Интервью с бывшим сотрудником американской разведки, приехавшим помогать Донбассу
В сентябре прошлого года замминистра обороны США Боб Ворк, посетив Исландию, убедил правительство островного государства в том, что необходимо вернуться к «старым добрым временам» «холодной войны». При этом в ход были пущены два аргумента.
Во-первых, в Исландии нет своей армии. И защитить ее в случае военного инцидента будет некому кроме Америки.
Во-вторых, инцидент этот не за горами, буквально на носу. Русские непременно нападут на Исландию. О чем свидетельствует активизация российского подводного флота в регионе. Собственно, на эту тему недели две подряд высказываются все натовские генералы: ИГИЛ* на Ближнем Востоке — это, конечно, плохо, но куда опаснее для старушки Европы выбравшийся из клетки свирепый русский медведь.
И в конце этой недели Исландия гостеприимно распахнула двери для военных США, которые начали восстанавливать свою военную базу в Кефлавике, расположенном всего в тридцати километрах от Рейкьявика.
База была основана во время Второй мировой войны. Ее основой стал военный аэродром, на котором базировались самолеты морской авиации США. Здесь же принимали транспортные самолеты, которые быстро забросили на остров военную технику и контингент, благодаря чему было сформировано еще несколько баз.
После того, как фашизм был повержен, исландцы предприняли попытку распрощаться с американскими военными. Однако им было сказано, что база будет действовать до тех пор, пока из Германии не будут выведены оккупационные войска.
Но с началом «холодной войны» американцы не бросили друзей в беде, ими было продавлено решение исландского парламента о передаче США базы в Кефлавике на постоянной основе.
Интервью с бывшим сотрудником американской разведки, приехавшим помогать Донбассу
В середине 50-х годов в Исландии развернулось мощное движение за вывод американских войск с территории острова. Дело дошло до того, что правительство предъявило Белому дому ноту с соответствующим требованием. К чему американцы отнеслись с нескрываемым недоумением: будут тут шуметь всякие, которых три сотни тысяч и которые могут только селедку ловить.
Но все-таки исландцам удалось добиться вывода из страны ядерного оружия. Произошло это в 1985 году. Но база существовала до 2006 года, после чего аэродром был передан в безраздельное владение Исландии.
Однако, как видим, ненадолго. Восстановить базу юридически оказалось не столь и сложно, поскольку между Исландией и США уже почти 70 лет действует соглашение об обороне.
Колониализм по-американски
Свою волю военные США навязывали и куда более сильным и независимым европейским государствам. Во время «холодной войны» американские базы росли в Старом свете, как грибы после дождя.
При исследовании проблемы необходимо четко представлять, что юридически оформленные как базы НАТО в подавляющем большинстве (до 90%) являются базами США. Потому что их управление подчинено американскому военному ведомству. И тон на них задают именно американские военнослужащие. Прекрасное тому подтверждение — развертывание ЕвроПРО, где и военная техника, и оперативное управление — всё американское.
За годы «холодной войны» американское военное присутствие в Европе выросло до рекордных масштабов. Как заявил три года назад главнокомандующий Европейского командования вооруженных сил США и он же главнокомандующий вооруженных сил НАТО в Европе адмирал Джеймс Ставридис на слушаниях в Палате представителей, раньше американцы присутствовали на почти 1200 европейских базах. И воинский контингент приближался к полумиллиону.
И вдруг, сообщая о современном состоянии, адмирал сказал нечто, никак не сообразующееся не только с реальным положением вещей, но и со здравым смыслом. На 15 марта 2013 года США имели всего 21 базу.
Секрет такого лукавства заключается в принятой в 2003 году новой классификации американского присутствия за границей. Все существующие заморские американские объекты были поделены на 12 категорий. И лишь за двумя видами оставили статус базы — капитальная операционная база (Main Operating Base) и операционная база передового базирования (Forward Operating Base). Но от этого лукавства все остальные объекты не перестали быть военными и американскими.
Правда, после окончания «холодной войны» присутствие американцев и их техники в Европе несколько сократилось. Однако все базы продолжали существовать и не делались при этом менее военными. В них поддерживался уровень готовности для того, чтобы в случае необходимости забросить необходимое количество вооружения и солдат.
Иначе и быть не может. Американский писатель, профессор Калифорнийского университета, участник войны в Корее Чалмерс Джонсон, который в 70-е годы был консультантом ЦРУ, подверг крайне интересному анализу институт зарубежных баз США: «Американские базы за рубежом приносят огромные доходы гражданским отраслям промышленности, не говоря уже об „оборонке“, разрабатывающей и выпускающей оружие для вооруженных сил. Множество компаний заключают контракты на построение и содержание разбросанных по миру баз. Одной из задач таких гражданских контракторов является размещение носящих форму слуг империи в комфортабельном жилье, хорошо кормить, снабжать их развлечениями и доступными по ценам условиями для проведения отпусков. Например, в канун второй войны с Ираком, в то время, когда Министерство обороны заказывало дополнительные запасы крылатых ракет, оно также заказало 273 000 бутылок лосьона для загара марки Native Tan, в 3 раза увеличив их количество, заказанное в 1999 году».
Джонсон отмечает, что современный колониализм отличается от того, который существовал до середины прошлого века. Американская версия колониализма — это сеть военных баз. Вместе с тем, будучи патриотом своей страны, Джонсон предостерегает: «Уже достаточно высокоразвитые военные базы находятся накануне качественно нового скачка, который почти наверняка растянет наших военных по всему миру, так, что они будут неспособны его контролировать, — что, в свою очередь, нанесет смертельный финансовый удар по стране и удар по нашим демократическим институтам».
Движение на Восток
Вполне понятно, что Западная Европа нашпигована американскими базами под завязку. И рост их количества в Старом свете возможен лишь за счет перемещения части сил из Западной в Восточную Европу. К тому же после распада Варшавского договора советские войска оставили на этой территории прекрасную военную инфраструктуру — аэродромы, полигоны, систему коммуникаций.
Одной из первых восточноевропейских колоний США стала Румыния. Аэродром «Михаил Когэлничану» в 2005 году стал базой ВВС США. Президент Румынии Траян Беседку заявил по этому поводу: «Мы ждали американцев более 60 лет». При Буше американцы получили в свое распоряжение еще три бывшие советские базы, располагавшиеся в Румынии: полигон Бабадага (уезд Тульча неподалеку от румыно-украинской границы), горную военную базу Чинку и базу Смырдан недалеко от границы с Молдавией. При Обаме в деревне Девеселу начали размещать систему ПРО.
США начали создавать мощную базу «Бондстил» на территории Сербии в 1999 году. Точнее — в Косово. Вполне понятно, что крупные финансовые вложения в это дело они не могли пустить на произвол судьбы. Так что признание суверенитета Косова — было абсолютно запрограммированным делом. Еще одна база, созданная в Косово, — «Кэмп-Монтейс».
Не осталась в стороне от распродажи советского военного имущества и Болгария. Она предоставила Пентагону в полноправное владение полигон «Ново село» (близ города Сливен) и авиабазы «Безмер» (город Ямбол) и «Граф Игнатьево», а также склады в районе города Айтоса.
По мнению спецслужб США, РФ угрожает им в космосе, киберпространстве и в Сирии
Дольше всех не была подвергнута «воинскому призыву» Польша. Ее очередь настала при развертывании системы ЕвроПРО. В связи с чем в городе Моронге, расположенном в 55 километрах от нашей Калининградской области, разместили системы противовоздушной обороны «Патриот» и противоракеты SM3. Также заключена договоренность между Варшавой и Вашингтоном о создании еще пяти баз, на которых разместятся склады тяжелой военной техники.
В прибалтийских республиках американских баз пока нет. Несмотря на то, что их правительства начали еще в 1991 году стенать о том, что русский сапог вот-вот растопчет их демократии. Однако на прибалтийских аэродромах базируется несколько десятков самолетов ВВС США, которые осуществляют патрулирование границ.
И, наконец, о «новоиспеченной» Украине. Несомненно, в обозримом будущем Вашингтон не решится на столь рискованный шаг как строительство военных баз в этой стране. Уж больно нестабилен киевский режим.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.