На этой неделе российская авиационная группа, базирующаяся в Сирии, была усилена четырьмя многоцелевыми сверхманёвренными истребителями Су-35С. Их относят к поколению 4++, однако при рассмотрении возможностей этой уникальной машины хочется приписать ей еще один плюсик. Поскольку этот истребитель, как никакой другой в мире, наиболее близок к пятому поколению. Это, по сути, младший брат перспективного истребителя пятого поколения Т-50, который ОКБ Сухого намерено запустить в серию в следующем году. Дело в том, что многие системы, включая двигатель, у них общие.
Су-35С не удовлетворяет лишь двум требованиям, предъявляемым самолетам следующего поколения, — по малозаметости и по принципу действия бортовой РЛС.
Существует 14 критериев принадлежности летательного аппарата к пятому поколению. И, как это ни странно, не всякий самолет, объявленный производителями таковым, всем им удовлетворяет. Пять лет назад независимая австралийская аналитическая организация Air Power Australia провела «ревизию» соответствия рекламных проспектов реальному положению вещей для «американцев» F-22, F-35, «китайца» J-12 и «россиянина» Т-50. Вне конкурса в сравнении участвовал Су-35С. Принцип был простым. Если самолет соответствует тому или иному критерию, то к его сумме приплюсовывалась единичка. В случае несоответствия — вычиталась.
Результаты оказались неожиданными. Т-50 — плюс 8. F-22 и Су-35С — плюс 2. J-12 — 0. F-35 — минус 8.
Разумеется, ВВС России и США используют разные концепции при формулировании требований к истребителям. У нас упор делается на сверхманёвренность. И тут у России громадный отрыв. Су-35С является абсолютным рекордсменом по этому параметру. Многое из того, на что он способен в воздухе, F-22 и не снилось. Например, «блинчик» — разворот на 360 градусов в горизонтальной плоскости без потери скорости и высоты. Ни один из «американцев» не дорос даже до «кобры Пугачева», которую делают другие наши истребители. На авиасалоне в Ле Бурже, где самолет впервые продемонстрировал свои летные возможности, его назвали «русским НЛО».
Американцы делают упор на дальнобойность ракетного вооружения «воздух-воздух» и эффективность РЛС. Этот принцип формулируется, как «первым обнаружил — первым уничтожил». При этом на F-22 возможность работы по наземным целям реализована по остаточному принципу. Этот самолет способен нести лишь две корректируемые авиабомбы. Отсутствует и специализированное бомбардировочное оборудование. Бомбы, наводящиеся по сигналу GPS, способны поражать лишь неподвижные цели.
Согласно избранной концепции, бомбы GBU-40, имеющие дальность 110 км, сбрасываются за пределами зоны действия ПВО противника. Однако это справедливо разве что при условии противостояния американскому ЗРК «Патриот». Наши же С-400 справляются с самолетами в радиусе 400 км.
В этом отношении Су-35С, вооруженный ракетами «воздух-поверхность» гораздо эффективнее. Х-31 имеет дальность 160 км, Х-59 — 285 км. При этом ракеты «Патриота» дотягиваются лишь до тех аэродинамических целей, которые находятся в радиусе 80 км от пусковых установок.
У кого g больше
Что же касается воздушного боя, то и тут не все однозначно, несмотря на реализованный американскими конструкторами принцип «первым обнаружил — первым уничтожил». F-22 оснащен ракетами AIM-120C-7 с дальностью 120 км и скоростью, равной 4 М. В настоящее время происходит их замена на AIM-120D, которые имеют дальность 180 км.
Су-35С противопоставляет им Р-27 (110 км, 4,5М). Но это преимущество американских истребителей было заложено тогда, когда создавался F-22. И когда казалось, что российская отрасль так и останется лежать в руинах. Однако сейчас к Су-35С «привязываются» ракеты Р-37, разработка которых была прервана в связи с разрывом отношений между Россией и Украиной. Дальность Р-37 — 300 км. Более того, заканчивается проектирование ракеты КС-172 для истребителя пятого поколения ПАК ФА Т-50. Ее дальность равна 400 км. Она подходит и для Су-35С, поскольку два этих самолета имеют примерно одинаковую систему управления вооружением. При этом ракета способна поражать цели, маневрирующие с перегрузкой 12g. То есть от нее пилоту уже не увернуться: максимальная эксплуатационная перегрузка F-22 — 9,5g. У Су-35С — 9g. В то же время американские ракеты сбивают цель, маневрирующую с перегрузкой в пределах 10g. Т.е. это где-то совсем рядом, и шансы пилота Су-35С уйти от ракеты AIM-120 весьма велики. Следует учитывать и такое громадное достоинство, как сверхманёвренность нашего истребителя.
То есть с принципом «первым уничтожил» у «американца» дела обстоят не так здорово. Но «первым увидел», пожалуй, это справедливо. Это достигнуто за счет малозаметности F-22. Принимать в расчет приводимые в рекламных проспектах производителя такого параметра как ЭПР (эффективная площадь рассеивания) следует с большой осторожностью. Но одно можно сказать однозначно: самолет, при создании которого в полном объеме использовались стелс-технологии, всегда менее заметен, чем тот, в котором эти технологии применяли по минимуму.
Заочное состязание РЛС
Однако громадную роль в раннем обнаружении играет и бортовая РЛС. И тут «американец», казалось бы, тоже вне конкуренции — он работает с РЛС с активной фазированной решеткой (АФАР), на Су-35С — решетка пассивная.
Главное достоинство АФАР состоит в том, что такая РЛС практически не может выйти из строя. За исключением, конечно, прямого попадания снаряда. В ПФАР матрицу излучающих антенн обслуживает один усилитель, который раздает мощность на все излучатели. В АФАР для каждого излучателя есть свой усилитель. И отказ одного или нескольких из них (их больше тысячи) не приводит к отказу всей РЛС. Также точность РЛС с АФАР несколько выше, и она способна отслеживать большее количество целей.
Но все это — теория. Специалисты НИИП им. В.В.Тихомирова приложили максимум усилий, чтобы свести к минимуму недостатки пассивной решетки. Их РЛС Н035 «Ирбис» в чем-то уступает американской РЛС AN/APG-77, установленной на F-22, но в чем-то и выигрывает. Выигрывает по главному критерию — дальности обнаружения целей. Цели с ЭПР, равной 1 кв.м., Су-35С отлавливает на расстоянии 300 км. Причем это расстояние не зависит от ракурса цели. Американская же РЛС — на расстоянии 225 км, при режиме перестраивания частоты — на 190 км.
В случае самолета с ЭПР, равной 0,01 кв.м., «Ирбис» засекает его на расстоянии 90 км. Американцы таких данных не приводят. Но, понятно, это расстояние меньше, если экстраполировать значение параметра при ЭПР 1 кв.м.
Угол обзора «Ирбиса» — +/- 120 градусов. У AN/APG-77 — +/-60 градусов. То есть «американец» хорошо работает с целями, расположенными прямо по курсу. Есть и еще один плюс — у «Ирбиса» помимо электронного отклонения луча есть и механический поворот матрицы. За счет этого он способен посылать луч точно на цель. AN/APG-77 видит цели, расположенные не по курсу движения, «боковым зрением». Это приводит к уменьшению дальности обнаружения.
«Американец» может отслеживать 100 целей и одновременно обстреливать 20 (правда, у него нет столько ракет). У Су-35С эти параметры скромнее: 30 и 8.
В Су-35С используется оптико-локационная система ОЛС-50М, в состав которой входит уникальная по разрешающей способности и дальности QWIP-матрица, работающая в видимом и инфракрасном диапазоне. Она позволяет сопровождать цели на дальности до 80 км. Ее, в отличие от РЛС, обнаружить невозможно, поскольку она ничего не излучает. ОЛС позволяет пилоту на определенной дистанции отключать РЛС. Такой станции на F-22 нет.
С-35С обладает целым рядом характеристик, присущих пятому поколению истребителей. К ним относится способность совершать сверхзвуковой полет в бесфорсажном режиме. На истребителе установлен тот же двигатель, что и на Т-50, но другой модификации — АЛ-41Ф1С, созданный на НПО «Сатурн». В нем используется плазменная система зажигания. Двигатель обеспечивает самолету дальность, недостижимую для F-22, почти вдвое большую.
Также самолет оборудован «стеклянной кабиной» — имеются 3 дисплея, работающие в многоэкранном режиме, и голографический индикатор на лобовом стекле.
В настоящий момент на вооружении ВКС находятся 40 Су-35С. Еще 8 самолетов должны быть поставлены, согласно контракту, заключенному в 2009 году. В конце прошлого года был заключен новый контракт на поставку еще 50 самолетов.
ЛТХ Су-35С и F-22 Raptor
Длина: 21,9 м — 18,9 м
Высота: 5,9 м — 5,09 м
Размах крыла: 14,75 м — 13,6 м
Площадь крыла: 62 кв.м. — 78 кв. м
Масса пустого: 19000 кг — 19700 кг
Максимальная взлетная масса: 34500 кг — 38000 кг
Масса топлива: 11500 кг — 8200 кг
Нагрузка на крыло при максимальной взлетной массе: 611 кг/кв.м. — 487 кг/кв.м.
Тяга двигателей: 2×8800 кгс — 2×10000 кгс
Тяга на форсаже: 2×14500 кгс — 2×15876 кгс
Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч — 1490 км/ч
Максимальная скорость на высоте: 2500 км/ч — 2410 км/ч (в мирное время ограничена до 2М)
Максимальная бесфорсажная скорость: 1,1М — 1,7 М
Боевой радиус: 1600 км — 760 км
Практический потолок: 19000 м — 19500 м
Боевая нагрузка: 8000 кг — 10300 кг