В нашей стране назрела необходимость создания аналога иностранных ЧВК. В правительстве России и в других органах власти, в экспертном сообществе есть горячие сторонники такого шага, но есть и противники.
28 января в Государственной Думе РФ прошел круглый стол, посвященный проблеме законодательного обеспечения частной военной деятельности в России. Сначала стоит отметить, что это не охранная деятельность и соответствующие ЧОПы. Речь шла именно о создании условий для возникновения частных военных кампаний и легализации их деятельности в России и за рубежом. Главным организатором этого круглого стола выступил депутат Г. С.Носовко из фракции «Справедливая России». Соорганизаторами выступили представители Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития», от этой же организации был и основной докладчик, который в своем докладе изложил основные положения предлагавшегося законопроекта и обоснование к нему.
С точки зрения представительности, круглый стол получился весьма основательным. Всего на него было приглашено 75 человек, большинство из которых приняли приглашение и участвовали в работе круглого стола. В их числе были представлены депутаты и сотрудники аппарата Государственной Думы, представители ВС, МВД и спецслужб России, руководители крупных ЧОП и эксперты. Так что обсуждение получилось достаточно основательное.
В раздаточном материалах был представлен проект Федерального закона «О частной военно-охранной деятельности» и проект Международной конвенции о контроле, надзоре и мониторинге за частными военными и охранными предприятиями, а также концепция развития такой деятельности в России.
В основном докладе были изложены условия и основания создания в России законодательной базы для возникновения у нас аналога ЧВК, цели и задачи, которые они могут решать, а также положения (правовые и организационные), обеспечивающие контроль государства над деятельностью отечественных частных военных организаций. При этом было особо подчеркнуто, что в России не следует идти путем копирования иностранного опыта. Терминологически это выражалось в том, что в законопроекте отказались от понятия «частные военные компании», заменив их понятием «частные военно-охранные предприятия и организации», что соответствует российскому законодательству в сфере предпринимательства.
Анализ содержания представленного проекта свидетельствует, что он разработан на основе имеющихся законов, регламентирующих охранную деятельность. Ключевые положения, определяющие роль и место этого вида частного предпринимательства, содержались в первых 10-ти статьях этого законопроекта. Здесь в статье 4 были указаны цели и задачи военно-охранной деятельности. Среди целей следует выделить несколько ключевых, определяющих общее назначение военно-охранной деятельности в России: участие в обеспечении национальной безопасности путем выполнения и оказания военно-охранных работ и услуг; участие в защите национальных интересов Российской Федерации путем выполнения и оказания военно-охранных услуг за пределами ее территории; развитие международного военного сотрудничества Российской Федерации; снижение уровня военных и террористический угроз.
Виды военно-охранной деятельности в проекте закона разделены на две группы: военные и охранные.
К числу первых отнесены: обучение личного состава силовых структур государства территориальной юрисдикции; обслуживание и ремонт боевой техники и вооружения; услуги военного консалтинга; обеспечение поставок военного обмундирования и снаряжения; выполнение строительных работ военного назначения; разминирование территории, зданий и сооружений; предоставление услуг военных переводчиков.
В числе вторых названы: охрана объектов различного назначения; обеспечение защиты жизни и здоровья физических лиц; охрана конвоев колонн, а также морских судов, в том числе вооруженная; услуги охранного консалтинга; работы по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств защиты и охраны, средств идентификации грузов, досмотровой и антитеррористической техники.
В остальных частях этого законопроекта детализируется и регламентируется деятельность и полномочия военно-охранных предприятий и их сотрудников.
Выступающие в прениях в целом признавали, что необходимость создания в России аналога иностранных ЧВК уже назрела. Отмечалось, что необходимость их создания диктуется появлением новых форм современных войн, в частности гибридных (по западной терминологии), решением задач обеспечения территориальной обороны и рядом других задач, которые сегодня затруднительно или порой даже невозможно эффективно решить с использованием официальных государственных силовых структур.
Вместе с тем, в своем большинстве выступающие признавали, что представленный законопроект еще не вполне доработан и нуждается в существенном усовершенствовании. Отмечалась необходимость разделения частной военной и охранной деятельности и, соответственно, частных военных и охранных предприятий и организаций. Указывалось на необходимость более четкого определения механизмов контроля со стороны государства и общества за частными военными организациями. Были и другие претензии к законопроекту. В целом было принято решение о целесообразности создания рабочей группы для его доработки.
Следует отметить, что проблема создания в России ЧВК или аналогичных структур уже давно обсуждается в экспертном сообществе и среди законодателей. Борьба вокруг будущих российских частных военных предприятий и организаций только разгорается и представленные цели и виды деятельности военно-охранных предприятий дают достаточно полное представление, в каком русле идет работа в этой сфере.
Автор — член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук