Пробуждение «больного человека Европы» в лице переживающей ренессанс идеологии неоосманизма Турции происходит на фоне приготовлений Альянса к открытию второго скандинавского фронта на потенциальном театре военных действий против России.
Как сообщила пресс-служба Вооруженных сил Норвегии, в период с 19 февраля по 22 марта натовцы превратят Северную Европу в гигантский полигон для проведения крупномасштабных международных учений, в которых примут участие 16 тысяч военнослужащих из 14 стран. Предполагается, что в приарктических манёврах будут задействованы «штыки» из Норвегии, Бельгии, Канады, Дании, Финляндии, Франции, Латвии, Нидерландов, Польши, Швеции, США, Германии, Испании и Великобритании. Обращает на себя внимание, что в традиционную натовскую «колоду» «затесались» формально нейтральные Швеция и Финляндия. Причём совсем не случайно: руководство этих стран уже давно демонстрирует рвение североатлантических неофитов.
Непосредственные учебные задания будут отрабатываться в районах центральной Норвегии, а также в шведском и норвежском воздушных пространствах между Осло и приарктическими районами страны. По официальной легенде это связано с необходимостью разрешения кризисной ситуации и организации международных действий в субарктическом климате. Впрочем, само название учений — «Cold Response-2016» («Холодный ответ») не оставляет сомнений в их истинной подоплёке как мобилизации сил Альянса в ответ на т.н. «вызов российской угрозе».
Военные будут оттачивать взаимодействие во всех средах — на земле, воде, в воздухе и… даже под землёй. Дело в том, что США хранят в пещерах на территории Норвегии тяжёлую военную технику. Часть которой будет задействована в предстоящих учениях НАТО. Оборудованные системой климат-контроля норвежские пещеры уже давно используются американцами в качестве подземных баз. В этом качестве они были задействованы до конца 1980 гг. как часть программы по сдерживанию СССР. Однако после развала Союза и окончания «холодной войны» такая необходимость, казалось бы, отпала. Представители Пентагона даже отказались тратить средства американских налогоплательщиков на содержание дорогостоящего пещерного комплекса.
Но норвежцы проявили поистине скандинавскую сдержанность и предусмотрительность, не спеша избавиться от созданной самой природой военной инфраструктуры. В годы потепления отношений между РФ и Западом эти объекты находились на содержании Осло.
Зато теперь наступление очередного военно-политического «ледникового периода» в отношениях с Россией натовцы встречают во всеоружии. В настоящее время комплекс, в котором законсервированы 6,5 тыс. единиц техники, обслуживают 100 американских и норвежских военнослужащих. Этого достаточно, чтобы укомплектовать 15 тыс. морских пехотинцев. В частности, речь идет о танках, артиллерийских установках и оборудовании, важном с точки зрения логистики.
Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов связывает проведение натовских учений в Норвегии и Швеции с обострением борьбы за Арктику.
— Представители Госдепа США неоднократно заявляли, что будут защищать свои интересы в этом регионе. Им вторят Канада и Дания, которые тоже декларируют свои права на огромную часть арктического шельфа. Претензии стран Альянса простираются вплоть до Северного полюса. Страны НАТО собираются усиливать свой ледокольный флот, который пока проигрывает российскому.
Это мотивируется начавшейся кампанией по возвращению российских ВС на наши северные рубежи. При этом на Западе почему-то забывают о том, что военное присутствие в Арктике в советские времена было очень значительным. Фактически, Минобороны РФ лишь занимается восстановлением того, что было, а никак не экспансией. В условиях «холодной войны» потенциальному северному фронту уделялось большое внимание. Поскольку в Северном Ледовитом океане могут спокойно действовать подводные лодки противника. Отслеживать ситуацию в регионе и подкреплять свои интересы военными силами в советские времена считалось абсолютно естественной вещью. И никто на Западе не поднимал по этому поводу шум.
«СП»: — Восстановление российского присутствия в Арктике вполне естественно ещё и в контексте процесса потепления климата.
— Конечно, в таких условиях Северный морской путь становится ещё более важной транспортной магистралью. Это самая короткая дорога из Атлантического океана в Тихий. Соответственно, для многих стран вырисовывается заманчивая перспектива взять её под свой контроль.
Необходимо обратить внимание на фактор пещер в Норвегии, которые представляют собой современные базы хранения техники. В ходе учений «Холодный ответ-2016» будет на практике «обкатано» использование этой инфраструктуры. А также проверена мобилизационная готовность НАТО в суровых климатических условиях.
Натовцы не собираются значительно наращивать воинский контингент в этом регионе. Что, собственно говоря, и не требуется. Гораздо важнее способность задействовать базы хранения тяжелой военной техники. Оперативно перебросить личный состав можно за считанные часы. А доставка вооружений и техники займёт пару недель.
«СП»: — Обращает на себя внимание, что на участие в учениях «подписались» самые оголтелые критики России, которые в последнее время занимаются откровенным кликушеством, муссируя тему возможной ядерной агрессии со стороны Москвы.
— Я согласен с тем, что, в основном, это страны, руководство которых придерживается жёсткой антироссийской политики. Это Польша, Латвия, Великобритания, Канада, и, разумеется, США. Хотя, в целом, подбор участников отражает географический фактор — это страны Северной Европы, которым предстоит противостоять России на театре военных действий в этом суровом, с климатической точки зрения, регионе.
«СП»: — Французы и, особенно, испанцы выглядят достаточно экзотично в этой компании…
— Думаю, на это пошли для придания большей солидности учениям. Плюс пропагандистский компонент — дескать, в случае войны с Россией в приарктическом регионе натовские «южане» выступят единым фронтом с блоком.
«СП»: — Не имеют ли предстоящие учения, помимо прочего, символический подтекст? Во всяком случае, название «Холодный ответ-2016» невольно актуализирует в общественном сознании устойчивый фразеологизм «холодная война».
— Верно подмечено, и не только это. Напомню, что по окончании первой «холодной войны» в конце 1980 гг. американцы отказались от использования норвежских пещер в качестве элемента логистической инфраструктуры НАТО. Сегодня они снова туда возвращаются, точнее «вылезают» оттуда.
Премьер Медведев на международной конференции по безопасности в Мюнхене выразил опасение по поводу возможного отката мира к состоянию «холодной войны». И тут же, «по горячим следам» его выступления натовцы организуют «под носом» у РФ масштабные манёвры. Я понимаю, что они были заранее запланированы, и, тем не менее, всё это производит символическое впечатление. США и их подопечные опять используют инфраструктуру времён «холодной войны».
«СП»: — В последнее время южный фланг для НАТО не так актуален или это обманчивое впечатление?
— Почему же, в прошлом году натовцы оттачивали навыки взаимодействия в Испании, учения проводились и в Румынии («Платиновый орел 2015» с участием местных, а также болгарских и американских военных). Хотя северяне, действительно, всех «переплюнули», как по количеству, так и по масштабности манёвров. Это неудивительно, учитывая, что вербальные демарши по поводу «русской опасности» чаще всего идут из стран Балтии и Северной Европы. «Юг» в этом плане молчит.
Есть даже такое понятие как «финляндизация». Матёрый русофоб Збигнев Бжезинский предлагал провести «финляндизацию» Украины. Когда страна имеет формально нейтральный статус, но при этом происходит её латентное поглощение НАТО.
Всю Северную Европу охватила повальная истерия на антироссийской почве.
«СП»: — Вспоминая нашумевший фильм о «Третьей мировой», показанный BBC, не возникает сомнений, кто её инспирирует…
— Разумеется, наши старые «добропыхатели» англосаксы, которые состряпали апокалиптический сценарий. Изначально цели могут быть одни, но когда «пьеса» написана, её персонажи начинают жить самостоятельной жизнью. В итоге, политический истеблишмент ряда стран находится в параноидном состоянии.
«СП»: — Если здраво смотреть на вещи, то реальная угроза столкновения России с НАТО, скорее, может произойти не в Прибалтике, а на Ближнем Востоке из-за авантюрного поведения турецкого руководства.
— Во всём спектре военно-политических угроз и вызовов наибольшую опасность, с точки зрения возникновения конфликта высокой интенсивности, представляет Турция. Всё будет зависеть от того, насколько США и НАТО готовы приложить усилия, чтобы «загнать под лавку» своего союзника, который, складывается такое впечатление, постепенно сходит с ума.
Американцы не хотят поддерживать режим Эрдогана. Потому что это не только спровоцирует военный конфликт с Россией, но и раскол в самом Альянсе. Не думаю, что греки поддержат турок. То же самое касается итальянцев, испанцев и всего Средиземноморья. В НАТО нет единства по этому поводу. Для администрации Обамы военное столкновение с Россией в год выборов — это, вообще, событие апокалипсического масштаба. Тем более, что американцы, натворив массу глупостей и потратив уйму денег, наконец, поняли, что сотрудничество с курдами это единственный выход из ближневосточного тупика. «Умеренная оппозиция» так и не стала реальной силой, способной заставить Асада капитулировать (хотя бы в политическом плане).
И тут пришёл Эродоган и всё испортил — хочет воевать и с курдами, и с Россией. Ему говорят: «закройте границу», он ни в какую. Президенту Турции в кулуарах НАТО, конечно, «надавали по шапке», хотя публично сохранили видимость приличия и единства в Альянсе. Это кризис идеи НАТО с его установкой на коллективную оборону. Получается, что какой-то вышедший из под контроля сумасшедший может подставить всю организацию. И это закончится грандиозным кошмаром для всего мира.
Член-корреспондент Российской Академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков отметил, что в учениях «Холодный ответ-2016» участвует целый ряд стран, которые под прикрытием НАТО претендуют на расширение своей зоны влияния в Арктике.
— По сути дела, это начало борьбы с Россией за Арктику. Швеция прямого выхода в самый северный регион планеты не имеет, но, видимо, очень хочет получить. То же самое касается Финляндии. Понятно, что всей этой публике без натовского «зонтика» рассчитывать на успех в противостоянии с Россией, вообще, не приходится.
«СП»: — В этом году финны примут участие сразу в трёх натовских «зарницах». Это заявка на членство в военном блоке?
— Вполне возможно. Сейчас американцы будут формировать общий антироссийский фронт и подтягивать всех, кого только возможно. Кстати говоря, шведское руководство открыто заявляло о своём желании вступить в военно-политический союз с ними.
«СП»: — Какую угрозу таит приближение НАТО к нашим северо-западным границам?
— Это новый плацдарм для размещения баз США в непосредственной близости от России. В первую очередь, американцам важно придвинуть вплотную к нашим северным и арктическим границам элементы своей противоракетной обороны. Не секрет, что самым коротким и безопасным маршрутом для нанесения ответного ядерного удара со стороны России выступает Арктика.
Второй важный момент — от нашей северной столицы Санкт-Петербурга до границы с Финляндией чуть больше 300 км. Так что оперативно пересечь единственную железнодорожную коммуникацию (через Петрозаводск), соединяющую Центральную Россию с базами Северного флота, будет легко и просто.
Кроме того, США заинтересованы в появлении аэродромов на территории Финляндии и Швеции. На сегодняшний день те же финны имеют очень ограниченные возможности, которые резко усилятся в случае размещения американских баз.
Главный редактор журнала «Национальная оборона», член Общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко считает, что скандинавские манёвры НАТО следует воспринимать как элемент общей системы военной подготовки блока, который планирует боевые действия против России.
— Очевидно, что для успеха необходимо заниматься подготовкой на всех направлениях удара, включая Скандинавию и Арктику.
В рамках НАТО уже давно реализуется программа по поэтапному включению Швеции и Финляндии в состав блока. Даже не будучи формально его членами, эти страны участвуют в совместных мероприятиях под предлогом пресловутой «зашиты от российской агрессии».
«СП»: — Как Москве следует реагировать на этот вызов?
— Спокойно, паниковать не надо, а проводить собственные учения, наращивать группировку, наконец, разрабатывать долгосрочные стратегии. Чтобы понимать, каким должен быть алгоритм действий в случае возникновения реальной угрозы суверенитету и целостности страны.
Если Финляндия и Швеция вступят в НАТО, это будет означать серьёзное расширение возможностей Альянса в плане получения новых территории, которые можно использовать в качестве плацдарма для потенциальной агрессии против России. Хотя уже на сегодняшний день нейтральный статус этих стран это не более чем фикция. Их командование активно обменивается разведывательной и оперативно-тактической информацией со штаб-квартирой НАТО в Брюсселе в рамках общей концепции сдерживания России.
Общая программа строительства ВС, включая её компонент по развитию военного потенциала РФ в Арктике, предусматривает комплексные возможности, с помощью которых мы будем способны отразить весь спектр потенциальных угроз.