Недавно на аэродроме Мегидо (на севере Израиля) беспилотное воздушное транспортное средство AirMule совершило свой первый «свободный» полет. До того этот БЛА испытывали «на привязи».
Как пояснил гендиректор компании Urban Aeronautics Рафи Йоэли (одной из дочерних компаний которой является фирма Tactical Robotics, разработавшая данный беспилотник), в ходе испытаний в Мегидо были продемонстрированы возможности по грузоподъемности AirMule, при этом осуществлялись полеты «за пределами угла обзора». Он выразил надежду на то, что в 2016 году удастся продемонстрировать «некоторые уникальные возможности AirMule».
Йоэли добавил, что Tactical Robotics получила сертификат «2-й категории» от Missile Technology Control Regime (MTCR) для экспортного варианта этого беспилотника, получившего наименование Cormorant.
Как сообщила газета «Глобс», БЛА Cormorant вскоре могут быть приняты на вооружение спецназа США и будут действовать в глубоком тылу противника. Но в компании Urban Aeronautics воздерживаются от подобных прогнозов. Независимые эксперты отмечают, что есть несколько конкурирующих разработок такого рода, в том числе американские.
Отмечается, что AirMule и Cormorant представляют собой компактные беспилотные однодвигательные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой. Аппарат может применяться как в дистанционно-управляемом, так и в полностью автоматическом режиме, для чего оснащается специально разработанной системой посадки.
Одним из военных применений AirMule и Cormorant может быть спасение раненых с поля боя в застроенной местности, где не может приземлиться вертолет. Кроме того, эти беспилотники могут совершать взлет-посадку на борту небольших судов. AirMule и Cormorant могут использоваться как для гражданских, так и для военных целей. В будущем такие БЛА могут стать «летающими автомобилями» широкого потребления.
Как напоминает российский военный блог bmpd, который ведут эксперты Центра анализа стратегий и технологий, БЛА AirMule разрабатывается с 2008 года по требованиям минобороны Израиля и при госфинансировании. Аппарат с максимальным взлетным весом около 1400 кг предназначен для транспортировки до 500 кг груза и рассматривается, прежде всего, как средство оперативной доставки предметов снабжения передовым частям сухопутных войск, разведывательным группам
Отряд в составе 10−12 таких БЛА будет способен обеспечить снабжение на указанной дистанции ведущей боевые действия группировки численностью до 3000 человек, отмечает блог bmpd. AirMule должен быть способен действовать в любое время суток и в условиях штормового ветра скоростью до 50 узлов. За счет небольшого размера, цельнокомпозитной конструкции и комплекса мер по понижению сигнатур AirMule будет обладать высокой скрытностью и малой заметностью. Имеется также ракетно-парашютная система аварийной посадки.
Отметим, что в военной медицине есть ключевое понятие «золотой час» для оказания помощи раненым на поле боя: если в течение первого часа после ранения солдат получит полноценную медицинскую помощь, то вероятность его спасения повышается до 90%. Задержка в оказании помощи только на два часа приводит к тому, что число выживших после ранения стремительно падает до 10%. Поэтому такая беспилотная разработка, по идее, была бы незаменимым решением для эвакуации раненых военнослужащих из зоны боестолкновения. Но реально ли принятие такого аппарата на вооружение в среднесрочной перспективе?
Эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов замечает, что испытания первого прототипа AirMule в режиме висения были начаты в январе 2010 года, а с декабря 2013 года он испытывался «на привязи».
— Последняя новость, распространенная пресс-службой Tactical Robotics, была об очередном этапе испытаний аппарата в режиме свободного полета. До этого аппарат летал на «привязи». Висение или полеты на малой высоте на «привязи» — это, в общем-то, обычная практика в ходе летных испытаний аппаратов вертикального взлета-посадки. В том числе — беспилотных.
В числе потенциальных задач для применения данного БЛА рассматриваются такие, как доставка грузов — боеприпасов, медикаментов, продовольствия
Защита отсека для транспортировки раненых от стрелкового оружия, по-видимому, возможна с использованием типичного в таких случаях решения — бронекапсулы. Кроме того, можно также предположить возможность оснащения аппарата тепловыми ловушками. Тем не менее, думаю, что данный БЛА, благодаря органической «неторопливости», будет достаточно легкой целью для противника, что, в целом, ставит под вопрос целесообразность его применения для транспортировки раненых военнослужащих.
Разработчики говорили, что Пентагон проявлял интерес к данному БЛА. Однако на настоящий момент нет подтверждения, чтобы этот интерес был подкреплен какими-то обязывающими документами.
Кроме того, при создании БЛА использована довольно необычная аэродинамическая схема, что, разумеется, требует нетривиальных подходов в части создания и настройки системы управления. Думаю, эта задача потребовала (и еще потребует) значительной доли ресурсов. Проще говоря, этот проект — в некотором роде «долгострой». Поэтому не исключено, что работы по данному проекту не будут еще раз «сдвинуты вправо» в план-графике.
Если посмотреть на данную разработку несколько шире, как на летающие автомобили или мотоциклы, то можно сказать, что в мире имеются похожие проекты, которые предполагаются в пилотируемом или беспилотном вариантах, как для военных, так и для гражданских задач. К примеру, аппарат Aero-X компании Aerofex, или Ehang 184 компании Ehang.