Почему фигура сирийского президента имеет ключевое значение в конфликте
Отношения России и Запада, какими бы сложными они не были в настоящий период, не перейдут в военную плоскость. Такое мнение в интервью «Российской газете» высказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Разговор состоялся в загородной резиденции главы правительства накануне юбилея издания, отметившего 11 ноября свое двадцатипятилетние. В нем был затронут целый ряд актуальных вопросов, остро стоящих сегодня в повестке дня. И один из них: возможно ли развитие конфликта между Западом и Россией по «горячему сценарию».
Ну, действительно, все чаще приходится слышать, что мир стоит на грани Третьем мировой войны. При этом ужасы и уроки Второй мировой многие стали забывать. А то и намеренно приуменьшать масштабы пережитой тогда человечеством катастрофы.
Так вот, Медведев признал, что отношения России с целом рядом западных стран «сейчас далеки от идеальных». Но военный сценарий — даже гипотетически — он допускать не стал. Объяснив это тем, что «любой лидер государства прекрасно осознает ответственность за подобные решения».
Но так ли это на самом деле? Не слишком ли это «расслабленная» оценка? Можно ли, действительно, быть уверенными в том, что все мировые лидеры способны осознать последствия своих действий?
Вопрос — не праздный. Поскольку иногда возникают сомнения вообще в адекватности некоторых руководителей. Особенно, когда они начинают нагнетать градус «российской угрозы».
Почему фигура сирийского президента имеет ключевое значение в конфликте
Это же «кисель мозга» какой-то, когда главнокомандующий ВС США в Европе генерал Бен Ходжес приезжает в Варшаву и начинает стращать поляков тем, что Россия является главной угрозой для их безопасности. Что Россия — тот же ИГИЛ*. То есть, мы, если верить американскому генералу, «режем головы, убиваем детей и уничтожаем памятники истории».
Интересно, американский генерал сам верит в то, что говорит? Или изрыгает эти «словесные помои» непроизвольно?
Или что, например, хотела доказать Эстония, выпустившая для эстонских детей глобус, на котором нет России? Что «карлики» тоже бывают смелыми?
Но дело даже в другом: ограничатся ли эти представители «великой западной цивилизации» мелкими пакостями и воинственной риторикой? Или все же попробуют перейти черту?
— Нет, не думаю. И мне не кажется оценка ситуации премьером «расслабленной», — признает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — Просто он прекрасно осознает, что в любой западной стране при принятии какого-то решения, прежде всего, просчитываются всегда все риски. И столкновение с Россией невозможно для них даже гипотетически по одной причине — у России есть мощный ядерный щит. Кто с этим будет спорить? Это главный аргумент.
Да, безусловно, если бы этого не было, то, наверное, и России уже давно не было. Потому что Запад приложил бы все усилия, чтобы наша страна распалась окончательно на массу мелких «княжеств», которыми потом можно было легко управлять.
Но есть ядерный щит. Есть прекрасные вооруженные силы, которые становятся год от года все боеспособнее. Запад прекрасно видит (а там умеют оценивать такие вещи), что наша военная реформа — это не фейк. И что российская армия сегодня, это лучшие вооруженные силы в Европе, там тоже уже поняли.
Если говорить о мире, то есть паритет с США и Китаем по разным моментам — у кого-то что-то больше, у кого-то что-то сильнее. Но в целом мы держим паритет.
Опасны другие страны. Такие, как Саудовская Аравия, например. Или Пакистан.
«СП»: — В каком смысле опасны?
— В Пакистане нестабильная ситуация постоянно, а там есть ядерное оружие. Американцы считают Пакистан своим союзником и не хотят менять ситуацию. Или возьмите Саудовскую Аравию, которая спонсирует всевозможные террористические группировки по всему миру. Но при этом она тоже союзник Соединенных Штатов.
«СП»: — Зачем тогда Саудовская Аравия хочет купить у нас на десять миллиардов долларов оружия?
— Игры все это. Я не верю, что саудиты когда-нибудь купят у нас оружие. И, честно говоря, они уже надоели со своим подходцем. Каждый раз, когда они хотят (давайте выражаться точно) «обуть» Россию, обмануть, они предлагают сделать у нас огромные закупки вооружения. Только все обычно остается на уровне намерений. Потому что главный поставщик оружия для них США. И я не думаю, что американцы готовы согласиться на какие-то новые условия.
«СП»: — Тем не менее, вы считаете, что премьер прав, когда говорит, что в 21 веке войны между Россией и Западом не будет?
— Войны «горячей» не будет. На Западе — повторюсь — прекрасно осознают силу и мощь российского оружие, российской армии и российского ядерного щита.
Другое дело, попытаться уничтожить Россию с помощью «мягкой силы». Это они будут делать, однозначно. Тут как раз главное оружие антироссийская риторика, чтобы простых европейцев настраивать против России. И, конечно, информационная война, которая сейчас ведется против нас. Ну, и все эти «цветные революции»…
Правда, весь мир уже убедился, чего стоят эти «цветные революции». В какой хаос погрузилась Ливия! В такой же хаос погрузился бы Египет, если бы военные вовремя не взялись за дело и не скинули всех этих «братьев мусульман». А что происходит в Сирии? Во что превратился Ирак? Это уже не существующая страна фактически. Что случилось с Украиной? Вот цена всех этих «цветных революций».
Да и люди в мире понимают, американцам совершенно наплевать на то, что будет со страной. Важно выполнить ту установку, которая по поводу этой страны родилась в недрах неоконсервативного сообщества, которое фактически управляет внешней политикой Соединенных Штатов. Не Обама управляет и не его администрация. А управляет всем сообщество из «неоконов», которые по любому поводу говорят: «У вас нет демократии — мы идем к вам».
Второй момент: США должны быть гегемоном. И главная их задача, любой ценой удержать Штаты на этой позиции.
Но мир-то изменился уже — все. И это уже невозможно.
Латвия, Литва и Эстония объединились, чтобы получить сотни миллиардов от РФ
Знаете, были ведь гораздо более отчаянные периоды в российской истории после 1991 года. Когда могли на нас напасть, и мы были гораздо слабее. Но нас же не трогали. Потому что у нас все равно был ядерный щит.
При всей синусоиде российского политического процесса — деньги на армию то были, то их не было. Но на ядерное оружие они были всегда. При всех самых тяжелых ситуациях. Потому что прекрасно понимали, что это единственное, что удерживает США и их союзников от желания перекроить карту мира за счет России.
Бывший депутат Госдумы РФ, политик и военный эксперт Виктор Алкснис, скорее, пессимистичен в своих прогнозах:
— Наш премьер, я бы сказал, слегка лакирует действительность. И в чем-то уподобляется страусу, который, видя угрозу, засовывает голову в песок. Я лично считаю, что Запад реально готовится к войне с Россией.
«СП»: — На чем основывается ваше мнение?
— У Запада, как я могу судить, появилась уверенность, что он может нейтрализовать российский ядерный потенциал с помощью противоракетной обороны, развертываемой сегодня американцами в Европе. Да, она пока находится в начальной стадии. Но технологии не стоят на месте. И рано или поздно им удастся создать боеспособную систему глобальной противоракетной обороны. И вот тогда они будут готовы к нанесению удара по России.
Единственный наш гарант ненападения, это наш ядерный потенциал. Но я так понимаю, что Запад поставил перед собой долгосрочную задачу — нейтрализовать российский ядерный потенциал с помощью систем ПРО. И нанести первый обезоруживающий удар. Причем, нанести его обычными средствами поражения, не применяя ядерное оружие. Тысячами крылатых ракет, которые нанесут непоправимый урон. Ведь не спроста Запад уже даже посчитал, что им достаточно вывести тридцать-сорок стратегических объектов на территории России, и Россия вынуждена будет капитулировать. Причем, объектов не военных, а экономических — ключевые предприятия, без которых мы существовать не можем. И Запад к этому готовится.
«СП»: — Судя по недавним заявлениям главы Пентагона Эштона Картера, вы недалеки от истины…
— Помимо неприкрытых угроз в адрес России, там еще министр обороны США упомянул о том, что в Штатах разрабатываются новые виды оружия, про которые, как он выразился, «я не хочу даже сейчас говорить». Но очевидно, что это виды оружия, основанные на новых физических принципах. И вот это тоже мне внушает беспокойство. Поскольку Бисмарк в свое время сказал: «Меня не интересуют намерения моих врагов. Меня интересуют их возможности».
К сожалению, РФ сегодня значительно уступает в технологиях странам Запада, в первую очередь, США. А современная наука, я думаю, позволяет создать какие-то новые виды оружия. Причем, сравнимые с ядерным. И Запад усиленно сейчас над этим работает. В надежде, что он эти виды оружия сумеет освоить и, в конечном счете, применить против России. Поскольку Россия сегодня реально становится главным препятствием на пути Запада, и прежде всего США, к мировому господству.
«СП»: — Но это же самоубийство. Тем более что сами американские военные эксперты говорят, что Россия единственная страна в мире, которая может уничтожить США. И само собой мы не будем сидеть, сложа руки, и ждать, когда нас «упредят»?
— Вы исходите из реалий двадцатипятилетней давности. Тогда еще был Советский Союз. Помню, в то время меня пригласили в одно конструкторское бюро, занимавшееся разработкой нашей системы ПРО. И там ведущие ученые говорили, что нельзя создать надежную систему противоракетной обороны, если количество боеголовок в старте (т.е. которые запущены по территории) превышает три тысячи. И на тот период у нас их было больше. И никакая система противоракетной обороны ничего бы не смогла сделать. Но это было четверть века назад.
Сегодня их у нас практически вдвое меньше. Мы перешли тот порог за счет необдуманного сокращения, которое проводилось и Горбачёвым, и Ельциным. И в результате мы находимся сегодня в весьма уязвимой ситуации.
Почему британские власти хотят поставить Россию в один ряд с террористами ИГИЛ
И если вы думаете, что американцы вбухивают в развитие ПРО огромные деньги просто от нечего делать, то уверяю — это не так. У них появилась реальная перспектива, что они сумеют создать надежную систему противоракетной обороны, которая способна будет гарантировать перехват подавляющего большинства российских ядерных и стратегических ракет. И они не допустят, тем самым, нанесения неприемлемого ядерного ущерба для США и их союзников. И даже если на союзников они наплюют, то про себя-любимых будут помнить всегда.
Да, это задача не сегодняшнего дня. Им потребуется еще довольно много времени, чтобы довести это все и развернуть. Но я уверен, что они по этому пути пойдут.
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.