Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Су и МиГ идут на перехват американцев

Как уничтожали самолеты-шпионы в небе над Россией

65718

В последнее время сообщения о воздушных перехватах нашими истребителями самолетов США поступают столь же регулярно, как и информация о подготовке парада Победы.

14 апреля Су-27 перехватил американский разведчик RC-135 в небе над Балтийским морем. Американским генералам этот маневр не понравился. Они заявили, что российский пилот действовал неправильно, угрожая безопасности своего американского коллеги. Тот испугался и изменил курс.

21 апреля МиГ-31 перехватил в районе Камчатки американский противолодочный самолет Р-8. При этом американские генералы выразили удовлетворение действиями российского пилота, заявив, что все было сделано грамотно.

Комментировали эти два события разные генералы, поскольку в обоих случаях российские пилоты приблизились к перехватываемым целям на одно и то же расстояние в 15 метров.

Такого рода инциденты участились в связи с обострением отношений между Россий и США. При этом Запад традиционно обвиняет в опасных маневрах российскую сторону. То есть все переворачивает с ног на голову. Поскольку в действительности перехваты являются ответной реакцией на недружественные действия натовской авиации, интенсифицировавшей разведывательные полеты у российской границы. И если бы они не встречали отпора, то самолеты-разведчики внедрялись бы в наше воздушное пространство.

При этом маневр, который Пентагон называет «опасным», является не только эффективным, но и единственным средством заставить потенциального нарушителя границ резко изменить курс. Чем меньше дистанция сближения, тем большие эмоции испытывают американские пилоты, в этом веке не сталкивавшиеся со столь непочтительным к себе отношением. Так, в середине 2014 года над тем же самым Балтийским морем пилот Су-27 подлетел к RC-135, довольно неуклюжему самолету, на расстояние около восьми метров. Американец был настолько потрясен, что с перепугу вторгся в воздушное пространство Швеции. Шведы проявили к нему значительно большее дружелюбие.

Что такое перехват воздушного судна

Если быть точными в терминологическом отношении, то все, о чем было сказано выше, это никакой не перехват. А демонстрация намерений и возможностей. Перехват — это мероприятие сил ПВО, которое предназначено для уничтожения цели либо для вывода ее из строя или принудительного приземления. В нем используются наземные службы (РЛС и командные пункты наведения на цель), зенитные ракетные и артиллерийские комплексы, а также истребительная авиация. Причем авиация специализированная — перехватчики, к которым относятся самолеты МиГ-31 и Су-27.

Читайте по теме

Последовательность действий такова. Наземные радары обнаруживают цель. Вычисляется ее координаты, расстояние, скорость, направление движения. Определяется траектория движения. И подается команда на запуск зенитной ракеты. Либо поднимается в воздух перехватчик, которому выдается полетное задание — скорость и направление полета. Что называется наведением перехватчика на цель. Следуя командам с земли, перехватчик в какой-то точке своей траектории приближается к цели на расстояние атаки. Причем он находится в положении, удобном для атаки. И либо обстреливает цель из пушки, либо поражает ракетой.

Если речь идет о принудительной посадке, то атакующий истребитель для демонстрации серьезности своих намерений делает предупредительные выстрелы из пушки. Предупредительный ракетный обстрел невозможен, поскольку ракета имеет систему самонаведения на цель.

К истребителю-перехватчику предъявляются более высокие требования, чем к самолетам, предназначенным для завоевания господства в воздухе, — по скорости и по высотности. Потому что бороться приходится с разведчиками, которые, как правило, тоже скоростные и высотные (RC-135, о котором шла речь выше, к таковым не относится).

До сих пор эксплуатирующийся в странах третьего мира, включая Украину, советский перехватчик МиГ-25 имеет максимальную скорость 3000 км/ч и потолок 27000 м. У нас он эксплуатировался с 1970 года до 2012 года. Был вооружен четырьмя управляемыми ракетами.

Су-27 при более скромных скоростных и высотных показателях (2500 км/ч и 18500 м) имеет более серьезное вооружение. Во-первых, это пушка, которой не было у МиГ-25. Во-вторых, целых 10 узлов подвески, поскольку самолет относится к классу тяжелых истребителей.

И, наконец, без сомнения, лучший в мире перехватчик МиГ-31, который сейчас модифицирован до версии МиГ-31БМ. Несмотря на то, что эксплуатируется с 1981 года, оснащение новой РЛС и системой управления вооружением привели машину к поколению 4++. У самолета появилась пушка. Оснащается 8-ю ракетами малой, средней и большой дальности (до 300 км) в различных комбинациях. МиГ-31БМ способен поражать не только любой самолет, но и крылатые ракеты. Максимальная скорость — 3000 км, динамический потолок — 29000 м, практический — 20600 м.

Противники

В середине 50-х годов в небе «блистал» Boeing RB-47 Stratojet, переоборудованный из основного реактивного бомбардировщика США. Он имел дозвуковую скорость и потолок в 13 тыс. метров, но брал своей мощью. Отстреливался из двух пушек и имел большую живучесть. За счет большой грузоподъемности (до 11 тонн) был загружен большим объемом шпионской аппаратуры, которую обслуживали три офицера. В 1954 году шесть советских МиГ-17 не смогли ничего сделать с «американцем» в районе Кольского полуострова. В том же году еще три вторжения в советские пределы прошли безнаказанно. Однако затем, начиная с 1955 года, ВВС США прощались с очередным сбитым разведчиком чуть ли ни ежегодно.

Наиболее впечатляющим стал перехват, который осуществил летом 1960 года над Кольским полуостровом капитан Василий Амвросиевич Поляков на МиГ-19.

После того, как Поляков передал на КП, что визуально определил тип самолета и его принадлежность, поступил приказ посадить нарушителя. Пилот RB-47 Уильям Палм не подчинился сигналу: «Внимание! Следуй за мной».

После чего с земли поступила команда на уничтожение цели. Поскольку Поляков находился на расстоянии 30 метров от «американца», то воспользоваться неуправляемыми ракетами было невозможно. И тогда он дал очередь из 30-мм пушки, израсходовав 111 снарядов.

У разведчика начался пожар двух двигателей. Самолет потерял управление и стал терять высоту. Экипаж, состоявший из троих человек, покинул самолет и воспользовался надувными плотами. Командир умер в воде от переохлаждения. Двоих подобрал рыболовный траулер «Тобольск». Трое операторов разведаппаратуры по неизвестным причинам самолет не покинули, и вмести с ним ушли на дно.

Появившийся в 1956 году разведчик Lockheed U-2 до сих пор обладает самым высоким в мире аэродинамическим качеством (отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению) среди серийных самолетов. По сути, это планер с реактивным двигателем. Он способен парить на высоте, превышающей 20 км, длительное время, периодически отключая двигатель. Целых 4 года он был недосягаем для советской истребительной авиации — ни один самолет не мог добраться на такую высоту. За 4 года U-2 совершил 24 полета над территорией СССР. Он засек расположение космодрома Байконур и ряда других стратегических объектов.

Однако 1 мая 1960 года был сбит ракетой только что появившейся на вооружении ПВО Советского Союза ЗРС-75. С этого момента безнаказанность U-2 канула в прошлое. Именно эти ракеты сбивали его и в Китае, и на Кубе, и во Вьетнаме. В нашем небе пилоты этого прекрасного самолета судьбу больше не испытывали.

Неоднократно модернизированный U-2 до сих пор находится в строю. Но полеты на нем летчиками воспринимаются уже не как сильно полезные с разведывательными целями, а как некое чистое искусство, как поэзия неба.

Легендарный Lockheed SR-71 Blackbird («Черный дрозд»), эксплуатировавшийся до 1998 года, был способен разгоняться до 3,3 М и подниматься на высоту 25600 метров. За счет резких маневров мог уходить от ракеты. При его создании были использованы стелс-технологии. Однако они оказались неэффективны. При высоких скоростях корпус изрядно разогревался и сильно фонил в инфракрасном диапазоне. Еще большую заметность давал реактивный выхлоп.

Довольно долго он совершенно спокойно «навещал» Камчатку, собирая развединформацию. Правда, границу при этом не пересекал. Но после появления в составе сил ПВО МиГ-31 спокойная жизнь для американских пилотов прекратилась. Хоть, разумеется, и смертельной опасности не появилось. Несколько раз пилоты МиГов в нейтральный зоне встречали «Черного дрозда». То есть ждали, когда он перегонит перехватчик на своей страшной скорости. После чего ловили «американца» в прицел, «ощупывая» лучом системы наведения. SR-71 ощутив «поджаривание», резко менял курс и уходил в сторону от Камчатки на окинавскую базу, не выполнив боевое задание.

«Пасся» разведчик и в районе Кольского полуострова. Здесь МиГи использовали ту же тактику условного перехвата. Но однажды, 27 мая 1987 года, SR-71 увлекся и оказался над нашей территорией. По тому же самому сценарию он был вытеснен в нейтральную зону.

Читайте по теме

В конце 80-х годов активность полетов «Черных дроздов» существенно снизилась. А затем и вовсе сошла на нет. Попытки США возобновить проект в 1993 году оказались безрезультатными. Официальная версия — слишком дорогая эксплуатация уникальных машин. Однако существует мнение, которое высказывалось не только в России, но и в США, что в определенной степени на отказ от использования SR-71 повлияли способные противостоять грозной машине перехватчики МиГ-31. А также принятие на вооружение новейших модификаций ЗРК С-300, способных с легкостью достать «Дрозда» в поднебесье, как бы стремительно он ни разгонялся.

Что же касается RC-135 и Р-8, которые были условно перехвачены в апреле, то для российских перехватчиков они не представляют ни малейшей проблемы. Первый создан в середине 60-х годов. Второй начал эксплуатироваться в 2013 году. Но, по сути, это пассажирские авиалайнеры, имеющие точно такие же летные характеристики. Первый набит шпионской аппаратурой. Второй патрулирует водное пространство в поисках подводных лодок. Вот только слишком близко к российским берегам ему приближаться не стоит.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня