Исламские радикалы с АК-47 побеждают коммандос, вооруженных ненадежными «пушками»
Глобальный надзор
В середине 50-х годов две ядерные державы начали создавать системы противоракетной обороны. Ее неотъемлемой частью стала система предупреждения о ракетном нападении (СПНР), которая должна передавать на командные пункты ПРО данные о запуске вероятным противником баллистических ракет.
На первых порах СПНР представляла собой сеть мощных РЛС, круглосуточно отслеживавшую приближавшиеся к защищаемой территории в определенном скоростном диапазоне летательные аппараты. Существуют РЛС двух типов. Надгоризонтные имеют ограниченную дальность обнаружения целей. Загоризонтные способны «видеть» дальше за счет использования эффекта отражения радиоволн от ионосферы. Но и их дальность в СПНР первого поколения не превышала 3 тыс. километров, что соответствовало 10−15-минутному времени подлета баллистической ракеты. Впоследствии появились загоризонтные РЛС следующих поколений, в которых была увеличена дальность обзора, помехозащищенность и улучшена точность измерений.
В конце 70-х годов возможности СПНР были существенно расширены за счет включения в нее спутниковой сети обнаружения ракетных стартов, которая получила название «Око». К 1987 году сеть состояла из 9 спутников, вращавшихся на высокоэллиптических орбитах, и одного, зависшего над США, на геостационарной.
Система «Око» имела существенный недостаток: она фиксировала запуски, произведенные только с территории США. А между тем главные стратегические ядерные силы Америки базируются на подводных лодках. В связи с чем в 1991 году на орбиту начали выводить спутники нового поколения — «Око-1». Они не только охватывали всевидящим оком всю поверхность земного шара, но и были способны определять азимут стартовавших ракет.
Исламские радикалы с АК-47 побеждают коммандос, вооруженных ненадежными «пушками»
Однако эта система в силу ряда причин — технических и экономических — прекратила свое существование. Последний спутник перестал подавать признаки жизни в январе этого года. После чего в составе СПНР остались лишь радиолокационные станции.
«Тундра» в космосе
Спутниковая система начала оживать на прошлой неделе. 17 ноября ракетой «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат», стартовавшей с Плесецкого космодрома, на орбиту был выведен военный спутник нового поколения 14Ф142 «Тундра». С него началось строительство Единой космической системы (ЕКС). В 2018 году сеть из 10 спутников, входящих в состав ВКС, будет полностью развернута. Но уже и первый спутник, находящейся на высокоэллиптической орбите, начал дежурство в тестовом режиме.
ЕКС обладает повышенными возможностями по сравнению с системой «Око-1». Спутники нового типа, оснащенные более совершенными инфракрасными приемниками излучения от стартующих ракет, способны определять не только момент пуска и азимут, но и траекторию полета МБР и вероятную зону ожидаемого удара. Более того, будет производиться идентификация стартов не только МБР, но и оперативно-тактических и даже тактических крылатых ракет.
ЕКС будет доверена и еще одна важнейшая функция, которой предыдущие спутниковые системы оповещения не имели. Она способна не только передавать в Центральный командный пункт получаемые и обрабатываемые на бортовом компьютере данные, но и посылать команды на нанесение ответного ракетно-ядерного удара.
На спутнике 14Ф142, как и на КА серии «Око-1», установлен солнечный фильтр. Его отсутствие на аппаратах «Око» чуть не стало причиной ядерной войны. Ночью 26 сентября 1983 года на Центральный командный пункт поступил сигнал об одновременном запуске с территории США трех МБР. Дежуривший в эту смену подполковник Станислав Евграфович Петров, проанализировав ситуацию, понял, что это ложный сигнал. И не стал передавать информацию о «ядерном нападении» дальше — руководству страны. В результате расследования инцидента выяснилось, что спутник принял за факел реактивного двигателя отраженные от высотных облаков солнечные лучи.
О новой разработке стало известно еще в 2008 году, когда было объявлено, что запуск спутника нового поколения намечен на 2009 год. Тогда система «Око-1» еще продолжала пополняться новыми спутниками. Последний из них был запущен совсем недавно — в 2012 году. Однако из-за технических неполадок проработал всего лишь два года.
В 2009 году запуск «Тундры» сдвинули на 2 года. И совсем уж «точно» он должен был появиться на орбите в прошлом году. В связи с чем Минобороны позапрошлым летом провело что-то типа предварительной презентации изделия 14Ф142. Разработчики объясняют причину такого «долгостроя» тем, что заказчик, т.е. Войска космической обороны, постоянно менял технические требования к спутнику.
В Министерстве обороны создание ЕКС рассматривают как противовес развертываемой американцами в Европе системе ПРО, как эффективный ассиметричный ответ, способный нейтрализовать попытки дестабилизировать ситуацию.
При этом следует учитывать, что ЕКС — это, строго говоря, не только сеть спутников предупреждения о ракетном нападении. Это универсальная платформа, на которой будет базироваться большинство космических аппаратов военного и двойного назначения. Сюда относятся и спутники оптико-электронной, радиолокационной и радиотехнической разведки, спутники военной системы связи и другие. Все это будет объединено единым управлением и единой системой обработки данных. Эта структура в полном объеме будет создана к 2020 году.
И на земле, и в космосе
Необходимо сказать, что период от отказа последнего спутника системы «Око-1» до частичного развертывания ЕКС в объеме четырех спутников, которое следует ожидать уже в следующем году, не является катастрофическим для обороноспособности страны. Как утверждают военные, без космического эшелона СПНР способна зафиксировать запуск МБР в любой точке земного шара всего лишь на минуту позже, чем это сделал бы спутниковый компонент.
В этом случае вся ответственность за обнаружение пусков МБР возлагается на наземную составляющую СПНР — сеть РЛС дальнего обнаружения. Их два типа — метрового диапазона и дециметрового. У первых больше дальность обнаружения ракет, но меньше точность определения параметра объектов и их траекторий. У вторых — наоборот: при более высокой точности меньшая дистанция обзора. Сравнительно недавно начали внедряться РЛС и сантиметрового диапазона.
Если космическая составляющая СПНР наиболее пострадала уже в этом десятилетии, то наземная пережила тяжелые времена в период распада СССР. Часть станций пришлось закрыть в связи с непримиримой позицией правительств ряда постсоветских государств, решивших поскорее очутиться в ЕС и в НАТО. Пришлось строить новые станции, что является очень недешевым удовольствием. Стоимость одной РЛС дальнего обнаружения достигает нескольких миллиардов рублей.
Предпоследней разработкой стала станция кругового обзора «Дон-2Н», поставленная на боевое дежурство в подмосковном Софрине в 1996 году. На ее строительство пошло 30 тыс. тонн металла, 50 тыс. тонн бетона, 20 тыс. километров кабеля, было проложено более 100 километров охлаждающего водопровода. Геометрически станция представляет собой усеченную пирамиду со стороной основания в 144 метра и высотой в 35 метров. Излучаемая импульсная мощность антенн составляет 250 МВт.
Станция работает в сантиметровом диапазоне. Она способна определить головную часть МБР на расстоянии 3700 км с погрешностью по дальности в 10 м.
В 1994 году во время совместных российско-американских экспериментов по отслеживанию малоразмерных космических объектов с космического корабля «Шаттл» были выпущены металлические шары диаметром 5, 10 и 15 сантиметров. Американская РЛС обнаружила лишь два последних шара. «Дон-2Н» засек и отследил траекторию 5-сантиметрового на расстоянии в 1500 км.
СМИ «случайно» засняли новую разработку, способную ликвидировать Америку из глубины
В настоящий момент в СПНР начинают поступать РЛС новейшей разработки — «Воронеж», у нее три диапазона — сантиметровый, дециметровый и метровый. Станция имеет высокую заводскую готовность. То есть собирается на месте эксплуатации не за 5−6 лет, как было прежде, а за 12−18 месяцев. «Воронеж», будучи станцией нового поколения, одновременно и более точен и помехозащищен, и менее громоздок. Станция потребляет лишь 0,7 МВт, а не десятки МВт, как это было в старых РЛС. Дальность обнаружения целей — 6000 км. Количество сопровождаемых целей — 500.
Но радиотехническая наука не стоит на месте. Существуют сведения о разработке в России мобильной РЛС «Марс».