Военная техника сложна. И какой бы надежной ее ни пытались сконструировать и изготовить, без аварий дело не обходится. К наиболее опасным, несомненно, относятся инциденты с ядерным оружием. Их долгое время скрывают. Но периодически, по причине истечения срока секретности, Пентагон рассказывает о ЧП из далекого прошлого.
К настоящему моменту нам известно о 700 инцидентах с 1250 американскими ядерными боеприпасами различных типов. Они произошли в период с 1950 по 1968 год. В 32 авариях фигурирует стратегическое оружие мощностью от мегатонны и выше. 5 случаев с большой долей вероятности могли привести к ядерным взрывам.
Первый случай, который мог привести к тотальной катастрофе, датирован 13 июля 1950 года, когда бомбардировщик В-50 с ядерной бомбой на борту, взлетевший с авиабазы «Биггс» в штате Огайо, направлялся на выполнение учебного задания. Неподалеку от аэродрома самолет потерял управление и упал. Погибли 16 членов экипажа. Неизрасходованное топливо на земле загорелось, в огне оказалась бомба. Ядерный заряд не сработал. Но в результате разрушения и частичного расплавления боеголовки возникло сильное радиоактивное заражение.
22 мая 1957 года бомбардировщик В-36 доставлял термоядерную бомбу мощностью 10 мегатонн с базы «Биггс» на базу «Киртлэнд» в Нью-Мексико. При подлете к базе самолет случайно «уронил» бомбу. И она упала в 500 метрах от склада ядерного оружия. Взрыва, к счастью, не произошло. Но сдетонировало взрывчатое вещество, тротил, являющееся компонентом бомбы. В результате падения бомбы образовалась воронка глубиной 4 метра и диаметром 8 метров.
Еще один инцидент, который можно бы назвать «прямым попаданием», произошел на американской базе в Лакенхит, расположенной в Великобритании. 27 июля 1956 года бомбардировщик В-47 упал на хранилище ядерных бомб, на которые были установлены три боеголовки. Хранилище было разрушено, произошел взрыв топлива в баках упавшего бомбардировщика, вспыхнул пожар. Один из саперов, работавших на месте происшествия, указал в отчете, что на одной из бомб в момент падения B-47 были установлены детонаторы, и она чудом не взорвалась. Генерал военно-воздушных сил США заявил, что в результате этого инцидента часть Восточной Англии могла бы превратиться в пустыню.
23 января 1961 года бомбардировщик В-52 совершал полет, отрабатывая тактику действий стратегической авиации при объявлении повышенной боеготовности. Ему предстояло произвести дозаправку в воздухе в районе города Голдсборо в Северной Каролине. После стыковки с топливозаправщиком командир В-52 обнаружил утечку керосина из топливного бака правой консоли крыла.
Операция дозаправки была экстренно прервана. Но утечка топлива продолжалась с угрожающей скоростью — за 3 минуты бомбардировщик потерял 17 тонн горючего. Командир получил приказ заходить на посадку на ближайшем от Голдсборо аэродроме.
Катастрофический сюжет развивался стремительно. При снижении бомбардировщик начал разрушаться. Часть экипажа покинула самолет, двое не смогли этого сделать.
«Покинули самолет» и две термоядерные бомбы Mark 39 мощностью 3,8 мегатонны. Одна на высоте 3000 метров, вторая на 600 метрах. Первая в целости и сохранности опустилась на парашюте, вторая в свободном падении глубоко зарылась в болотистую почву. Удалось извлечь из грунта лишь несколько фрагментов второй бомбы. Чтобы не возник скандал по поводу радиоактивного заражения местности, инженерные войска выкупили участок, на котором «упокоился» плутониевый заряд.
При обследовании уцелевшей бомбы, военные впали в ступор. Бомба имела датчик давления, который подрывал плутониевый заряд при ее снижении до определенной высотной границы. Для того чтобы разблокировать цепь подрыва, необходимо было отключить четыре последовательно установленные предохранителя. Это делал пилот перед боевым сбросом бомбы.
Выяснилось, что у спустившейся на парашюте бомбы были отключены три предохранителя. И лишь один единственный, оказавшийся неповрежденным, предотвратил термоядерный взрыв. По оценке военных, в случае срабатывания ядерного заряда под радиационное поражение попала бы большая часть Восточного побережья США, включая Вашингтон, Балтимор, Филадельфию и Нью-Йорк.
Дорогие подарки дяди Сэма
Большой риск от полетов американских военных самолетов с ядерными бомбами на борту выпадает не только на долю американцев. Испанцы уже почти полвека вспоминают с содроганием 17 января 1966 года. В этот день топливозаправщик КС-135А со 110 тоннами керосина на борту вылетел с базы НАТО в Севилье для того, чтобы дозаправить находившийся на боевом патрулировании стратегический бомбардировщик В-52, вооруженный четырьмя полуторамегатонными термоядерными бомбами.
За штурвалом В-52 уже почти 12 часов находился капитан Чарльз Вендорф. Топливозаправщиком управляла майор Эмиль Чапли.
В 10 часов 11 минут Чапли запустила процедуру выпуска заправочного шланга. И в этот момент обнаружила, что сближение происходит слишком быстро. Но успела передать на борт бомбардировщика лишь несколько слов об опасном маневре. После чего самолеты столкнулись. Произошел взрыв. Обломки двух самолетов позже собирали на территории в 40 кв.км. Однако за несколько секунд до взрыва командир В-52 привел в действие механизм аварийного сброса ядерных бомб.
Одна бомба благополучно спустилась на парашюте неподалеку от рыбачьего поселка Паломарес в Андалусии. Другая, также на парашюте, упала в море и затонула. В ее поисках принимала участие эскадра из 34 кораблей ВМС США, были использованы глубоководные аппараты. Через три месяца бомбу с огромным трудом удалось поднять с глубины 800 метров.
Две бомбы при ударе о землю при свободном падении разрушились. Характер разрушения был таков, что была реальная вероятность термоядерного взрыва.
Подрыв термоядерной бомбы с плутониевым запалом отличается от срабатывания бомбы с урановым запалом. В ней две половинки плутония сжимаются для достижения критической массы при помощи имползивного взрыва, направленного сферически к центру. При этом два заряда обычного взрывчатого вещества, организующие имплозию, должны подорваться синхронно. После чего идет термоядерная реакция. В Паломаресе же взрывы этих двух зарядов были смещены друг относительно друга по времени. Поэтому Андалусия уцелела.
Однако из разрушенных корпусов в атмосферу выбросились два облака распыленного плутония, обладавшие чудовищной радиоактивностью. Одна бомба разрушилась в двух километрах от поселка, вторая рядом с домом одного из рыбаков.
В результате радиоактивному заражению подверглись 230 гектаров. Американские военные три месяца проводили дезактивацию территории, срезая верхний слой почвы и вывозя ее в бочках, помеченных знаком «Осторожно, радиация!». Несмотря на это 2 гектара до сих пор считаются опасными для нахождения, туда закрыт доступ людей.
К счастью, никто из местных жителей не погиб. О том, какие дозы радиации они получили, Пентагон умалчивает. Однако США пришлось раскошелиться. Правда, совсем по минимуму: 536 испанцам было выплачено всего лишь 711 тыс. долларов. Вопрос о жульнических выплатах до сих пор пытается поставить перед американским правительство испанское. Однако его голос за океаном не слышен.
У американцев есть прекрасная отговорка. Летом того же самого 1966 года, демонстрируя безопасность для организма прибрежных вод, в море перед десятками теле- и фотокамер вместе с американским послом Ангьером Дюком плавал министр информации и туризма Испании Мануэль Фрага. Дескать, так чего ж вам еще надо?