8 декабря 1987 года в Москве Горбачевым и Рейганом был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Он вступил в силу 1 июня 1988 года. Несмотря на исполнение Россией своих обязательств, зафиксированных в документе, США в последнее время пытаются исказить объективную картину с целью оказания политического и экономического давления. На прошлой неделе заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Роуз Гетемюллер, выступая в Конгрессе, потребовала введения нового пакета санкций, направленных против России. Они якобы необходимы для того, чтобы «империя зла» (термин Рейгана) прекратила нарушать договор о РСМД. А в это время у самих США существуют вполне конкретные нарушения и буквы, и духа закона.
Что пошло под нож
Бессрочный закон о РСМД был заключен между СССР и США с целью уменьшения опасности крупных военных конфликтов, способных привести к ядерной войне. Он предусматривает не только уничтожение означенных в Договоре классов ракет, но и отказ от их производства, испытания и развертывания. Причем распространяется он исключительно на ракеты (как баллистические, так и крылатые) наземного базирования и не затрагивает авиационные и морские. При этом не имеет значения тип боевых частей — они могут быть как ядерными, так и на основе обычных взрывчатых веществ. Более того, под запрет попадают и так называемые кинетические БЧ, наносящие механический удар по цели.
Под разряд ракет средней дальности (РСД) подпадают ракеты, чья дальность находится в диапазоне от 1000 до 5500 км. РМД имеют дальность от 500 до 1000 км.
В декабре 1987 года в Москве был утвержден список подлежащих уничтожению ракет, находившихся на боевом дежурстве как в СССР, так и в США.
СССР:
— РК-55 «Рельеф» — мобильный наземный комплекс с крылатой ракетой, имевшей дальность в 2500 км, с ядерной БЧ мощностью 100 кт;
— РСД-10 «Пионер» — мобильный наземный комплекс с баллистической ракетой, имевшей дальность в 5000 км, с разделяющейся ядерной БЧ мощностью 3×150 кт;
— Р-12 — мобильный шахтный комплекс с баллистической ракетой, имевшей дальность в 2080 км, с ядерной БЧ мощностью 2,3 Мт;
— Р-14 — мобильный шахтный комплекс с баллистической ракетой, имевшей дальность в 4500 км, с ядерной БЧ мощностью 2,3 Мт;
— ОРТ-22 «Темп-С» — мобильный наземный комплекс с баллистической ракетой, имевшей дальность в 900 км, с ядерной БЧ мощностью 500 кт.
США:
— MGM-31C Pershing II — мобильный наземный комплекс с баллистической ракетой, имевшей дальность в 1770 км, с ядерной БЧ мощностью 5−80 кт;
— BGM-109G Tomahawk — мобильный наземный комплекс с крылатой ракетой, имевшей дальность в 2500 км, с ядерной БЧ мощностью 150 кт;
— MGM-31A Pershing IIA — мобильный наземный комплекс с баллистической ракетой, имевшей дальность в 740 км, с ядерной БЧ мощностью 60−400 кт.
В список попала и еще одна наша ракета — ОРТ-23 «Ока». Наши военные восприняли это как преступление, совершенное высшим руководством СССР. Потому что ее дальность не превышала 450 километров. Американцы имели громадный интерес «пустить под нож» не только принятую на вооружение в 1980 году базовую ракету, но и разработку ее модификации «Ока-У». В 1982 году начались испытания новинки, которые продемонстрировали ее громадные потенциальные возможности. Предполагалось, что она будет на всем участке полета управляться самолетом ДЛРО. И на финишном участке полета ее возможно было перенаправить на другую цель. При подлете к цели боеголовка достигала скорости 10 М. БЧ была двух типов — фугасная и ядерная мощностью до 50 кт.
В течение 3 лет были уничтожены все попавшие в список советские и американские ракеты.
Реальность и вымыслы
Большие сомнения насчет того, что Россия действительно нарушает договор о РСМД, возникают хотя бы в связи с внезапным «прозрением» американской администрации. Запугивая конгрессменов русской угрозой, Гетемюллер заявила о том, что Россия уже долгие годы нарушает договор. Однако администрация Обамы все это время находилась в неведении. О проблеме Белому дому сообщили совсем недавно. А посему необходимо срочно вводить против России новые «более эффективные» санкции. Помнится, точно такие же аргументы использовал Буш, затевая войну в Ираке. Мол, необходимо уничтожить имеющееся там оружие массового поражения, о котором ему только что доложили.
США предъявляют России претензии по двум ракетам, которые сейчас находятся в стадии разработки. Точнее — с переменным успехом проходят их испытания.
РС-26 «Рубеж» является модификацией находящейся на вооружении ракеты мобильного базирования «Ярс». Это разработка знаменитого Московского института теплотехники, который первым начал оснащать РВСН твердотопливными баллистическими ракетами. Вначале был «Тополь», затем «Тополь-М»… Теперь на подходе следующая ракета. Но это межконтинентальная баллистическая ракета с дальностью более 10 тыс. километров. И никаким боком она не может подпадать под договор о РСМД.
Однако американцев она сильно страшит. Потому что по оценке экспертов, для поражения гиперзвуковой маневрирующей боеголовки РС-26 требуется не менее 50 американских противоракет SM-3. То есть ракета практически неуязвима не только для нынешних, но и для перспективных средств ПРО США.
Претензии к РС-26 основываются на том, что в период испытания ракеты ее несколько раз запускали на меньшую, чем 5500 км дальность. Претензии бессмысленные, поскольку в Договоре не говорится о том, что в период испытаний запрещено варьировать дистанции пусков. При этом следует учитывать, что в данном случае с целью оценки способности преодолевать оборону противника использовался полигон Сары-Шаган, специализирующийся на вопросах ПРО.
Разумеется, о причинах таких испытаний американцы не оповещались. Ведь еще одной причиной может быть и неудачный пуск с разрушением ракеты вдалеке от цели.
Вторая претензия — оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-М». И она вполне понятна. Успехи дипломатии выкручивания рук и обмена пушнины на стеклянные бусы 80-х — 90-х годов пошли прахом. Дело в том, что порезанная «Ока» возродилась в «Искандере». В новом ОТРК были использованы те же самые принципы. Но при этом параметры получились существенно выше.
Принятые на вооружение ракеты комплекса «Искандер-М» не превышают дальности в 500 километров. Однако претензии адресуются не штатным искандеровским ракетам, баллистическим и крылатым, а ракете, которая сейчас находится на стадии испытаний. Это новая ракета Р-500.
Разработчики в Министерстве обороны держат основные ее характеристики в секрете. Что вполне естественно для новейших военных разработок. И это обстоятельство дает богатейшую почву для самых разнообразных фантазий. Как уничижительных, так и возвеличивающих новое российское изделие.
Национальный университет обороны Финляндии, располагая спутниковыми снимками траектории Р-500, которую испытывали на дистанции 360 километров, делает неожиданный вывод. На «траектории оптимальной дальности» ракета способна улетать на 600−700 километров. То есть она попадает в разряд РМД.
Однако за океаном фантазия значительно богаче. Там считают, что Р-500 — это модификация корабельной крылатой ракеты класса «поверхность-поверхность» «Гранат» (SS-N-21 по натовской классификации). И, следовательно, она уже относится к ракетам средней дальности.
Однако эта убежденность Госдепа в том, что русские грубо нарушают Договор, появилась в конце ноября. Когда требовалось продавить закон о новых санкциях. До этого высказывания были значительно мягче — «сложившаяся ситуация вызывает обеспокоенность и требует дополнительных оценок и консультаций».
Действительно, подробный анализ ситуации, проведенный Венским центром по разоружению и нераспространению и Монтрейским институтом международных исследований, показывает, что американцы при добросовестном изучении спутниковых траекторий не могут сделать однозначного вывода о вероломстве русских. Поскольку, например, американские измерения могли основываться на расчетах траектории оптимальной дальности, а российские данные могли быть взяты из реальной траектории полета, которая включает двухкоординатные маневры во избежание обнаружения и перехвата системами противоракетной обороны. Ведь дальность — это прямое расстояние от точки пуска ракеты до ее «приземления», но никак не длина траектории, по которой она летит.
Тут существует и множество других моментов. Ракета могла быть совсем не той, т.е. не Р-500. Это могли быть испытания ракеты «Гранат». Имеющаяся информация говорит о том, что эти крылатые ракеты морского базирования были сняты с подводных лодок и теперь хранятся на берегу. В то же время российские военные регулярно проводят испытания старых советских систем вооружений в целях проверки их соответствия характеристикам. По разным причинам иногда ракеты удобнее запускать с земли, нежели с морской платформы. Существует также совместный российско-индийский проект создания противокорабельной крылатой ракеты «БраМос II», которая предназначена для запуска с разных платформ, в том числе, с грунта. Но этот проект пока находится на ранней стали реализации.
Бревно в своем глазу
Есть существенные претензии и у России к Штатам относительно нарушения договора. И их, по крайней мере, два первых пункта, опровергнуть невозможно. Но госпожа Гетемюллер их гневно отвергает, поскольку они «нацелены лишь на то, чтобы отвести внимание от своих нарушений».
Кроме того, США широкомасштабно в качестве ударного оружия использует беспилотные самолеты типа «Предатор» и др. Честно говоря, вопрос неоднозначный. Однако их вполне корректно отнести к РМД многократного использования с отделяемыми боеголовками.
Надо сказать, что в последнее время российские военные довольно критически относятся к Договору РСМД, считая, что он давно устарел. Периодически высказываются предложения выйти из него. И тут присутствуют два вполне резонных соображения. Во-первых, сами же американцы Договор и нарушают, в связи с чем дальнейшее соблюдение его требований ослабляет обороноспособность России. Во-вторых, Договор ни на кого, кроме России и США, не распространяется. Но уже давно целый ряд государств разрабатывает РСМД и внедряет их в свои армии. Как на Западе, так и на Востоке.
На Западе, в частности, французские компании Thales и MBDA заявили о намерении создать баллистические ракеты с дальностью в 3000 км для своей региональной, ПРО. На Востоке ракетами средней дальности наземного базирования обладают семь стран: Китай, Индия, Израиль, КНДР, Пакистан, Иран и Саудовская Аравия.