Зарубежные СМИ сообщили, что российская авиация, базирующаяся в Сирии, впервые нанесла удар по позициям исламских боевиков на территории соседней страны — Ливана. По этим данным, вблизи горных населенных пунктов Рас Баальбек, Джаруд Кара, Джаруд Ранкус и Джаруд Арсаль уничтожены объекты террористических группировок ИГИЛ * и «Джабхат ан-Нусра» **. Кроме того, бомбардировке подвергнут пограничный переход «Джаруд Арсаль — Ранкус» на сирийско-ливанской границе.
При этом сказано, что российское командование заранее уведомило Бейрут о проведении операции в его воздушном пространстве и получило на это официальное согласие.
К моменту публикации материала Министерство обороны России не подтвердило, но и не опровергло сенсационную информацию. Однако стоит заметить, она очень похожа на правду. А о подобных операциях мир оповещают далеко не все и не всегда.
Во-первых, эта новость похожа на правду потому, что Ливан давно используется бандитами в качестве собственной тыловой базы, где они регулярно укрываются от преследования сирийских войск, отлеживаются и приводят себя в порядок. И это не может не беспокоить Москву хотя бы потому, что от ливанской границы до нашего имеющего на сегодня стратегическое значение пункта материально-технического снабжения ВМФ РФ в сирийском городе Тартус всего около 25 километров. Немногим дальше — до авиабазы «Хмеймим», с которой летают на штурмовки российские боевые самолеты и вертолеты. Преодолеть такие расстояния террористам можно в считанные часы.
Во-вторых, в середине ноября, через неделю после масштабного террористического акта в пригороде Бейрута Бурдж-эль-Бараджн (там живут шиитское население и палестинские беженцы), ответственность за который взяло на себя «Исламское государство», ливанский министр иностранных дел Джебран Басиль побывал в Москве и сделал весьма многозначительное заявление: «Ливан может обратиться к России за военной помощью в борьбе против терроризма».
Понятно, что подтолкнуло Джебрана Басиля к такому заявлению. Его страна сирийской войной разорвана фактически надвое. Шиитское население поддерживает «Хезболлу», воюющую за Башара Асада. Суннитская часть ливанцев преимущественно на стороне оппозиции официальному Дамаску. Ливан, с населением всего в 4,4 миллиона человек, разместил на своей земле около миллиона беженцев из Сирии. Тоже по большей части суннитов. Отсутствие социальных гарантий, бедность и разруха. К этому взрывоопасному материалу только спичку поднеси — все вспыхнет.
А ИГИЛ и не скрывает своих замыслов подпалить всю округу, поскольку включил Ливан даже в новое название своей преступной организации. Крупные подразделения боевиков фиксируются в селении Айн аль-Хилвех, в ливанских городах Баалбеке и Арсаль.
Впрочем, упомянутое заявление главы ливанского МИДа, прозвучавшее на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, было выдержано в крайне осторожном тоне. «Россия и Ливан осознают, что это суверенное решение, которое должно быть принято Ливаном. Ливан может такое обращение подать», — сказал в тот день Басиль. Лавров немедленно констатировал, что «пока соответствующая просьба от Ливана к нашей стране не поступала».
Однако с той поры прошло уже немало времени. Могла и поступить. Тогда и наша реакция политически способна оказаться мгновенной. Недаром же 30 сентября 2015 года Совет Федерации дал президенту Владимиру Путину разрешение на использование военной силы за рубежом без указания конкретной страны. Что и понятно. Для международного террористического интернационала государственных границ не существует. Мы убедились в этом еще во время войны в Афганистане. Когда сражавшиеся с советскими войсками моджахеды зализывать раны уползали в соседний Пакистан. Там же располагались их учебные лагеря с иностранными инструкторами, склады вооружений и госпитали. И это сильно осложняло нашим военным ведение боевых действий.
Стоит ли России в Сирии наступать на те же грабли? Или в точности следовать обещанию Путина относительно бандитов: «Мы их обязательно найдем и уничтожим. Где бы они ни скрывались».
Тем более, что в отличие от того же Пакистана, ливанские власти и сами весьма активно взялись за борьбу с экстремистами. По сообщению «Русской службы Радио Ирана», после упомянутого террористического акта в пригороде Бейрута только в течение ноября и начала декабря армией и службой безопасности этой страны арестованы 1444 лица по обвинению в причастности к террористической деятельности, ношении и применении огнестрельного оружия. Задержаны 120 легковых и два грузовых автомобиля, 6 рыбацких лодок, 84 мотоцикла. Обнаружено большое количество оружия, гранат, прочих взрывных устройств и боеприпасов.
Наконец, есть и третье обстоятельство. Пример того, как следует бороться с террористами на Ближнем Востоке, регулярно показывает Израиль. При этом ни у кого вообще разрешения на пересечение чужих государственных границ не спрашивает. Просто наносит удары по тем целям, которые сам выбирает. Никогда принципиально не признавая, что это сделано именно его пилотами. Хотя все вокруг все видят и понимают.
Характерный пример? Хотя бы тот, что произошел 24 февраля нынешнего года. В тот день с воздуха были уничтожены два объекта «Хезболлы» на границе Сирии и Ливана в сельской местности недалеко от города Наби Шит. А через несколько дней, по сообщению Agence France-Presse, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу на совместной пресс-конференции с канцлером Германии Ангелой Меркель прокомментировал это так: «Мы делаем все необходимое, чтобы обеспечить безопасность Израиля».
И, как обычно, отказался признавать причастность своей армии к инциденту. Заявив, что «не собирается раскрывать ни того, что делают израильские власти ради безопасности своих граждан, ни того, чего они не делают».
Если предположить, что мы и эту испытанную временем на Ближнем Востоке политическую практику взяли на вооружение — официальных подтверждений удара российской боевой авиации по бандитам в Ливане мир может и не получить. Но это ли главное? Было бы дело сделано.
К тому же с каждым днем все больше доказательств, что только территорией Сирии и Ирака (а теперь, видимо, и Ливана) война против международных террористов на Ближнем Востоке ограничиться просто не может. Вот же и премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади еще 1 октября, на другой день после начала боевых вылетов российской боевой авиации с авиабазы «Хмеймим», заявил, что приветствовал бы такие же удары по позициям ИГИЛ в его стране.
Впрочем, Хайдер аль-Абади тут же одернули из Вашингтона. В конце октября руководитель Объединенного комитета начальников штабов армии США Джозеф Данфорд в разговоре с торопливым премьер-министром посетовал, что его стране тяжело будет продолжать помогать Ираку в случае, если в события и в этой стране решительно вмешаются российские военные.
«Что вы, что вы?» — замахал руками аль-Абади. И тут же заверил заокеанского гостя, что и в мыслях не держал обращаться к Москве. Так, дескать, сорвалось невзначай… Не додумал.
Но месяц назад Багдад еще не очень припекало. Теперь, когда по его земле загрохотали и турецкие танковые колонны, кто знает, что запоют власти Ирака? И какие новые цели появятся в полетных картах летчиков российских бомбардировщиков и штурмовиков?
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
**Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.