самолет мог поднимать 16 тонн бомбовой нагрузки и лететь на расстояние в 12,5 тыс. километров. Но машина получилась жутко несбалансированной по части требований к ней ВВС. Бомбардировщик напоминал тяжеловоз, медленно (336 км/ч) тянущий громадную телегу. И потолок — 6700 метров — оставлял желать лучшего. Была построена всего одна машина. После чего стало понятно, что получившийся самолет был бы уместен в качестве транспортного самолета, но никак не бомбардировщика.

А вот Consolidated В-24 пришелся ко двору. Было выпущено 18 482 самолета, что является абсолютным рекордом для бомбардировщиков. К производству В-24 подключилось несколько компаний, их выпускали 7 заводов. Причем не только в США. По лицензии было налажено производство в Австралии и в Канаде. Компания-разработчик выпустила около 40 модификаций самолета как для ВВС, так и для ВМС США. Бомбардировщики также воевали в армиях 12 стран. По ленд-лизу в СССР был поставлен один В-24. Но эксплуатировались еще 30 — это были самолеты, совершившие вынужденную посадку в Европе, а затем восстановленные и переданные 45-й тяжелой авиадивизии.

Самолет был неоднозначным в эксплуатации. С одной стороны, у него были столь высокие летные качества, что он оказался эффективным истребителем. За время войны пилоты В-24 сбили более 2600 самолетов. С другой стороны, он был очень сложен в управлении, с которым не всегда могли справиться даже опытные летчики.

Как и всякая боевая машина, он имел свою ахиллесову пяту — она находилась в носовой части. Здесь были только три наводимых вручную пулемета. Бронезащита была недостаточной, и гибель стрелков стала обычным явлением. Погибали и пилоты. Некоторые летчики вручную устанавливали переносные бронеплиты перед критическими участками полета.

А вот авионика была на высоте. К ней относился и автопилот, и мощная радиостанция, и эффективный прицел для бомбометания.

Основной рабочей лошадкой бомбардировочного воздушного флота британских Королевских ВВС был Avro Lancaster, поступивший в части в 1942 году. Эти самолеты сбросили на неприятеля 75% от всех израсходованных страной во время войны бомб, что составило более 600 тыс. тонн.

Это была хорошо бронированная 4-х моторная машина, имевшая для обороны 8 пулеметов калибра 7,7 мм. Впечатляет его бомбовая нагрузка — 10 тонн. И это при том, что двигатели не обладали запредельной мощностью, она равнялась 1280 л.с. К недостаткам следует отнести низкую точность ночного бомбометания. В связи с чем командование, скрепя сердце, перевела «Ланкастеры» на дневной режим работы. Что способствовало возрастанию потерь от немецкой ПВО до 40%.

ЛТХ В-19, В-24, В-29 (все США) и Lancaster (Великобритания)

Масса пустого самолета: 37300 кг — 14800 кг — 32430 кг — 16600 кг

Максимальная взлетная масса: 75000 кг — 29000 кг — 63500 кг — 30800 кг

Мощность двигателей: 4×2600 л.с. — 4×1200 л.с. — 4×2200 л.с. — 4×1280 л.с.

Максимальная скорость: 336 км/ч — 470 км/ч — 600 км/ч — 450 км/ч

Практическая дальность: 12500 км — 3700 км — 6300 км — 4600 км

Потолок: 6700 м — 9700 м — 12000 м — 8160 м

Бомбовая нагрузка: 16500 кг — 3600 кг — 9000 кг — 10000 кг

Количество пушек: 2 — 0 — 0 — 0

Количество пулеметов: 11 — 10 — 12 — 8

Экипаж: 10 — 10 — 11 — 7

Количество построенных: 1 — 18482 — 3940 — 7377

Противники

Дальние бомбардировщики были далеко не самой сильной частью Люфтваффе. Это было связано с тем, что Министерство авиации ориентировалось, прежде всего, на скоростные истребители, штурмовики, фронтовые бомбардировщики и транспортные самолеты. Перед войной немцы полагали, что Америка во всемирной бойне принимать участия не станет, поэтому авиационные фирмы создавали бомбардировщики средней дальности. И лишь в конце 1941 года, когда США вступила в войну, фирма «Мессершмит» начала делать стратегический бомбардировщик Ме-264 с дальностью в 15000 км, способный доставить в Новый Свет 1800 кг бомб. Но, несмотря на полеты нескольких прототипов, довести самолет до серийного производства к 1945 году не удалось.

Воевавшие дальние бомбардировщики гитлеровской Германии — Focke-Wulf Fw.200 и Heinkel He.177 — не только подчистую проигрывали Ме.264, но и были не сбалансированы по четырем основным параметрам: скорости, дальности, потолку и боевой нагрузке.

Что же касается японской дальней авиации, то, несмотря на ее успешные действия против американских военных баз, сами бомбардировщики с точки зрения ЛТХ не выглядели грозным оружием. В данном случае успех определялся не качеством самолетов, а их количеством. Что в природе имеет аналог в виде пчелиного роя. Собственно, основные успехи бомбардировочной авиации Японии предопределила палубная авиация, размещенная на авианосцах — легкие бомбардировщики и штурмовики.

ЛТХ Ме.264, He.177, Fw.200 (все Германия), Mitsubishi Ki-67, Nakajima Ki-49 (все Япония)

Масса пустого самолета: 21150 кг — 16800 кг — 12960 кг — 8650 кг — 6530 кг

Максимальная взлетная масса: 56000 кг — 27225 кг — 22720 кг — 13760 кг — 11400 кг

Мощность двигателей: 4×1700 л.с. — 2×2950 л.с. — 4×1000 л.с. — 2×1900 л.с. — 2×1500 л.с.

Максимальная скорость: 560 км/ч — 485 км/ч — 360 км/ч — 537 км/ч — 492 км/ч

Практическая дальность: 15000 км — 3000 км — 3500 км — 3800 км — 3000 км

Потолок: 8000 м — 7000 м — 5800 м — 9500 м — 9300 м

Бомбовая нагрузка: 2000 кг — 2800 кг — 2100 кг — 1000 кг — 1000 кг

Количество пушек: 2 — 2 — 1 — 1 — 1

Количество пулеметов: 4 — 6 — 5 — 5 — 5

Экипаж: 9 — 6 — 4 — 8 — 8

Количество построенных: 4 — 1094 — 276 — 698 — 754

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вадим Трухачёв

Политолог

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня