Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Армии и войны / Проблемы ВПК
29 января 2016 18:31

Су-27 напугал американского шпиона струёй

Засек ли разведчик RC-135U позиции наших систем ПВО на черноморском направлении?

65091

Истребитель Су-27 ВКС России перехватил над Черным морем американский самолет-разведчик RC-135U Combat. Об этом сообщило USNI News со ссылкой на пресс-службу Пентагона.

— 25 января, при выполнении планового полета в международном воздушном пространстве над Черным морем, самолет RC-135U был небезопасно и непрофессионально перехвачен российским истребителем Су-27. Мы изучаем обстоятельства произошедшего, — заявил представитель европейского командования ВМС США капитан Даниэль Эрнандес.

По информации издания The Washington Free Beacon, Су-27 сблизился с американским разведчиком до расстояния 6 метров, некоторое время летел бок о бок с ним, после чего резко развернулся и ушел в сторону. В результате толчка от реактивной струи Су-27 самолет RC-135U потерял управляемость.

Напомним, в апреле 2015 года в Пентагоне рассказали об опасном перехвате российским истребителем RC-135 в международном воздушном пространстве к северу от Польши. Американцы утверждали, что истребитель на большой скорости приблизился к разведчику с тыла, после чего дважды облетел его, временами сокращая дистанцию до нескольких метров. В Минобороны РФ заметили, что перехваченный над Балтийским морем RC-135 выполнял задание с выключенным транспондером.

Бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, Герой Российской Федерации генерал-лейтенант Валерий Горбенко говорит, что если разведчик RC-135U и попал в спутную струю (след) нашего перехватчика, который сделал вираж, то его могло только слегка «болтануть».

— В этом ничего страшного нет. Если струя еще «стоит» после виража, то влетая в нее, ощутишь легкое покачивание крыльев самолета. Чтобы специально «подуть» на американский разведчик, Су-27 надо было, например, пройти под RC-135U и вынырнуть перед его носом.

Кстати иногда самолет может сам попасть в свой спутный след — у лётчиков это называется «поймать свой хвост». Это происходит тогда, когда самолет сам ставит пилоту оценку «отлично» на выводе из точно выполненного виража.

Так что тезис о том, что американский самолет-разведчик потерял управление из-за маневра нашей «сушки» — полная чушь. Тем более что RC-135U — довольно большая машина, нашпигованная техникой и его так просто «не поболтаешь».

Пентагон просто поднимает шум из ничего и нагнетает обстановку для того, чтобы оправдать развертывание командных пунктов НАТО и систем ПРО возле наших границ. Когда наши «стратеги» — Ту-160 или Ту-95МС выполняют патрулирование вблизи Северной Америки, самолеты ВВС США также поднимаются на их перехват.

Что касается предназначения RC-135U, то он может засекать радиолокационные электронные средства, которые в момент его пролета включены. Даже есть такой метод провоцирования, когда разведчик подходит близко к территориальным водам страны для того, чтобы включились дополнительные средства обнаружения и чтобы он, соответственно, засек их координаты.

Генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Александр Руцкой также уверен: максимум, что могло произойти с RC-135U — его чуть подбросило воздушным потоком.

— Это то же самое, что попасть в воздушную яму, когда нисходящие потоки воздуха сменяются восходящими из-за разницы давления. Холодные слои устремляются вниз, а теплые, наоборот, вверх, возникает ощущение, что самолет падает в яму и затем выныривает из нее. То есть, самолет могло лишь слегка «болтануть», никакой потери управляемости быть не могло — это довольно кратковременное явление.

Если разведчик летит над международными водами, приближаясь к границе, наши самолеты имеют право подойти, предупредить его и сделать соответствующий маневр. Если в итоге западный самолет попал в воздушный поток — ничего страшного.

Самолеты в составе группы также часто попадают в спутную струю: когда ведомый не выдерживает дистанцию до ведущего, его также «подбрасывает», при этом управление не теряется. Иначе машины постоянно бы врезались друг в друга на различных показательных выступлениях.

RC-135U — самолет радиоэлектронной разведки, он снимал на данном направлении параметры нашей противовоздушной системы. Вопрос Пентагону — какого черта делают эти самолеты в международных водах Черного моря? Мы же ведь не летаем вдоль их Майами, снимая параметры системы ПВО США…

Полеты их самолетов-разведчиков над международными водами вблизи наших границ — это, по сути, провокации. Пусть скажут «спасибо», что наши летчики действуют крайне аккуратно и профессионально, и экипаж их самолета, извините за грубость, не пошел на корм рыбам. Поскольку мы знаем, что инцидент с нашим бомбардировщиком Су-24М, сбитым турецкими ВВС в небе Сирии, был хорошо спланированной акцией, и явно инициативой не только турецкой стороны. Мы помним, какую нелепицу тогда несли турки, утверждая, что, якобы, предупреждали наш экипаж аж 10 раз. В этом случае при скорости 810 км/ч, российский самолет должен быть лететь за пределами границы с Сирией 61 км, если не больше.

Член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук Константин Сивков говорит, что даже в годы «холодной войны» такие ситуации в воздухе не назывались инцидентами и порой даже не афишировались.

— Я хорошо помню случай, когда с норвежским береговым патрульным самолётом Lockheed P-3 Orion сильно сблизился наш Су-27: попав случайно в воздушную неоднородность, его качнуло, и он килем ударил по P-3. В итоге норвежский самолет потерял часть крыла, а наш — часть киля, и они еле-еле дотянули до баз. Никакого шума из этого тогда не было.

В 70-е американские McDonnell Douglas F-4 Phantom II не раз сталкивались с нашими тяжелыми самолетами, которые осуществляли патрулирование. И никакого воя тоже не поднималось.

Технические характеристики разведывательной аппаратуры RC-135U засекречены. Как говорит бывший полковник Генштаба ВС РФ Михаил Ходаренок, объем информации, который может получить самолет, достаточно велик.

— С большой вероятностью он определяет частоту и позиции средств ПВО. Когда то или иное средство, станция разведки и целеуказания, локатор подсветки и наведения выходит в эфир, то мгновенно засекается его частота, точка дислоцирования.

Когда летают такие самолеты, обычно вводятся те или иные режимы радиомаскировки с тем, чтобы ограничить выход в эфир средств ПВО. Цель — не допустить определение их координат. В военное время после вылета такого самолета надо срочно менять позиции. В мирное, конечно, такой необходимости нет, тем не менее, я бы не стал преуменьшать разведывательные способности этого самолета, точнее — его аппаратуры. Они очень мощные. В технологическом плане американцы ушли далеко вперед.

Я не думаю, что из полета RC-135U делается тайна, и он обязательно летит с выключенным транспондером. Тайна — в его разведывательных возможностях. Вообще, средства ведения разведки у американцев на такой высоте, что даже наши специалисты не всегда понимают, как Штаты получают информацию. Возможно, что наши сведения об аппаратуре RC-135U уже устарели…

Что касается разведки в целом, то к полетам таких самолетов нужно прибавить еще и возможности тех кораблей, которые на постоянной основе находятся, скажем, в акватории Черного моря. В советские времена вводились ограничения на работу радиоэлектронных средств даже тогда, когда торговые корабли стояли в порту, потому что специальную аппаратуру можно разместить и на таких судах.

Надежно укрыться все равно невозможно — ведь надо выходит в эфир. Поэтому даже в мирное время группировка систем ПВО, узлы связи, работающие радиостанции достаточно хорошо известны нашим «партнерам».

Военный аналитик, полковник ВВС Владимир Карякин говорит, что полеты военной авиации с выключенными транспондерами осуществляются для того, чтобы «не демаскировать» себя. С включенным транспондером самолет становится сразу виден любому радиолокационному средству, его полет можно даже отследить в интернете.

— Военные самолеты, в отличие от гражданских, не включают систему радиочастотной идентификации. Однако радиолокационные средства способны обнаружить любое воздушное судно независимо от степени его оснащенности средствами активного ответа.

Система «свой-чужой» крайне секретна. Когда наши самолеты, бывало, падали в Западном Берлине или угонялись, как, например, в 1976-м (тогда Виктор Беленко на перехватчике МиГ-25 перелетел в Японию), то приходилось переделывать системы опознования всей авиации, что, конечно, было крайне неприятно и дорого.

Что касается тех сведений, которые добывают самолеты-разведчики, то здесь ситуация следующая. В военное время, когда осуществляется налет, первым делом ставятся постановщики помех, которые анализируют сигналы системы ПВО, определяют частоту и т. д. для дальнейшего противодействия. Конечно, мы не знаем, что за аппаратура стоит на RC-135U, но лично я сомневаюсь, что ему удается записать частотные характеристики наших средств ПВО и их координаты. Ведь самолет в мирное время облучают дежурные локаторы, все средства системы ПВО, как во время боевой обстановки, не включаются.

В свое время я участвовал в разработке программы для разведчика-бомбардировщика МиГ-25Р, который взлетал из Восточной Германии, шел вдоль границы ФРГ и потом через Чехословакию возвращался на свой аэродром. Естественно, что эта программа определяла местоположение станций (и даже их типы), назначение, координаты. Однако насколько я помню, ни разу локаторы ПВО не были обнаружены - они просто молчали.

Справка «СП»

Самолет радиоэлектронной разведки Boeing RC-135U состоит на вооружении ВВС США. Входит в семейство самолетов-разведчиков RC-135, разработанных еще в начале 1960-х годов для замены устаревших RB-29. Модификация RC-135U (получила название «Combat Sent», от англ. слова «sentry» — «часовой») впервые совершила полет в далеком 1964 году.

Самолет предназначен для стратегической радиоэлектронной разведки, радиоперехвата, отслеживания активности неприятельских сухопутных, морских и воздушных сил. Позволяет передавать оперативные разведывательные данные непосредственно президенту США, министру обороны или другим высокопоставленным военным. Всего в 1964—1971 годах были изготовлены три RC-135U, один из них впоследствии переделан в более современную модификацию RC-135W. В настоящее время на вооружении ВВС США имеются два самолета RC-135U, они входят в состав 45-й и 97-й разведывательных эскадрилий 55-го авиакрыла при Объединенном стратегическом командовании Вооруженных сил США. Базируются на авиабазе Оффут (штат Небраска).

Длина самолета — 42,6 м, размах крыльев — 41,4 м, высота — 12,7 м, максимальная взлетная масса — 135,6 т, практическая дальность — 7,4 тыс. км.

Оба самолета этого типа оснащены системой дозаправки в воздухе. Точные технические характеристики разведывательной аппаратуры самолета засекречены. Экипаж состоит из 21 человека — двух пилотов, штурмана, двух бортинженеров, и минимум 16 специалистов по радиоэлектронной разведке, из них 6 — специалисты по конкретному региону.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня