Российско-турецкий конфликт развивается столь стремительно, что приходится строить прогнозы относительно вероятности событий, которые еще совсем недавно казались абсолютно невероятными. В субботу ВМФ Турции начал маневры в Мраморном море. Их необъявленная, но почти очевидная цель состояла в репетиции блокады проливов Босфор и Дарданеллы для блокирования выхода кораблей Черноморского флота России к берегам Сирии.
А в понедельник стало известно, что две турецкие подводные лодки выдвинулись в район расположения ракетного крейсера «Москва», который осуществляет прикрытие российской авиабазы в Сирии. Помимо мощного противокорабельного ракетного оружия крейсер оснащен зенитно-ракетным комплексом С-300 «Форт».
Необходимо сказать, что юридического права на перекрытие пролива Анкара не имеет. В 1936 году большинством стран мира, включая Турцию, была ратифицирована конвенция Монтре. Она устанавливает суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы, но не дает права действовать, исходя лишь из личных интересов, не позволяет никакого вероломства относительно флотов других государств. Блокада может быть введена в одном единственном случае — при объявлении войны.
Кремль, комментируя вероятность блокады проливов, заявил, что такое развитие сюжета было бы апокалиптическим. Однако Эрдоган угодил в стрессовую ситуацию. Поэтому было бы вполне естественно выяснить, а хватит ли у ВМФ Турции сил для блокирования проливов?
Надводные корабли
Еще совсем недавно, в конце прошлого десятилетия, соотношение между силами ВМФ Турции и Черноморским флотом России было однозначно не в нашу пользу. Собственно, и сейчас мы проигрываем в сегменте надводных кораблей. Особенно, если брать в качестве критерия суммарное водоизмещение. У флагмана — ракетного крейсера «Москва» и большого противолодочного корабля «Керчь», в сумме оно составляет 20 тыс. тонн. У турок кораблей крейсерского класса нет. Самые крупные их корабли — фрегаты. Но их 16, их суммарное водоизмещение переваливает за 50 тыс. тонн. Наиболее совершенные из них — корабли типа «Меко 200», построенные в Австралии. Правда, у ЧФ есть и еще крупные корабли, которые выполняют другие боевые задачи, — большие десантные корабли. Их семь. Именно они осуществляют поставку необходимых грузов в Сирию.
ВМФ Турции имеет 8 корветов водоизмещением менее 2 тыс. тонн. У ЧФ и в этом классе кораблей было существенное отставание — в 2014 году мы располагали только тремя сторожевыми кораблями дальней морской зоны. До конца этого года в строй будут введены еще 2 корабля, в первой половине следующего года — еще один.
Однако одной из главных характеристик боевых возможностей кораблей является все-таки не их масса, а используемое вооружение. Прежде всего, ракетное. И вот в этом отношении Черноморский флот вполне боеспособен. На флагмане используются противокорабельные ракеты «Вулкан», способные на сверхзвуковой скорости (2,5М) улетать на тысячу километров. К достоинствам этой ракеты относится комбинированная траектория полета, приближаясь к цели, она снижается до 15 метров над уровнем моря. Также в нее заложен алгоритм идентификации и распределения целей. Она способна самостоятельно выбирать в группе кораблей наиболее ценные. При этом при атаке несколькими «Вулканами» ракеты обмениваются между собой данными и распределяют между собой цели, выполняя одновременный заход с разных направлений.
Сторожевые корабли, например, «Сметливый» и ракетные катера оснащены современными ракетными комплексами, пришедшими на флот в новом тысячелетии. Их противокорабельные ракеты способны поражать цели по настильной траектории. К ним относятся ракеты Х-35 «Уран».
Турецкий флот оснащен не самыми «свежими» американскими противокорабельными ракетами «Гарпун», появившимися в 1980 году. В общем и целом «Гарпун» — ракета того же класса, что и Х-35, принятая на вооружение в 2003 году. Но вероятность поражения цели у нашей ракеты значительно выше, поскольку на ней установлена головка самонаведения с существенно более высокой помехозащищенностью. В тот период, когда отношения между нашими странами были существенно теплее, американцы даже рассматривали вопрос закупки в России ГСН для своих «Гарпунов».
Справедливости ради необходимо отметить, что наряду с современными крылатыми ракетами ЧФ частично вооружен и устаревшими ПКР «Термит», принятыми на вооружение в 1960 году.
ТТХ противокорабельных ракет «Вулкан», «Уран» и Harpoon
Длина, м: 11,7 — 4,4 — 5,18
Диаметр, м: 0,88 — 0,42 — 0,34
Размах крыла, м: 2,6 — 1,33 — 0,91
Стартовая масса, кг: 8000 — 600 — 742
Скорость: 2,5М — 0,85М — 0,85
Дальность, км: 700−1000 — 300 — 280
Масса БЧ, кг: 500 — 145 — 140
Высота полета на конечном участке, м: 15 — 4 — 5
Подводный флот
Основную ударную мощь турецкого флота представляют дизельные подводные лодки в количестве четырнадцати штук. И в этом сегменте у ЧФ еще совсем недавно была, можно сказать, катастрофа. До 2014 года мы могли ответить лишь тремя лодками. Одна из них относится к проекту 641, прекрасно себя зарекомендовавшему во время Карибского кризиса.
Но за 2 года к этим трем старослужащим добавились еще 4 лодки проекта 636.3, на ближнем подходе еще две. И вот здесь мы совершили не столько количественный, сколько качественный рывок.
Строительство дизель-электрических подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» началось в 90-е годы. Впоследствии лодку согласно проекту 636.6 модернизировали, и она приобрела дополнительные качества, став носителем крылатых ракет «Калибр». Также заметно улучшились такие параметры как малошумность, мощность силовой установки, дальность плавания, подводная скорость.
На Западе «Варшавянку» назвали «Черной дырой» в связи с тем, что она является самой малошумной лодкой в мире. Точнее — являлась, поскольку ее модификация 636.3 шумит еще меньше. Этого удалось достичь за счет установки дополнительных амортизирующих платформ и проведения других мероприятий.
Сливаясь с естественным шумом моря, эта субмарина может обнаружить цель на дистанции в 3−4 раза превышающей ту, на которой она сама может быть обнаружена противником. Подводные лодки модифицированного 636 проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, обеспечивающая решение командных задач, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения.
Особого внимание заслуживает ракетный комплекс «Калибр», установленный на лодке. Эффективность крылатых ракет этого типа продемонстрировали недавние стрельбы из акватории Каспийского моря по базам террористов в Сирии. «Калибр» — это не одна ракета, а целое семейство. Каждая ракета обладает тем набором качеств, который необходим для решения той или иной тактической задачи. Помимо этого ракеты различаются по способу базирования — авиационные, береговые, для надводных кораблей и для подводных лодок. В качестве «подарка» для сирийских джихадистов была использована ракета корабельного базирования, предназначенная для стрельбы по наземным целям, 3М-14. Ее дальность составляет 2600 км. В случае противокорабельного использования дальность равна 300 км.
В семейство «Калибров» входит и ракета принципиально нового типа 3М-54. Она способна совершать полет на всем протяжении маршрута на высоте 20 метров над морем при волнении в 7 баллов. При этом полет дозвуковой. При подлете к цели, попадая в зону действия ПВО противника, она снижается до 10 метров и летит со скоростью 2,9 М. При производстве этих ракет используется стелс-технология.
Турецкие дизельные подводные лодки построены по германскому модернизированному проекту 209. Они имеют 3 модификации. 4 лодки семейства Gur — самые современные, пришедшие в предыдущем десятилетии. Они оснащены вышеупомянутыми американскими ракетами «Гарпун». На 10 других лодках вооружение представлено в основном торпедными аппаратами. По бесшумности, а также по средствам обнаружения, целеуказания и навигации они уступают нашим «Варшавянкам».
ТТХ лодок «Варшавянка» 636.3 и Gur
Длина, м: 73,8 — 62
Ширина, м: 9,9 — 6,2
Водоизмещение надводное, т: 2350 — 1450
Водоизмещение подводное, т: 3950 — 1586
Рабочая глубина погружения, м: 240 — 250
Предельная глубина погружения, м: 300 — 400
Автономность, сутки: 45 —
Скорость подводного хода, узлы: 20 — 21
Дальность плавания, мили: 400 — 400
Дальность плавания в режиме работы дизеля под водой, мили: 7500 — н/д
Экипаж: 52 — 38
Ракетное вооружение: ПКР «Калибр» — ПКР «Гарпун»
Авиация
И в заключение необходимо напомнить, что в современных условиях значительную роль в боеспособности флотов играет береговая авиация. И вот здесь уже ЧФ имеет существенное преимущество. Турция располагает семью турбовинтовыми патрульными самолетами. Остальной воздушный флот — вертолеты. Их 26: 22 противолодочных и 4 поисково-спасательных. Все это американские вертолеты, производившиеся по лицензии в Италии. Половина из них относятся к поколению авиационной техники, принимавшей участие во Вьетнамской войне.
Морская авиация ЧФ базируется на двух аэродромах — Качинском и Гвардейском. Она насчитывает 38 самолетов и 44 вертолета. Помимо традиционных для морской авиации противолодочных, патрульных, разведывательных и спасательных машин в значительном количестве присутствуют ударные самолеты — фронтовые бомбардировщики Су-24. После присоединения Крыма к России авиагруппа ускорено дополняется современными многозадачными истребителями Су-30СМ. Также рассматривается вопрос о поступлении в ЧФ дальних бомбардировщиков Ту-22М3.
Большая часть вертолетов, 33, — противолодочные Ка-27ПЛ.