Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50 на базе Ил-76 может быть использован ВКС России в Сирии. Об этом 14 января сообщил ТАСС представитель Объединенной приборостроительной корпорации, разработчика самолета.
По словам собеседника агентства, главная задача этого самолета — это обнаружение и сопровождение воздушных целей и надводных кораблей, оповещение командных пунктов о воздушной и надводной обстановке, управление самолетами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели. Этот воздушный командный пункт способен одновременно отслеживать до 300 целей.
Источник также уточнил, что самолет может обнаруживать воздушные объекты на расстоянии до 650 км, а наземные — до 300 км. Кроме того, собеседник агентства подчеркнул, что российский самолет по ряду характеристик даже превосходит американские самолеты-носители системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления AWACS (Airborne Warning And Control System).
Отметим, что ранее — 12 января — авторитетный журнал «Jane's Defence Weekly» сообщил, что Россия уже начала использовать самолеты дальнего радиолокационного обнаружения А-50 (по классификации НАТО: Mainstay — «Оплот») в небе над Сирией для поддержки операций своей авиационной группировки в этой стране. По словам источника издания в министерстве обороны Великобритании, самолеты А-50 появились над Сирией в конце декабря.
Так, 27 декабря самолет, летящий по маршруту типичному для самолета ДРЛОиУ был отмечен ресурсом Flightradar24.com, на котором в реальном масштабе времени отображаются сигналы ответчиков самолетов. Машина, у которой отсутствовал открытый позывной, летала на высоте около 6 км в северо-западной части Сирии на протяжении четырех часов, замечает «Jane's Defence Weekly».
Не имеется никаких свидетельств того, что А-50 используют авиабазу «Хмеймим». Британский ресурс делает вывод, что самолеты скорее всего взлетают с баз на российской территории, — возможно, с аэродрома Моздок, на котором также развернуты дальние бомбардировщики Ту-22М3, используемые для бомбардировок целей в Сирии. Источник в минобороны Великобритании отметил, что российские самолеты А-50 не пытались облучать самолеты Королевских ВВС или других стран западной коалиции, летающих в воздушном пространстве Сирии. По его словам, «устранение конфликтных ситуаций в воздухе между российскими и западными самолетами осуществляется российскими и американскими наземными координационными центрами».
Отметим, что еще 3 декабря экс-начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России (1996−2001 годы), генерал-полковник Леонид Ивашов, комментируя «СП» информацию о том, что РФ готовится развернуть в Сирии, вслед за Хмеймим, вторую авиабазу Шайрат возле Хомса, отметил, что к летающему в небе над САР Ил-20М, скорее всего, добавится еще и самолет ДРЛОиУ А-50. Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов предположил, что самолеты ДРЛОиУ А-50У, возможно, будут летать с иранского аэродрома (в интернете уже появлялись снимки Су-34 ВКС России на иранской 3-й тактической авиабазе в Хамадане — «СП»).
Что означает появление в небе над Сирией самолета ДРЛОиУ А-50У (скорее всего, речь может идти об современной версии самолета, оснащенной новым радиолокационным комплексом на современной элементной базе «Шмель»)?
Важно, что радиолокационный комплекс А-50У (эта версия самолета совершила первый вылет в 2011 году) имеет улучшенные возможности по обнаружению малозаметных объектов,
Военный эксперт Владимир Щербаков замечает: когда Россия стала наращивать применение ВКС в САР при активной работе там западной авиации, сразу стало понятно, что наличие самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) должно быть обеспечено.
— Изначально масштаб операции был минимальным и, судя по всему, тогда еще командование не определило тот объем задач, который предстоит решать.
Напомню, первоначально в состав авиагруппы входило 32 самолета (штурмовики Су-25СМ, фронтовые бомбардировщики Су-24М и Су-34, истребители Су-30СМ, а также армейская авиация — ударные вертолеты Ми-24 и многоцелевые Ми-8), однако затем количество самолетов было увеличено до 69 единиц: в дополнение к Хмеймиму прибавилась и авиагруппа, расположенная на территории РФ — четыре Су-27СМ, восемь Су-34, а также пять Ту-160, шесть Ту-95МС, и четырнадцать Ту-22М3.
И если в октябре объем вылетов был небольшим — военное ведомство ежедневно отчитывалось о нанесенных авиаударах и публиковало фото и видео чуть ли не каждой сброшенной бомбы, то за 10 дней 2016 года было выполнено 311 боевых вылетов, в ходе которых нанесено поражение 1097 объектам в различных сирийских провинциях.
Конечно, с поставленными задачами можно справиться и без самолета ДРЛОиУ, но лучше, чтобы это все-таки делал А-50. Ведь этот самолет как раз и предназначен для обнаружения воздушных и наземных целей, их распределения и передачи информации на наземные КП, где специалисты занимаются дальнейшей обработкой данных. Самолет радиотехнической разведки Ил-20М способен выполнять немалое количество специальных задач, но, отечественный AWACS (авиационный комплекс радиообнаружения и наведения) — это самолет, который «держит» воздушную обстановку в районе боевых действий и руководит действиями авиации. И ничего страшного нет в том, что он будет летать из Моздока.
Если вспомнить активную фазу операции американцев в Афганистане, когда они бомбили «Аль-Каиду» *** и «Талибан» ****, то тогда использовались менее приспособленные для дальних полетов (тем более над сушей) палубные самолеты ДРЛО (AWACS) — Grumman E-2С Hawkeye. Машина взлетала с авианосца в Персидском заливе, следовала над территорией Афганистана, затем совершала посадку на одной из авиабаз, которые контролировали союзные войска. Там происходила дозаправка, смена экипажа, и он Е-2С летел обратно. Что касается А-50, то из Моздока до Сирии — маршрут не такой уж и большой, самолет предназначен и для более дальних полетов.
Так как комплекс А-50 используется для управления ударной и истребительной авиацией, ее наведения на наземные и воздушные цели, а также выполняет роль воздушного командного пункта, то его появление в Сирии означает, что операция ВС РФ приобретает другое качество, считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
— По сути, основное предназначение этого самолета (особенно в сирийских условиях) — обнаружение воздушных целей. На мой взгляд, речь может идти о том, что Минобороны рассматривается возможность ведения воздушных боев, то есть — настоящей войны. С кем? Возможно, с Турцией.
В сирийском небе большое количество самолетов самых разных стран, а обстановку в воздушном пространстве нужно контролировать в оперативном режиме. Тем более что Турция все ближе и ближе к наземной операции, справедливо замечает военный эксперт Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид).
— В случае масштабного военного вторжения турецких сухопутных войск в Сирию, с воздуха это будет сопровождаться массированным применением авиации. Если такое вторжение состоится, а этого исключать нельзя, поскольку Эрдоган до сих пор не отказался от идеи создания буферной зоны, то, безусловно, это будет происходить на той территории, по которой ВКС РФ активно сегодня работает.
Раньше турки предполагали решить задачи по созданию такой зоны через подконтрольные им группировки туркоманов и вообще боевиков, но их сейчас активно громят, и у Анкары, по сути, не остается выбора.
А причину для масштабного вмешательства (турецкий спецназ уже давно активно действует на сирийской территории — «СП») можно найти. Например, обвинить ИГ в любом теракте и под этой вывеской ввести войска. Ведь сейчас многие страны якобы воюют с ИГ, однако «халифат» об этом узнает в последнюю очередь…
«СП»: — В начале января британские СМИ сообщали, что боевики «Исламского государства» якобы могут начать использовать зенитно-ракетные комплексы, самостоятельно освоив тепловые аккумуляторы для ракет «поверхность-воздух» и сконструировав головки самонаведения к ним…
— Вряд ли это возможно с технической точки зрения. Возможно, это — информационное прикрытие для будущих возможных поставок им ЗРК. Конечно, оно, что называется, шито белыми нитками, но с другой стороны — почему бы и нет? Практически такие же парамилитарные формирования хуситов в Йемене во всю используют вооружение йеменской армии и стреляют по саудовским войскам ракетами «Скад», причем довольно точно.
Член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук Константин Сивков говорит, что самолет А-50 в Сирии нужен хотя бы потому, что турки уже сбивали наш фронтовой бомбардировщик Су-24М.
— После того, как турецкая авиация сбила российский самолет на границе с Сирией, Минобороны перебросило в Хмеймим ЗРС С-400 «Триумф», которая вместе с комплексом «Форт» ракетного крейсера «Варяг» обеспечивает безопасность полетов российской авиагруппы. А-50 нужен и для этого, поскольку «четырехсотке» проблематично обнаруживать воздушные цели на дальности более 400 км, особенно низколетящие.
Почему летает с Моздока (если действительно летает)? Наверное, не хотят подставлять под огонь боевиков такую дорогостоящую машину. Вряд ли тут дело в том, что возможностей ВПП аэродрома Хмеймим недостаточно для эксплуатации самолета, поскольку там садятся тяжелые самолеты.
Но, честно говоря, у меня есть сомнения по поводу того, что в небе над Сирией уже был замечен А-50. Как пишут британцы, обнаруженный самолет не пытался облучать самолеты западной коалиции — натовцы запросто могли перепутать А-50 с Ил-76, на базе которого он и был создан.
Подробнее о самолете А-50
Серийное производство авиационного комплекса А-50 или изделия «А», который был принят на вооружение в 1985 году, осуществлялось на Ташкентском авиазаводе им. Чкалова. В войсках он получил прозвище «гриб» или летающая тарелка, за характерный внешний вид локатора, установленного над фюзеляжем. И до 90-х годов эти самолеты несли рутинную службу, иногда участвуя в учениях ВС СССР и стран-участниц ОВД (Организации Варшавского договора).
В 1991-ом во время войны в Персидском заливе А-50 осуществляли патрулирование воздушного пространства над Черным морем — отслеживая перемещение самолетов антииракской коалиции, взлетавших с аэродромов Турции.
Но первое «боевое крещение» А-50 получили над своей территорией — в Чечне, обеспечивая сплошное радиолокационное поле, чтобы, как говорят эксперты, в том числе не допустить в 1994 году доставки боевикам из-за границы по воздуху оружия и подкрепления. Особо стоит отметить, что 21 апреля 1996 года самолет А-50, на котором было установлено оборудование для пеленга сигнала спутникового телефона, перехватив сигнал от аппарата Джохара Дудаева, передал целеуказание двум штурмовикам Су-25. Когда самолёты достигли цели, по кортежу было выпущено две ракеты.
А-50 также использовались в 1999 году для наблюдения за действиями авиации НАТО в Югославии.
В данный момент ВКС России эксплуатируют около 20 самолетов типа А-50 и А-50У. На замену им придет машина нового поколения А-100 «Премьер», платформой для которой выбрана серийная модификация самолета Ил-76МД-90А.
Взлетная масса машины 190 тонн.
Максимальная длительность патрулирования без дозаправки — более 9 часов.
Двигатели — четыре турбореактивных Д-30КП тягой по 12 тонн.
Экипаж: летный — 5 человек, плюс 10−11 человек персонала радиолокационного комплекса.
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
*** «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
**** Движение «Талибан» Верховным судом РФ 14 февраля 2003 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.