Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

F-16 вместо F-35: истребители США сорвались в штопор

Пентагон собрался выигрывать воздушные бои у наших Су-30СМ и Су-35С машинами 80-х годов

32565

Пентагон обеспокоен сокращением количества истребителей в строевых эскадрильях. Об этом сообщило авторитетное издание Flightglobal.

Портал ссылается на слова заместителя министра обороны США Роберта Уорка, который заявил, что в составе ВВС сократилось и само количество эскадрилий: если до начала операции в Афганистане (2001 год) их было 88, то сейчас — 54.

Уорк также отметил, что не уверен в возможности истребительного парка полностью перейти на боевые самолеты пятого поколения, и выразил мысль, что, возможно, возникнет необходимость эксплуатировать парк истребителей Lockheed Martin F-16 и Boeing F-15 и за пределами 2040-х годов. По словам Уорка, ВВС США будут «долгое время иметь смешанный парк истребителей пятого и четвертого поколений».

Как пишет издание, в 1990 году ВВС США насчитывали 134 эскадрильи тактических истребителей, но с тех пор были массово выведены из эксплуатации такие типы самолетов, как General Dynamics F-111 Aardvark, McDonnell Douglas F-4 Phantom и Lockheed F117 (был классифицирован как истребитель и состоял на вооружении истребительных эскадрилий), что резко сократило потенциал военной авиации. Это при том, что с новыми самолетами не все так гладко.

Из первоначально запланированных 1200 единиц истребителей пятого поколения Lockheed F-22 Raptor за все время производства было закуплено всего 187 многоцелевых истребителей, на вооружении ВВС США стоят 178 самолетов. А производство истребителей F-35 отстает от графика на шесть лет. Как отмечает Flightglobal, в год выпускается всего 48 машин — исторически самый низкий объем производства в США, в то время как норма — 80.

В ВВС США проблема не только с современными самолетами, но и с летчиками. 10 марта американское информационное издание Defence News сообщило, что несмотря на сокращение авиапарка, в настоящее время ВВС не хватает более 500 пилотов истребителей. По данным издания, американские военные опасаются, что к 2022 году дефицит достигнет 800 человек.

Исходя из всего этого, обозреватель журнала The National Interest Питер Лэйтон недавно высказал мнение: если США не перестанут надеяться на истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35, то Америка лишится возможности удержать свои позиции в развитии военной авиации, уступив пальму первенства России и Китаю.

Военный эксперт, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин согласен с тем, что причина сокращения количества истребительных эскадрилий в США в том, что на протяжении последних 15 лет количество старых самолетов, отработавших свой ресурс, превышало число машин, поступающих в войска.

— Во многом перенасыщенные электроникой F-22 и F-35 создавались для поддержания технологичности всей системы ВПК, для развития науки. Конечно, их не стоит недооценивать: тот же F-22 может барражировать на сверхзвуке, на большой высоте не все наземные комплексы способны его обнаружить. Но все-таки американские самолеты пятого поколения предназначены больше для широкомасштабной войны.

А как показывает опыт, в век гибридных, иррегулярных войн, когда у противника нет мощных систем ПВО, а зачастую и авиации, больше нужны «рабочие лошадки» — надежные, живучие, способные уйти от переносных средств ПВО самолеты, и которые при этом не разорят военную казну. Неслучайно американцы стали использовать в Сирии старые четырехмоторные OV-10 Bronco, известные со времен Вьетнама, цена летного часа которого чуть ли не в 10 раз ниже, чем у самолета 4-го поколения (как пишет CNN, менее 5 тысяч долларов по сравнению с 45 тысячами долларов у современного истребителя — «СП»).

В то же время я не думаю, что в будущем количество эскадрилий истребительной авиации будет сокращаться. На самолет F-35 есть заказы из многих союзных Штатам государств — и хотя есть страны, которые сокращают объем заказа, например, Италия — с 90 до 45 единиц, но есть и те, кто согласен его расширить. Скажем, Япония. Реализация программы по созданию «Единого ударного истребителя» F-35 изначально была разбита на этапы: на каждом таком этапе самолет будет модернизироваться и подгоняться под новый стандарт. То есть американцами задумана непрерывная цепочка совершенствования машины за счет улучшения характеристик, уменьшения массы некоторых систем, двигателя и т. д. Вся соль проекта в том, что появилась единая платформа самолета пятого поколения — и для ВВС, и ВМС, и для нужд Корпуса морской пехоты.

Кроме того, в Штатах сделан большой упор на беспилотную авиацию. Американцы — лидеры в этом сегменте, имеющие всю линейку БЛА — от микро- до огромных ударных аппаратов.

Если так судить, то в сфере бронетехники у США ситуация даже хуже, чем в авиации. В России уже выпущена опытно-промышленная партия принципиально нового танка «Армата», а в Штатах не раньше 2017−2018 годов только начнется модернизация танков Abrams, причем речь не идет о каких-то радикальных изменениях — произойдет локальное улучшение в системе управления огнем, бронезащите. С БТР Stryker ситуация такая же: увеличение калибра автоматической пушки явно не придаст машине каких-то новых свойств.

Член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук Константин Сивков считает, что ситуация с истребительной авиацией в США демонстрирует ошибочность военно-технической стратегии, которой Штаты придерживались почти четверть века. Ведь несмотря на модернизацию, истребители F-15 и F-16 — это машины, которые были переданы в эксплуатацию в 1976 и в 1979 году соответственно, а их могут оставить в строю и после 2040 года!

— США после развала Союза взяли курс на достижение абсолютного военного превосходства. Для этого им необходимо было совершить научно-технологический прорыв. Стратегия предполагала, что американцы какое-то время будут использовать традиционные системы вооружения, но через некоторое время заменят их принципиально новыми — с технологиями, которые недостижимы другим странам мира.

И американцы начали вкладывать громадные деньги в системы ПРО, принципиально новые корабли флота (например, создали эсминец Zumwalt, который стоит как несколько крейсеров УРО класса Ticonderoga), в развитие гиперзвуковых боеприпасов, нетрадиционных видов вооружений — в лазерное оружие воздушного базирования на базе Boeing (в конце концов, программа была закрыта), электромагнитную пушку корабельного базирования.

Просто заоблачные суммы были потрачены на самолеты пятого поколения — F-22 и F-35. Однако получилось, что F-22 по своим боевым качествам превосходит самолеты поколения 4++, но не столь радикально, чтобы говорить о гарантированности победы в любых условиях. Что касается работы по наземным целям, то здесь Raptor обладает довольно низкими возможностями. А ведь именно из-за нехватки денег на закупку новых F-22 американцы начали снимать с вооружения знаменитые ударные «невидимки» Lockheed F-117 Night Hawk.

F-35, который очень долго разрабатывался и должен внедрятся в войска в несколько этапов, по сути, не доделан. По цене он в несколько раз выше стоимости F-16, который должен был заменить, но по своим характеристикам превосходит его не слишком существенно.

В общем, получилось, что большинство технологических усилий оказались если не провальными, то не оправдавшими ожиданий. На ноу-хау были потрачены миллиарды долларов, однако средств для поддержания авиации в боеспособном состоянии на уровне хотя бы 2000-х годов не выделялось. Отмечу также, что F-16 и F-15 по своему технологическому уровню отстают от российских истребителей 4-го поколения Су-27, МиГ-29, а тем более — Су-30СМ и Су-35С поколения 4++. Для того, чтобы подтянуть их до уровня наших, нужна глубокая модернизация. Будут ли ее проводить или возьмутся за шестое поколение самолетов — вопрос.

— В США громадный авиапарк, не только истребительной авиации, и он требует значительных ресурсов, — говорит военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев. — Но в условиях модернизации стратегической и тактической составляющей ядерных сил, а также строительства системы ПРО, выделить одновременно с этим ресурсы на техническое перевооружение ВВС довольно сложно. В итоге получилось то, что получилось. Но ничего катастрофического для американцев в этом нет.

К слову, по некоторым данным, в 2014 год в боеготовом состоянии в составе нашей авиации находились 32 истребительные эскадрильи. Учитывая госзаказ до 2020 года, можно ожидать увеличение их количества до 37−38. А ведь к американским 54 эскадрильям нужно прибавить еще и те, которые находятся в составе ВВС стран-союзников по военному блоку НАТО.

Военный аналитик, заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков также считает, что после распада СССР, когда возникла «стратегическая пауза» и когда у США не стало сопоставимого по мощи противника, Штаты слишком много времени стали тратить на долгосрочные и дорогостоящие эксперименты с военными технологиями.

— Сейчас американцы сами накрутили ситуацию, заговорили об угрозе, начали не просто сравнивать потенциалы на бумаге и прогнозировать исход столкновения из численности ВС, а исходить из тех возможностей, которые Россия демонстрирует на различных учениях и в ходе боевой операции в Сирии. И оказалось, что реагировать надо, поскольку возникло множество пробелов.

Самые дорогие самолеты в мире — многоцелевые истребители пятого поколения F-22 Raptor, которые впервые были применены в ночь на 23 сентября 2014-го в Сирии, уже сняты с производства. Перспективный истребитель F-35, создаваемый в качестве более дешевой альтернативы F-22, также оказался крайне дорогим (по некоторым данным, один экземпляр уже обходится дороже F-22 — «СП»). Он стоит на порядок больше, чем российский самолет пятого поколения Т-50, который имеет примерно схожие тактико-технические характеристики. А раз отрыва по ТТХ нет, то это значит, что в реальном бою решающее значение будут иметь общая система ведения воздушного боя, слаженность и обученность экипажа и т. д.

Но! Речь идет только об истребителях, в целом парк боевой авиации в США весьма внушительный. Не стоит забывать, что подобные заявления американскими военачальниками делаются намеренно, чтобы вызвать, так сказать, легкую панику и выбить больше денег из Конгресса. А сейчас для этого крайне удобный момент — антироссийская риторика находится на пике. Что будет после президентских выборов — пока неизвестно: не исключено, что эта риторика усилиться, о чем говорила Хиллари Клинтон, или уменьшиться — если вдруг победит Тед Круз или Дональд Трамп. А пока военные аналитики США прямо говорят, что нужно пользоваться моментом, чтобы решать те проблемы, которые копились годами.

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня