Слабые места американского «Быстрого глобального удара»
Россия направила в Сирию катера специального назначения «Раптор».
Как отмечает военный блог bmpd, который ведут эксперты Центра анализа стратегий и технологий, на борту российского судна КИЛ-158 Черноморского флота, прошедшего утром 8 мая через пролив Босфор в направлении Сирии, находились два боевых катера, укрытых маскировочными сетями. Судя по характерным очертаниям, в САР транспортировались два российских скоростных катера специального назначения проекта 03160 (шифр «Раптор»).
Отметим, что катера проекта 03160 «Раптор» (в переводе с английского — «Хищник») — это серия быстроходных патрульных катеров, способных работать в прибрежной зоне морей, проливах и устьях рек. В конце декабря 2015 года проектировщик и изготовитель завод «Пелла» сдал Минобороны России девятый катер проекта. Из этих катеров семь официально числятся в составе ВМФ России противодиверсионными катерами (кроме головного и разъездного катера, который постоянно находится ошвартованным у причального комплекса с Национального центра управления обороной РФ на Фрунзенской набережной Москвы-реки). Как замечают эксперты, фактически эти катера используются на флотах в составе морских разведывательных пунктов специального назначения.
Какие задачи «Рапторы» будут выполнять в Сирии?
Напомним, в феврале появилась информация о том, что боевики «Исламского государства» * захватили склад с донными минами. В связи с этим, как сообщил тогда СМИ военно-дипломатический источник, корабль Черноморского флота (ЧФ) «Ковровец» будет проводить траление у берегов Сирии и такая практика станет нормой. «И хотя сомнительно, что ИГИЛовцы без морских носителей заминируют подходы к морским базам, тем не менее, запланировано регулярное траление у побережья Сирии. Даже если информация не подтвердится, то траление станет нормой в целях безопасности кораблей и экипажей», — отметил источник.
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов полагает, что «Рапторы» в Сирии будут использоваться для охраны водного района и прибрежной линии.
— Катера нужны для противодиверсионной обороны, причем не сколько нашей корабельной группировки, сколько гражданских судов, которые прибывают в Сирию.
Капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков считает, что, возможно, переброска двух катеров «Раптор» связана и с планирующимся выходом правительственных войск к реке Евфрат и необходимостью организации там боевых действий.
— Данные катера решают задачи в прибрежной морской зоне и на реках. Однако с момента вмешательства России в сирийский конфликт прошло уже больше полугода, поэтому логично предположить, что переброска «Рапторов» сейчас продиктована новыми обстоятельствами.
Военный эксперт Владимир Евсеев говорит, что теоретически можно предположить, что катера могут быть использованы для переброски групп спецназа внутри страны, однако если посмотреть на конфигурацию фронта и расположение сил, то станет ясно, что российский спецназ не сможет действовать на реке Евфрат, поскольку именно вдоль нее сосредоточены основные силы боевиков ИГ. Единственная дружественная сила, которая контролирует участки реки на севере страны, это — курды.
— Что касается других водоемов, то их в Сирии довольно мало. К востоку от реки Эль-Аси или Оронт, которая протекает по равнинам Хомса и Хамы, сейчас ведутся боевые действия, но вряд ли там нужны катера, тем более что в отличие от Евфрата сейчас Оронт — это небольшая речушка. Кроме того, непонятно, как их транспортировать. Известна практика американцев — доставка катеров со спецназом на вертолетах для тех или иных операций, однако таким образом перемещают жёстко-корпусные надувные лодки RHIB. Транспортные вертолеты Ми-8 способны поднимать до 4 тонн груза за счет внешней подвески, и «Рапторы» они поднять не в состоянии.
Поэтому катера, скорее всего, банально будут использоваться для охраны базы в Тартусе. Однако тот факт, что их не перебросили туда раньше, может говорить о том, что российские военные имеют информацию о проведении каких-то диверсий исламистами, тем более что среди них, судя по всему, хватает иностранных инструкторов.
Член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский замечает: патрульный катер «Раптор» — это основное средство противодиверсионной обороны.
— Они изначально предназначались для охраны районов базирования, портов, мест стоянок кораблей
Почему «Рапторы» были раньше не переброшены в Сирию для охраны базы в Тартусе? Во-первых, серию должен был завершить катер, который был получен ВМФ сравнительно недавно — в конце декабря 2015 года. Во-вторых, не исключено, что действительно нашими военными могла быть получена информация о возможных терактах. Боевики ведь не только «шахид-мобили» используют для атак, но, как я уже сказал, и катера.
Что касается использования «Рапторов» на реке Евфрат, то это, на мой взгляд, фантастика. С учетом всех факторов там для проведения операций нужны корабли типа бронекатеров времен речных флотилий во Второй мировой войне. По сравнению с ними «Раптор» имеет довольно слабую защиту и может быть «прошит» очередью из обычного армейского пулемета.
Слабые места американского «Быстрого глобального удара»
Однако руководитель Экспертного совета по обороне Госдумы РФ, капитан 1-го ранга запаса Борис Усвяцов считает, что переброска катеров «Раптор» осуществляется в соответствии с планом укрепления российского ПМТО (пункта материально-технического обеспечения) в Тартусе.
— В Сирии они будут использоваться, во-первых, в качестве рейдовых катеров, то есть для поддержания установленного режима входа и выхода, стоянки и передвижения кораблей и судов на рейдах и в портах. Как известно, наши боевые корабли там находятся на внешнем рейде из-за соображений безопасности. Так вот для того, чтобы так сказать, «освежить» средства ПМТО как с точки зрения безопасности, так и поддержания жизнедеятельности кораблей (доставки личного состава, продуктов
Во-вторых, «Рапторы» будут патрулировать заданный район. Ведь не секрет, что наш ракетный крейсер (будь то флагман ЧФ «Москва» или сменивший его «Варяг» Тихоокеанского флота) и другие корабли охраняется морпехами и боевыми пловцами, которые постоянно обследуют дно и корпуса кораблей под водой, чтобы не допустить закладки мин и терактов.
Справка «СП»
Проект 03160 «Раптор» разработан в КБ ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» по заданию ВМФ России. По не подтверждённым данным в разработке проекта приняли участие специалисты шведской компании Dockstavarvet, создавшей и строящей катера Strb 90H/CB90. То есть «Раптор» представляет собой фактически лицензионный вариант шведских малых боевых катеров.
Предназначен для выполнения следующих задач: патрулирование акватории, оборона пунктов базирования ВМФ, обеспечение безопасности судов на незащищенных рейдах, обнаружение, перехват и задержание малых целей, скоростная доставка групп с вооружением, снаряжением и оборудованием, обеспечение действий подразделений спецназначения, осуществление поисково-спасательных работ.
Общая длина катера — 17 метров, ширина — около 4 метров, вес пустого — 8 тонн. Силовая установка общей мощностью 2000 л.с. позволяет «Раптору» разгоняться до 50 узлов. Собственный экипаж катера — два человека. Кроме того, имеется помещение с местами для 22 человек — десанта, медиков
На катере установлен дистанционно управляемый оператором боевой модуль «Управа-Корд» разработки ОАО «НПО «Карат», состоящий из пулемёта «Корд» калибра 14,5 мм. Система способна обнаруживать цели на фоне помех, просчитывать траекторию движения цели и корректировать огонь с учётом поправки на внешние факторы. На катере также побортно смонтированы два пулемета «Печенег» калибра 7,62 мм.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.