25 января прозвучало заявление контр-адмирала британского военно-морского флота о том, что исключить возможность применения ядерного оружия по объектам террористической организации «Исламское государство» * нельзя.
Цель заявления британского адмирала — формирование морально-психологической основы перехода к применению ядерного оружия в локальных войнах.
Война в Сирии набирает обороты. Успехи сирийской армии (пусть пока еще и весьма ограниченные), которая во взаимодействии с группировкой российских ВКС постепенно отвоевывает у террористов территорию страны и нанося главный удар в направлении турецкой границы, имеет немалые шансы отрезать «Исламское государство» и другие террористические организации от их баз в Турции, ставят под серьезную угрозу интересы самой Турции в этом регионе. Успешные действия пусть и весьма малочисленной группировки российских ВКС в Сирии на фоне весьма ограниченной результативности ударов авиации США и их союзников по антитеррористической коалиции ставят под серьезную угрозу сохранность американского и британского влияния в этом регионе. Естественное желание антисирийских игроков, как региональных, так и глобальных, затруднить действия группировки российских ВКС, воспрепятствовать перекрытию коммуникации Турция-«Исламское государство» спровоцировало нарастание военной напряженности между НАТО и Россией, в особенно в российско-турецких отношениях. Апогеем этого стало уничтожение турецким истребителем российского бомбардировщика Су-24М в сирийском воздушном пространстве, а также последующие за этим события.
И вот в этих условиях 25 января прозвучало заявление контр-адмирала британского военно-морского флота о том, что исключить возможность применения ядерного оружия по объектам террористической организации «Исламское государство» нельзя. По его мнению, это допустимо для предотвращения захвата террористами новых территорий в Сирии. Другим основанием для применения ядерного оружия Британией в Сирии является угроза получения боевиками «грязной бомбы» — одного из вариантов радиологического оружия. Интересно, что для ядерного удара по «Исламского государству», по мнению этого офицера, целесообразно применить стратегическое оружие — баллистическую ракету морского базирования американского производства «Трайдент-2», которая состоит на вооружении британских ракетных атомных подводных лодок типа «Вэнгард».
Надо заметить, что боевая часть ракеты комплектуется 8 или 14 боевыми термоядерными блоками мощность соответственно 450 и 100 кТ. То есть удар по террористам даже одной такой ракеты предполагает поражение территории Сирии 8-ю полумегатонными ядерными взрывами или 14-ю стокилотонными. Если же предположить, что боеголовка МБР будет иметь сокращенный состав ядерных блоков, то возникает вопрос — зачем ее вообще применять, если в Европе имеется около 500 единиц тактических ядерных боеприпасов. Да и возможно ли вообще решать заявленные боевые задачи ядерным ударом, и какова будет цена такого решения?
Прежде всего, стоит начать с последнего вопроса. Совершенно очевидно, что цена такого «спасения» для Сирии будет чудовищной. Ведь боевики ИГ стараются дислоцироваться в населенных пунктах или вблизи них. В пустыне делать нечего. А это означает, что любой ядерных удар приведет к практически полному уничтожению мирного населения, жертвы которого составят по грубым оценкам не менее 90−95% от общих людских потерь. Радиоактивное заражение местности в районе взрывов и по направлению распространения радиоактивного облака сделает эти районы страны непригодными для проживания людей на длительную перспективу. Заражение продуктами ядерного распада будет распространено и на прилегающие к Сирии страны. То есть, удар будет нанесен не по боевикам ИГ, а фактически именно по Сирии, по ее населению и экономике.
Что касается боевиков ИГ, то результативность ядерного удара по ним будет отнюдь не столь сокрушительной. Безусловно, в пределах радиуса до 15−35 км от эпицентра (в зависимости от мощности взрыва) вся открытая живая сила боевиков погибнет. Будут на больших удалениях уничтожены материально-технические средства ведения войны. Однако укрытые в фортификационных сооружениях боевики даже в пределах 10 км от эпицентра сохранят боеспособность и даже отказавшись от сопротивления в данном районе. смогут перебраться в другой.
Иными словами, такой удар остановит наступление боевиков в одном из оперативно важных районов Сирии путем уничтожения почти всей страны и ее населения.
Не многим лучше обстоит дело и с предотвращением обретения боевиками ИГ «грязной» бомбы. Предполагается, что ее компоненты будут поставляться в Сирию из разных стран по различным маршрутам. После сборки вряд ли боевики будут долго ее держать в одном месте, опасаясь ударов по месту хранения бомбы силами авиации и спецназа. Вероятнее всего, они будут непрерывно перемещать бомбу по территории Сирии до момента принятия решения на применение, после чего ее по выбранному маршруту будут доставлять к цели. То есть возможностей уничтожения такой бомбы ядерным ударом МБР практически не существует.
Отсюда следует вывод, что заявленные британским адмиралом цели ядерного удара по Сирии — не более чем блеф. Реальные цели совершенно иные. И понять их можно, если обратиться в прошлое. А в прошлом мы видим, что ни «грубая», ни «мягкая сила», не помогли англосаксонской элите взять под контроль мировой энергетический центр — БСВ и Северную Африку. Поэтому остался практически единственный пока не использованный инструмент — ядерный шантаж. Правда, для его использования пока не созрело общественное мнение, прежде всего в самих США и Англии. Но самым главным фактором, мешающим перейти к открытому ядерному шантажу остается Россия с ее ядерным потенциалом. Вот поэтому ее надо срочно дискредитировать и уничтожить. В этом основная подоплека санкций и резкого роста попыток дестабилизации нашей страны.
В этом контексте вполне понятны цели заявления британского адмирала — это формирование морально-психологической основы перехода к применению ядерного оружия в локальных войнах, причем, по возможности, без санкции ООН. Надо заметить, что британский адмирал, находясь на действительной военной службе, никогда не сделал бы подобного заявления без санкции руководства. Такие офицеры — это профессионалы высочайшего класса и прекрасно понимают все аспекты применения ядерного оружия. Надо полагать, что скандальное заявление является информационной акцией официальных властей Англии. А это означает, что англосаксонская элита, не дожидаясь развала России, приступила к подготовке перехода к применению ядерного оружия в конфликтах 21-го века. Но ядерное безумие должно быть остановлено.
Автор — член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.