За последние четыре дня Воздушно-космические силы Российской Федерации совершили 157 боевых вылетов в Сирийской Арабской Республике. Об этом 19 января сообщил официальный представитель Министерства обороны России генерал-майор Игорь Конашенков.
Так, в сирийской провинции Дейр-Эз-Зор, где накануне террористы «Исламского государства» * устроили массовую казнь мирного населения, российские бомбардировщики уничтожили опорные пункты боевиков. В провинции Ракка ВКС разбомбили нефтеперекачивающую станцию и крупный склад горюче-смазочных материалов. В провинции Хама прямым попаданием авиабомб штурмовиком Су-25 было уничтожено пять джипов боевиков с установленными на них крупнокалиберными пулеметами и минометами.
Ранее, напомним, начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Сергей Рудской сообщал, что сейчас боевые действия при поддержке ВКС ведутся одновременно на 15 направлениях.
Однако скоро ситуация на фронтах может измениться. Причина — весной в Сирию приходит хамсин. Так в странах Ближнего Востока и Северной Африки называется период песчаных бурь, несущих с собой тонны песка, грязи и камней. Он наступает в каждый год по-разному — в конце февраля, в начале или в конце марта. С арабского «хамсин» переводится как «пятьдесят», поскольку раньше считалось, что ветер из пустыни дует 50 дней в году. Однако продолжительность и интенсивность бурь может колебаться.
Например, считается, что в Ираке, собственно, хамсина не бывает, наступает просто период, когда изредка возникают песчаные бури. Однако в 2003 году хамсин спутал все карты США при наступлении на иракскую столицу.
— Уже днем в Багдаде наступила странная желтая темнота, которую не смогли рассеять даже включенные фонари, — так 26 марта 2003 года корреспондент «Комсомольской правды» описывала это явление. — Люди двигались с трудом, преодолевая силу ветра, а к вечеру, когда буря окрепла, жизнь в Багдаде и вовсе замерла. Сумасшедший вой урагана заглушал даже разрывы бомб. «Хамсин — это божья защита от американцев, — говорят иракцы. — Аллах не оставил нас».
Старший аналитик Центра изучения кризисного общества, эксперт РСМД и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов напоминает, что тогда войска западной коалиции были вынуждены на несколько дней остановить продвижение сотен танков и бронетранспортеров, прервать воздушные операции 101-й аэромобильной дивизии
— Видимость сначала не превышала 500 метров, что делало практически невозможным подъем в воздух вертолетов огневой поддержки, а затем и вовсе упала до нескольких десятков метров. Как отмечали американские военные, непогода более опаснее для авиации, чем действия зенитных средств ПВО Ирака. Тогда, при штурме Багдада результативность боевых вылетов авиации западной коалиции снизилась почти в два раза.
К слову, многие израильские эксперты пишут, что хамсин — это «смерть всему»: спутники слепнут, авиация не летает и делать ничего нельзя. То есть Израиль вообще старается не летать в это время, поскольку есть вероятность аварий при взлете-посадке, а также риск отказа навигационных приборов, ошибочных данных. Так что хамсин, безусловно, затрудняет ведение боевых действий. Я лично общался с теми летчиками, которым приходилось действовать в условиях песчаных бурь. Они говорили, что хамсин серьезно сказывается на результативности вылетов.
Масштабы этого явления в Ираке отличаются от тех, которые наблюдаются в Сирии. Но тут надо понимать, что хамсин в последнее время, когда климат стал меняться, характеризуется неустойчивостью. Даже местные не могут сказать, когда, в какое время и с какой интенсивностью будут проходить бури. Хотя хамсин по-арабски «пятьдесят», но это — среднегодовое значение: буря может продолжаться пять дней подряд, а то и больше, заканчиваться, потом возобновляться. Метеорологические службы могут предсказать возникновение хамсина, но не его продолжительность. А это, в свою очередь, затрудняет планирование действий на некоторых операционных направлениях.
Проработавший в Сирии больше 10 лет востоковед, заместитель руководителя отдела канала «Русия аль-яум», автор книги «Вся Сирия» Сергей Медведко говорит, что хамсин в Сирии сильно отличается от бурь, которые бывают в районе Персидского залива.
— Во время операции «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта я был в расположении войск США. Тогда хамсин принес американцам довольно большие неприятности, в частности — наносил ущерб технике, особенно вертолетам. Мельчайшие частицы песка как абразивный материал буквально съедали турбины, лопасти. Из-за этого ресурс техники сокращался в разы. В Сирии хамсин — это также малоприятное явление, но оно вполне преодолимо. В разных провинциях бури имеют разную интенсивность.
Скажем, в Дейр-эз-Зоре (15 января в том районе российская авиация сбросила 22 тонны гуманитарного груза — «СП») бури предсказуемо более сильные… Хама больше открыта для ветра, так что там наверняка явление примет более серьезный характер. А вот Латакия, где расположен аэродром Хмеймим, защищена от бурь горами, поэтому там хамсин практически не ощущается. Но самолеты ВКС РФ, так или иначе, летают над пустынными районами, а, значит, в какой-то степени это будет создавать проблемы. Российские военнослужащие, конечно, могут привыкнуть ко всему, но для них все равно это будет в новинку.
Я убежден, что боевики, которые постоянно меняют тактику действий, будут использовать хамсин в своих целях — не только для перегруппировки, но и для диверсионных вылазок. Конечно, им бури также создают неудобства, но все-таки мобильным отрядам в таких условиях действовать проще.
Арабист Аббас Джума также замечает, что в Латакии, где он жил и учился, хамсин практически не ощущался.
— В пустыне это явление затяжное. Там затруднено автомобильное движение, летать в тех районах нашим самолетам будет тяжело.
Герой Российской Федерации, бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Горбенко отмечает, что песчаная буря вносит свои коррективы в полеты авиации.
— С подобным явлением я сталкивался в Афганистане: «афганец» или «кара-буран» — довольно сильный и пыльный ветер, когда резко снижается видимость. Он, как правило, не длится несколько суток, но в это время лучше не летать, поскольку взлет и посадка затруднены, есть определенные трудности при прицеливании и бомбометании. Соответственно, применять вертолеты и штурмовики, когда есть приказ отработать по визуально видимым целям, невозможно. На выявлении целей это также сказывается, грубо говоря, песок, так или иначе, закрывает «картинку» из космоса.
Полковник запаса Владимир Анохин, выполнявший боевые вылеты в Сирии в 1970-е годы, считает, что хотя хамсин явление довольно неприятное, однако вряд ли его приход сильно скажется на применении российской авиации.
— Кардинально изменить порядок и интенсивность боевых действий хамсин вряд ли сможет. Однако кое-какие коррективы в планирование операций все-таки придется вносить.
С этим согласен и член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский.
— Основная доля ударов нашей авиации приходится на провинции Латакия, Дамаск, Хомс. Что касается более глубоких районов — Ракки, Пальмиры и других, находящихся около иракской границы, то на средних высотах, где в основном и действуют наша авиация, это явление практически не будет ощущаться.
Наши ВКС в основном работают против группировок, которые находятся рядом с турецкой и иорданской границами, а не со стороны Ирака. Так что какие-то ограничения возможны, но они незначительны.
* - «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.